Найти в Дзене

ПРОРОК ОСИЯ (ч.11): ГРЕХИ И НАКАЗАНИЕ

(Осия 10) В этой главе Осия проповедует весть, изобилующую фигурами речи, относящимися к сельскому хозяйству. Израиль — словно плодовитая лоза (10:1), но свои плоды он употреблял не во славу Бога. На народ обрушится суд: сорняки задушат растущий урожай (10:4). Народ также будет, как «обученная телица, привычная к молотьбе», но на ее шею возложат ярмо и заставят тянуть плуг (10:11). Божий народ был призван «сеять... правду» (10:12). Они «возделывали нечестие» и пожнут «беззаконие» (10:13), если не покаются. Основная весть — та же, что и в предыдущих стихах: грех Израиля принесет гибель. «Израиль — ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры. Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их» (Ос. 10:1, 2). Стих 1. Осия говорит о богатстве царства. Израиль благоденствовал, как ветвистый виноград — лоза, тяжелая от гроздьев. Другие
Оглавление

(Осия 10)

В этой главе Осия проповедует весть, изобилующую фигурами речи, относящимися к сельскому хозяйству. Израиль — словно плодовитая лоза (10:1), но свои плоды он употреблял не во славу Бога. На народ обрушится суд: сорняки задушат растущий урожай (10:4). Народ также будет, как «обученная телица, привычная к молотьбе», но на ее шею возложат ярмо и заставят тянуть плуг (10:11). Божий народ был призван «сеять... правду» (10:12). Они «возделывали нечестие» и пожнут «беззаконие» (10:13), если не покаются. Основная весть — та же, что и в предыдущих стихах: грех Израиля принесет гибель.

ИХ ТЕПЕРЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Чем больше плодов, тем больше жертвенников для идолослужения

«Израиль — ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры. Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их» (Ос. 10:1, 2).

Стих 1. Осия говорит о богатстве царства. Израиль благоденствовал, как ветвистый виноград — лоза, тяжелая от гроздьев. Другие Писания тоже изображают Израиль в виде виноградной лозы, которую Бог посадил в земле обетованной (Втор. 32:32; Пс. 79:9–14; Ис. 5:1, 2; Иер. 2:21).

Еврейскому слову бакак, переведенному как «ветвистый», в еврейских словарях посвящены две отдельные статьи. В одной из них глагол определяется как «буйствовать, плодиться, роскошествовать», а в другой ему приписывается противоположное значение: «разорять, опустошать». Некоторые (английские) переводы следуют второму определению: «Израиль — испорченный виноград» (NJPSV), «Израиль — бесплодный виноград» (KJV). Но большинство версий всё же согласны с тем, что виноград был «ветвистый» или, как сказано в РБО, «роскошная лоза».

Богатства Израиля, которые можно было использовать во славу Бога и для помощи бедным, безрассудно тратились на строительство жертвенников для идолослужения и кумиров, изображавших лжебогов. То, чем Бог благословил народ, они использовали, чтобы бесчестить Его.

Стих 2. «Разделилось сердце народа». «Разделилось» — близкий к буквальному перевод слова халад. Эту идиому обычно понимают так, что их сердце «обманчиво» (НРП), что они старались «обмануть Бога» (Совр. пер.). Народ действительно разделился в своей приверженности. Они пытались поклоняться единому истинному Богу по-язычески и одновременно поклоняться идолам.

Однако они не будут строить свои жертвенники и кумиры безнаказанно. За их неверные сердца — за то, что они не демонстрировали истинную веру в одного истинного Бога, — Он сочтет их виновными и разрушит эти предметы идолослужения. Он сделает с израильскими жертвенниками и священными камнями то, что они должны были сделать с подобными предметами хананеев (Втор. 12:3).

Нет страха перед Богом

«Теперь они говорят: "Нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь — что он нам сделает?" Говорят слова пустые, клянутся ложно, заключают союзы; за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля» (Ос. 10:3, 4).

Стих 3. Свое богатство израильтяне тратили на лжебогов. Они не признавали Господа своим царем. В данном случае «нет у нас царя» поясняется придаточным предложением «мы не убоялись Господа», поскольку термины «царь» и «Господь» употреблены как синонимы. Презрение Израиля к Богу далее выражено вопросом «а царь — что он нам сделает?» Этим они намекали, что Бог бессилен помочь им (или, если уж на то пошло, причинить им вред).

Неправильно утверждать, что этот стих говорит о буквальном царе Израиля и что в будущем у израильтян не будет царя. Ошибочно также думать, что эти слова указывают на, как правило короткие, периоды правления последних израильских царей, которых часто убивали (4 Цар. 15:8–31).

Стих 4. Осия продолжает описывать лживость народа. Их «слова пустые, они клянутся ложно, заключая союзы», — видимо, они лгали под клятвой и/или нарушали свои клятвы. Как результат, их суд, или судебная система, был таким вредным, как ядовитая трава. Иными словами, среди тех, о ком говорил Осия, не было правосудия.

Заявление, что суд явится, как ядовитая трава на бороздах поля, понимают по-разному. Одно предположение — что «пустые союзы» привели к тому, что в народе распространилась несправедливость. Английская версия CEV говорит, что они «обращают справедливость в ядовитую траву, где должны расти здоровые растения» (см. Ам. 5:7; 6:12). Другое мнение — что лживые клятвы приводили к спорам в суде. Этот взгляд поддерживает НРП: «суд явится над ними, словно ядовитые сорняки на вспаханном поле».

ВО ВРЕМЯ ПЛЕНЕНИЯ

Слава превратилась в постыжение

«За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нём народ его, и жрецы его, радовавшиеся о нём, будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него. И сам он отнесён будет в Ассирию, в дар царю Иареву; постыжён будет Ефрем, и посрамится Израиль от замысла своего. Исчезнет в Самарии царь её, как пена на поверхности воды. И истреблены будут высоты Авена, грех Израиля; терние и волчцы вырастут на жертвенниках их, и скажут они горам: "Покройте нас", и холмам: "Падите на нас". Больше, нежели во дни Гивы, грешил ты, Израиль; там они устояли; война в Гаваоне против сынов нечестия не постигла их. По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы, и они будут связаны за двойное преступление их» (Ос. 10:5–10).

Стих 5. В этой главе на первый план выдвигается Вефиль, что значит «дом Божий» (10:15). Здесь он назван Беф-Авен — «дом беды», или «дом тщеты» — потому что там проводились ритуалы идолослужения. Вефиль был тем южным городом, где Иеровоам поставил золотого тельца, чтобы народ ему поклонялся; он также поставил идола в виде тельца в северном городе Дане (3 Цар. 12:28–30).

В результате того, что Израиль отверг Господа, народ вместе с его идолами будет отведен в плен. «Жители Самарии» (народ северного царства) «вострепещут и восплачут» о золотом тельце, которого Иеровоам установил в Вефиле. Любовь жрецов к этому бесполезному рукотворному предмету выявится, когда они только и смогут, что плакать о нем. Может, они восплачут потому, что были искренне преданы этому идолу, а может потому, что потеряют источник своего дохода.

Победы Ассирии над народами рассматривались как победы над богами этих народов (4 Цар. 18:33–35). После завоевания того или иного народа ассирийцы обычно несли его идолов на свою родную землю в триумфальном шествии.

Упоминание о славе идола тельца может указывать на его изысканность и красоту. Предсказание, что его слава отойдет от него, напоминает плач невестки Илия, когда филистимляне забрали ковчег завета: «Отошла слава от Израиля» (1 Цар. 4:22).

Стих 6. Из Вефиля телец отнесен будет в Ассирию, в дар ассирийскому царю Иареву, который здесь назван таким именем. Когда это произойдет, Израиль постыжен будет и станет сожалеть о том, что народ послушал замысла своего, то есть сделал по-своему. Они совершили глупость, поверив в идолов, вместо того чтобы уповать на Господа.

Стих 7. Израиль верил также в своего царя, но тот был бессилен спасти их. Народ со своим царем исчезнет, будет отведен в плен в Ассирию. Они будут такими же беспомощными и слабыми, как «ветка [плывущая] по течению» (НРП). Еврейское слово кетсеп, «ветка», в некоторых древних версиях переведено «пена», как в Синод. пер. Пена на поверхности воды тоже передает идею нестабильности и мимолетности (см. Иов. 24:18).

Стих 8. «Авен», сокращенная форма от «Беф-Авена» из стиха 5, — это снова пренебрежительная ссылка на Вефиль. Когда золотого тельца унесут из Вефиля, другие языческие жертвенники, построенные на высотах по всему Израилю (10:1), будут истреблены. Терние и волчцы («терновник и колючки»; НРП) вырастут там, где они когда-то стояли. Очевидцы разрушения жертвенников победившими ассирийцами в отчаянии «скажут... горам: "Покройте нас", и холмам: "Падите на нас"», — как будто горы и холмы смогут защитить их от захватчиков. В Новом Завете эти слова приведены как реакция некоторых людей на разрушение Иерусалима, а также на второе пришествие Христа (Лк. 23:30; Отк. 6:16).

Стих 9. Израиль грешил уже во дни судей, когда мужчины Гивы изнасиловали и убили наложницу приезжего. Теперь же израильтяне («сыны нечестия») могли ожидать поражения в войне в том месте, где они согрешили. Однако Осия не ограничивает разрушение от рук ассирийцев территорией вокруг Гивы. «Гива» символизировала греховность народа, и «в Гаваоне» («в Гиве»; НРП) означает, что народ будет наказан там, где грешил (везде).

«Там они устояли», — говорит Осия. В НРП сказано: «таким ты и остался». Осия этим как бы заявляет: «Там они находятся в своем грехе и позоре, готовые к скорой гибели!»

Стих 10. Гибель народа произойдет в то время, когда того пожелает Бог («по желанию Моему»), и осуществят Его замысел народы других стран. Эти иноземцы соберутся против них, чтобы связать и отвести в плен. Там Божий народ будет наказан за двойное преступление.

Возможны и другие толкования «двойного преступления»: израильтяне были чрезвычайно нечестивыми, то есть виновными вдвойне. «Двойное преступление» можно перевести «двойной грех» (НРП). Хейли приводит ряд толкований и делает вывод, что двойным грехом Израиля могло быть их нежелание признавать Господа царем, когда они завели у себя монархию (1 Цар. 8) и нежелание признавать Господа Богом, что выразилось в поклонении идолам. Однако эти преступления можно связать и с поклонением двум тельцам, одному в Дане и другому в Вефиле. Батлер пишет, что двойной грех — это «идолослужение» и «поставление царей по собственному желанию». Хаббард думает, что это «прошлое преступление в Гиве, состоящее в укрывании преступников и провоцировании гражданской войны и относительно недавнее преступление стимулирования враждебности и кровопролития в столкновении между Сирией и Ефремом».

От приятных дней к тяжкому труду

«Ефрем — обученная телица, привычная к молотьбе, и Я Сам возложу ярмо на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить» (Ос. 10:11).

Стих 11. Ранее Осия сравнивал Израиль «упрямой телицей» (4:16). А здесь он говорит, что народ — как обученная телица, «послушная, легко управляемая, полезная» (Хаббард). Работа «обученной телицы» состояла в молотьбе, что было приятным занятием, так как ей позволено было есть от собранного зерна (Втор. 25:4; Иер. 50:11). Эта метафора изображает дни, когда Израиль был послушен Господу и потому был Им благословлен.

Ситуация Израиля изменится и станет намного труднее. Наученной молотить копытами телице придется учиться тащить молотильную доску (2 Цар. 24:22). Когда она привыкнет к этой работе, ее обучат более тяжелому труду — пахать поле (3 Цар. 19:19). За то, что Израиль восстал на Бога, Он возложит ярмо для тяжелой работы ему на шею.

Осия этим говорит, что если когда-то Божий народ был полезным и послушным, то теперь перестал быть таковым, и за это Бог накажет их тяжелым «ярмом». Хейли в этом отрывке видит предсказание рабства: «Яхве возложит тяжелое ярмо на его тучную (в РБО прекрасную) шею, и наездник станет управлять им. Это произойдет, когда Израиль будет отведен в "Египет" — в рабство, которое ждало его впереди». Хаббард же видит в этом просто предсказание тяжелого будущего: «Суть всей угрозы состоит в том, что с этого времени, поскольку народ перестал ценить Божьи милости... его жизнь... станет намного труднее». Этот суд испытают на себе и Ефрем (северное царство) и Иуда (южное царство) — то есть Иаков (весь народ в целом).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ГРЯДУЩЕМ НАКАЗАНИИ

«Сейте себе в правду, и пожнёте милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придёт, дождём пролил на вас правду. Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих. И произойдёт смятение в народе твоём, и все твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел в день брани: мать была убита с детьми. Вот что причинит вам Вефиль за крайнее нечестие ваше. (11:1 На заре погибнет царь Израилев!)» (Ос. 10:12–15).

Стих 12. Осия хотя и был пророком гибели, тем не менее призывал народ покаяться, чтобы избежать назначенного им наказания и/или изведать Господни благословения после того, как наказание закончится. Продолжая метафору из области сельского хозяйства, Осия наставляет их поступать праведно («сейте себе в правду») и проявлять милость, распахивать новину и искать Господа. «Новина» — это нераспаханная, незасеянная земля (НРП). Смысл сказанного в том, что Израиль не сеял «в правду» («праведность»; НРП) и «милость» или еще что-либо доброе, но теперь должен это делать. Это достигается покаянием в своих грехах и подчинением Божьей воле. И тогда, говорит Осия, Бог в Свое время придет и дождем прольет на них правду. Как тщательно возделанная и орошенная обильным дождем земля, они будут благословлены и соберут богатый урожай праведности.

Когда именно Бог придет, чтобы «дождем пролить праведность» на народ, не уточняется. Наверное, это обещание так и не было реализовано, потому что Израиль не выполнил условия, которых требовал Бог. Поскольку народ, несмотря на мольбу Осии, не захотел сеять «правду» и «милость», возможно Господь, вопреки Своему намерению, так и не «пролил... правду» на народ.

Стихи 13, 14. Хотя Осия призывал к покаянию и обещал благословения от Бога (10:12), на настоящее и будущее Израиля он смотрел без оптимизма. В прошлом и настоящем они возделывали нечестие, вели неправедный образ жизни. В результате они пожали беззаконие, то есть уже испытали на себе беззаконие со стороны других. Кроме того, они ели плод лжи, сами же испытывая негативные последствия своего лукавства. Этот плод, несомненно, был горьким на вкус. Поэтому Осия говорит, что они пожинают то, что посеяли (см. Гал. 6:7), и однажды пожнут еще больше посеянного.

Затем Осия останавливается на одном конкретном грехе Израиля, который приведет к гибели: они понадеялись на множество ратников и, как показывает контекст, на крепкие твердыни, которые должны были защитить их, а вовсе не на Бога. Господь, произведя среди них смятение (слово, означающее рев битвы), продемонстрирует, как глупо было с их стороны не верить в Него. Захватчики разрушат их укрепления, как Салман разрушил Бет-Арбел в страшной битве, когда матерей убивали вместе с детьми.

Хотя описанная здесь жестокость больше нигде в Библии не упоминается, слушатели Осии явно хорошо знали о ней. Из этого описания вытекают два головоломных вопроса. Во-первых, кто такой Салман? Вот наиболее распространенные предположения: (1) Салманезер III, ассирийский царь, который, возможно, напал на Израиль после войны с Дамаском в 841 г. до н.э., (2) Салманезер V, который взял в осаду Самарию, что привело к ее захвату в 722 г. до н.э., и (3) Салмани, моавитский царь, упоминаемый в летописях Тиглатпаласара III.

Во-вторых, где находился Бет-Арбел? Некоторые идентифицируют его с Ирбидом в Заиорданье, располагавшимся напротив Беф-Сана. Другие связывают его с Арбелой на вершине горы Арбель на западном берегу Галилейского моря. Гора Арбель известна своими крутыми скалами на северной стороне.

Стих 15. Израиль за его крайнее нечестие постигнет та же судьба, что постигла Вефиль, один из центров поклонения идолам. «На заре — в начале дня битвы — погибнет царь Израиля». (В Синод. пер. и НРП эта фраза находится в стихе 1 следующей главы). Последний вождь Израиля по имени Осия будет пленен (см. 4 Цар. 17:1–6). Народ, который не признал Бога своим Царем, останется без земного царя. История свидетельствует о точности этого стиха: последний израильский царь, Осия, был пленен ассирийский завоевателем Салманасаром V еще до фактического начала осады Самарии.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻