После появления Топаса, ни одна АУ не вызвала такую бурю обсуждений, как Евробион.
И это понятно. Заявленные параметры впечатляли.
Один компрессор, без блока управления и электромагнитного клапана, увеличенный, по сравнению с предшественниками, залповый сброс, самостоятельное обслуживание – 1 раз в 6 месяц (по регламенту Топаса и Астры в то время было 1 раз в 3 месяца).
К тому времени народ уже «наелся» регулировкой фаз, прочисткой трубок и прочими забавами вокруг Топасов и Астр, так что более простое и понятное устройство Евробиона добавляло привлекательности системе.
Цилиндрический корпус давал экономию на материале, что позволяло держать цену ниже конкурентов. Ну, и родословная что надо – от создателя ЮБАСа, а если чуть копнуть – то еще и российских Топасов и Астр.
На фото ниже - прототип современной модели Евробион-АРТ - модель 20009-го года Евробион 509, в квадратном корпусе, как у Топаса и ЮБАСа, которая выпускалась совсем недолго.
В 2011 году пошла в серию версия в «круглом», цилиндрическом корпусе = Евробион 511. В дальнейшем, первая цифра маркировки отражала производительность системы – на 5, 8 и более человек, две последующие цифры – год начала серийного производства модели.
Ниже – картинка из паспорта 512-й модели, версия с самотечным отведением воды, и описание ее работы.
Стоки из дома попадают в приемный отсек – аэротенк, где подвергаются интенсивной аэрации. При этом происходит их первичное разложение на удобоваримые для бактерий кусочки, и дальнейшая переработка бактериями активного ила. В аэротенке, в насыщенной кислородном среде, за пару циклов рециркуляции – где-то часа за два, сточная вода проходит более глубокую переработку, чем в септике за 2 – 3 суток.
На фото ниже: Аэротенк после откачки. Внизу – аэратор, под ним – первичный отстойник, в углу слева – иловый насос, справа – КПА. В правом нижнем углу – труба-тяга для открытия промежуточного дна.
Итогом ее является «нитратная» вода: в ней практически отсутствуют БПК и аммоний, они переходят в растворенные в воде нитриты (NO2) и нитраты (NO3). При этом, самих нитратов 200-300 мг/л, при норме для выходящей воды 45. Дальнейшая очистка сводится к денитрификации этой воды, то есть освобождению ее от нитритов и нитратов, и очистки от взвешенного веществ, в основном, отработавшего ила.
Денитрификация производится теми же бактериями активного ила, но в отсутствии кислорода. В таких условиях, бактерии, чтобы дышать, отрывают от молекул нитратов кислород, тем самым превращая «нитратную» воду в химически нейтральную, с небольшим остатком БПК и cаммонием, близким к нулю. При этом освобождается азот, который в виде газа удаляется из септика через фановый стояк. Сам азот безвреден и запаха не имеет.
Все эти чудеса происходят при концентрации активного ила в установке от 5 - 10% и выше. В достижении такой концентрации сводится биологический запуск установки. Концентрация устанавливается по «банке» - пробе воды из работающего аэротенка после 30 минут отстаивания.
«Рабочей» считается концентрация ила ок. 20%, при ней заявленные параметры, как правило, выдерживаются.
Процесс денитрификации проходит в первичном отстойнике, под аэротенком. Для его успешного протекания, нужен свободный углерод – питание для бактерий, а его, как раз, много в придонном осадке, который через щелевые отверстия в промежуточном дне, попадает из аэротенка и скапливается на дне первичного отстойника. Этот осадок постоянно «взбадривает» бурлящая воздухом трубка КПА – крупнопузырчатого аэратора, чем обеспечивается контакт с поверхностью хлопков активного ила.
В модели 12-го года, рециркулятор возвращает активный ил со дна вторичного отстойника , куда вода попадает из первичного через переливное отверстие, а иловый насос постоянно поднимает прошедшие первичную обработку загрязнения и осевший ил обратно в аэротенк, чем обеспечивается их глубокая переработка.
Постоянную скорость циркуляции воды обеспечивает запатентованный Ю.О. Бобылевым выходной дозатор Аэрослив. Он представляет из себя U-образную трубку d 50 мм, приемный торце которой запаян круглым «пятаком» с отверстием d16 мм. При подъеме уровня воды в септике от прихода новых стоков, вода стремится в это отверстие, чтобы, пройдя трубку, вытечь наружу. Ее свободному движению препятствует воздушный пузырь, который «надувается» от подачи малым расходом воздуха снизу и удерживается «пятаком» с отверстием. Выходящие из отверстия пузыри отгоняют от входа в него крупные взвеси и мусор. При рабочем (неснижаемом) уровне в установке, который равен 145 см, воду из септика в трубку пузырь совсем не пропускает.
На фото: емкость для насоса, на которой закреплен U-образный дозатор Аэрослив; на торце белой трубке – входное отверстие Аэрослива d16 мм
При подъеме уровня выше, давление «новой» воды понемногу продавливает сопротивление пузыря, и она начинает вытекать из противоположного конца U-образной трубки.
На практике это выглядит так.
Положим, вы слили ванну в Евробион. Если бы не работа дозатора, эта ванна вытекла бы наружу с той же скоростью, что и пришла. Система была бы проточной, по типу Твереобразных септиков 2 поколения – сколько втекло, столько и вытекло.
Работа дозатора удерживает пришедшую воду в аэротенке, при этом наружу через Аэрослив выходит прошедшая очистку вода из вторичного отстойника. Скорость отведения составляет 60 – 150 литров в час – в зависимости от уровня воды в септике.
Таким образом, в процессе циркуляции по кольцу «аэротенк - первичный отстойник», вновь поступившие стоки обрабатываются в технологических отсеках примерно одно и то же, необходимое для оптимальной очистки время, так как скорость циркуляции практически постоянна и меняется незначительно.
Если уровень пришедшей в установку воды повысился на 50 см, что соответствует объему максимального залпового сброса (например, слили одновременно 2 ванны), давление воды полностью продавливает воздушный пузырь и она потоком выходит наружу. Это предотвращает затопление приборного отсека в случае превышения объема залпа. При падении уровня воды до рабочего, «пузырь» в Аэросливе снова надувается и работа дозатора восстанавливается.
Кстати сказать, под залповый сброс задействован объем над всей рабочей поверхностью, за счет чего в Евробионе 5 он равен 390 литров – для самотечной версии, и 320 л для Евробион 5 пр. – с емкостью под насос для принудительного отведения. Это значительно больше, чем у Топас 5 (200 л) и ЮНИЛОС Астра (250 л).
Вторичный отстойник в Евробионе служит для осаждения активного ила и организации отведения воды из установки. В его придонной части завершается денитрификация. Всплывающий на пузырьках азота ил образует на поверхности биопленку, которую разрушает своей работой КПА – разбиватель биопленки и ее ошметки принудительно засасывает воронка дегазатора, «бурбулит» внутри, освобождая от газа, и по 110--й трубе, отправляет на дно.
Если этого не делать, или, если дегазатор работает некорректно, биопленка очень скоро превращается в шапку-кекс, которая сорбирует на себе ил, и он перестает возвращаться в аэротенк.
В итоге – «кекс» во вторичном, аэротенкк без ила, на выходе - повышенные нитраты, к которым добавляется аммоний - от анаэробного разложения субстанции кекса.
(На фото выше – частично откаченный вторичный отстойник, в левом углу – приемное отверстие Аэрослива, в правом - воронка Дегазатора и 110-я труба, по которой ил после дегазации отправляется на дно. (На фото ниже – Дегазатор)
В 512-й модели на белой трубе на входе в Аэрослив появился третичный отстойник – 110-я труба с приемным коленом 45 градусов, в трубе находится ерш, улавливающий крупный ил, фото ниже.
Роль стабилизатора ила, в котором в Топасообразных скапливается и минерализуется отработавший старый ил, в Евробионе играет первичный отстойник. В нем же идет денитрификация «нитратной воды» из Аэротенка.
«В получившемся живом осадке (на дне первичного отстойника – АГ) начинаются процессы конкурентной борьбы, в результате чего, слабые виды биомассы отмирают, и происходит процесс самоокисления части активного ила, уменьшая его прирост» - это из паспорта установки. Как раз процесс самоокисления активного ила ведет к уменьшению его накопления на дне и, таким образом, к увеличению промежутков между плановыми откачками до полугода.
Кроме того, при перерывах в поступлении новых стоков, проходящий поток воды, подхватывает хлопья ила, и молодые бактерии используют их в качестве питания. В таком режиме активность ила может сохраняться несколько месяцев, максимально – до трех.
Первичный отстойник отделен от Аэротенка промежуточным дном. Оно открывается нажатием на трубку-тягу вниз. В отрывшийся проем при обслуживании опускается дренажный насос.На фото выще: под Аэратором - частично приоткрытое промежуточное дно.
Монтируется Евробион в подготовленный котлован согласно монтажной схемы, нижний метр корпуса обсыпается песчанно-цементной смесью 5:1 – для уменьшения давления грунта на корпус и «якорению» от всплытия установки.
Технологическая схема, теоретически, выглядит очень нарядно. Теоретически.
Как все это работает на практике, о пути на дороге к совершенству и его итогам – в следующей публикации.