Периодически вношу разнообразие в свою жизнь многодетной матери и куда-нибудь выбираюсь. К тому же осознала: 20 лет живу недалеко от Москвы. Но все ее прелести, помимо того, что там надо много работать, обошли меня стороной.
Поэтому теперь изыскиваю возможности и на прошлой неделе посетила «Современник». Спектакль «Чагин» по одноименному роману Евгения Водолазкина. Может, кто читал, но я прежде – нет. Поэтому заранее ознакомилась с кратким содержанием, и что самое главное – с отзывами тех, кто уже сходил.
Отзыв по большей части были восторженные. Например:
Это праздник души и мозга! Все хороши, столько находок режиссера на сцене! Целая жизнь за 4 часа, были компанией 40-50лет, восторг! Мечта сводить других всех, но поздно заканчивается, вот бы днем в выходные сыграли еще. Как давно такого качества не видели, ходим постоянно лет 25 в разные театры, а тут и свет, и редкая музыка, и декорации уместны ко времени - пища для ума и эстетика для глаз прям!
Ну, и я тоже пошла. Зал был полон, висела табличка «Все билеты проданы». И свободных мест я действительно не увидела. Цена билета 4000-12000 руб.
Спектакль идет 4 часа с двумя антрактами. И я была в ожидании если не фееричного впечатления, то как минимум пищи для «ума и сердца». Обычно после любого просмотра – кино или спектакля - всегда есть о чем подумать. Иногда думаешь, пережевываешь идеи и заложенные смыслы неделю.
Так вот, «Чагин» стал исключением – пережевывать оказалось нечего. Ушла со спектакля во 2 антракте, и в голове не было ни одной мысли, которую хотелось бы обсудить. Ну разве что: «Ой, хорошо, что я на улице, свежий воздух и сейчас поеду домой».
О чем роман
Казалось бы, сюжет неплох. Чагин – это юноша с необычными способностями. Он запоминает абсолютно любой текст и информацию, приехал учиться в Ленинград из Иркутска. Действие происходит в 50-е годы прошлого столетия.
После окончания ВУЗа такую светлую голову вербует КГБ. Мог бы отказаться, но тогда его бы отправил обратно в Иркутск. А тут дают не только работу в Ленинграде, но даже квартиру. Чагин несколько беспечен и делает вид, что не понимает сути вещей, что это просто безобидная игра. Очень уж хочется в Ленинграде остаться.
Чагина внедряют в группу свободомыслящей молодежи. Где он влюбляется в девушку Веру. А потом предоставляет КГБ информацию о том, что кружок читает запрещенную литературу. Лидера этого кружка сажают на 8 лет. Вера, узнав о том что всех сдал Чагин, расстается с ним навсегда.
После того у главного героя начинается волна мытарств. Отягощена она тем, что его феноменальная память теперь ему не помогает, а наоборот. Он не может забыть, что сделал.
И, казалось бы, такой внутренний надрыв можно было развернуть так, чтобы зритель смотрел, сопереживал. Но нет. Со сцены идет периодически юмор и женщины в зале смеются. Мне, признаться, смешно не было.
Еще там поют, веселятся.
И веселятся действительно хорошо. Самое яркое впечатление - это песни приятеля Чагина.
Что не понравилось
У Водолазкина Чагин находит в себе силы преодолеть этот внутренний надлом и жить дальше полноценную жизнь. Это надо было как-то показать и на сцене - что главный герой личность глубокая и серьезная. Но досматривать финал даже не захотелось.
Мне показалось это все немного «ни о чем». Совершенно непонятная задумка режиссера – сделать из серьезного произведения что-то среднее между комедией и трагедией, а по факту небольшой водевиль.
Поискала еще отзывы в интернете и поняла, что я не одна такая:
Спектакль не зашёл, довольно уныло и грустно. Была мысль уйти в антракте, а их два. Но дел не было, потому высидел. Единственное, что понравилось - это пение, голоса хороши. Пошёл бы второй раз? Конечно, нет. Посоветовал бы кому-нибудь? Тоже нет. Шёл на удачу, в отзывах кто-то писал об искрометном юморе... Не заметил. Не знаю, короче не и ещё раз нет.
Я пока сделала пока только один вывод: мне театр Современник видимо не подходит. Не знаю, кто-нибудь читал Водолазкина? Как вам его тексты? Может они не для сцены просто?
Еще почитать: