Прививка радости и счастья – так можно охарактеризовать яркое и жизнеутверждающее искусство петербургской художницы Веры Егошиной.
Родившись в семье известных ленинградских живописцев, представителей группы «Одиннадцать» Германа Егошина и Валентины Рахиной, её творческая судьба была практически предрешена. С самого детства она рисовала, продолжая традиции семьи, привносила в них новаторские идеи и краски нового поколения. Окончив СПбГХПА им. А.Л. Штиглица по кафедре живописи и реставрации, она окончательно выбрала для себя непростой путь художника, которому остается верна по сей день.
В ее творческом багаже – немало персональных выставок и творческих проектов. Нынешняя выставка в галерее «Общество поощрения художеств» знакомит с искусством Веры Егошиной в контексте ленинградской школы живописи и преемственности поколений. Объединившись с другими художниками нового поколения – Анной Корнильевой и Ильей Овсянниковым, Егошина исследует тему собственной идентичности и возвращения к историческим корням.
В преддверии открытия выставки художницы рассказала нам об особенностях своего творческого поиска и становления.
Родом из детства
Мне очень повезло родиться в творческой семье. Мои бабушка и дедушка – известные ленинградские художники Герман Егошин и Валентина Рахина. И, конечно, с детства я была приобщена к искусству. С малых лет я рисовала и была окружена искусством.
Бывало просыпаешься утром, открываешь глаза, и сразу оказываешься в таинственных мирах Виталия Тюленева или в лиричном мире Бориса Шаманова. В детской была ковровая развеска потрясающих картин их друзей, коллег, петербургских и московских художников. Я просто переводила взгляд от одной картины к другой. Конечно, это оставило отпечаток на моём восприятии, ощущении, понимании живописи. Мистические птицы Евгения Струлёва, загадочные натюрморты Ильи Табенкина, яркие акварели Евгении Антиповой. В основном на меня, безусловно, повлияли художники группы «Одиннадцать». Это были их друзья, люди, с которыми они выставлялись, с которыми часто общались. Дедушка вообще был человеком общительным. Мне посчастливилось лично познакомиться с некоторыми из этих художников, правда не со всеми, кто-то рано ушёл, кто-то жил за границей. И, конечно, познакомиться с их творчеством. Картины будоражили фантазию ребёнка и зарождали мое понимание живописи, как оно есть сейчас. Этот опыт нашел отражение в моём собственном творчестве.
Меня брали на выставки, в музеи, в театры. То есть искусство было частью моей жизни. Это было совершенно естественно. Лето мы всегда проводили на даче в Сиверской. Бабушка с дедушкой выезжали туда на весь сезон. Это была их летняя мастерская, где творились новые картины. Мне очень повезло, что я могла день за днем наблюдать за их работой. Помню случай, когда бабушка хотела поработать, а я ещё совсем маленький ребёнок. Она выдала мне несколько метров обоев, повесила их на стенку, дала кисточки. Рисуй все, что хочешь, только обязательно всё должно быть разрисовано. И ушла в надежде спокойно поработать в свое удовольствие. Она очень удивилась, когда очень скоро я пришла к ней, сказав, что все закончила. Я все сделала очень быстро, мне понравилось, и я снова просила обои для раскраски. Наверное, им было тяжело работать, когда рядом маленькие дети. Но лично мне это дало потрясающую школу, понимание того, как работает художник. Я наблюдала, как дедушка в 9 часов утра закрывался у себя в мастерской до вечера и писал, это время было святым, его нельзя было трогать. Я наблюдала через окна веранды и, когда он выходил на перекур, мчалась в мастерскую посмотреть картины поближе. Что изменилось, как он накладывает слой за слоем, какие краски смешивает.
Например, сейчас в Русском музее экспонируется его работа «Рождество», она была задумана и разработана именно там, на даче в Сиверской, и я могла наблюдать за этим процессом. Это было очень интересно и поучительно для меня. Я училась, как работать, как быть художником. Многое я переняла и в технике. Все начинающие художники сначала кому-то подражают, перенимают чью-то манеру. И мои ранние работы, техника, манера были заимствованы у моего дедушки Германа Егошина и бабушки Валентины Рахиной. Ведь они оба были моими главными учителями в живописи. Уже потом начались изменения и поиск собственного художественного языка. Я много путешествовала по южным краям, напитывалась их солнечными красками. Для меня это стало открытием. Сочность, насыщенность цвета там совсем другая. И со временем это преобразило мою колористику. Творческая поездка в юго-восточную Азию послужила неким переломными моментом в моем творчестве: я стала писать более ярко, более сочно. Появился цвет, он усилился. Эта тенденция сохраняется и по сей день.
Творческий вектор
Моим любимым жанром был и остается пейзаж. Есть сюжетные работы, но их, пожалуй, меньше. И, конечно, я люблю натюрморты. В последнее время я отдавала предпочтение именно им. Постепенно от практически классических постановок я пришла к натюрморту, как рассказу. Мне хочется, чтобы зритель поразмышлял, пофантазировал, что он видит. Что происходит на картине? Кто те люди, которые остались за рамками полотна?
Предметы всегда о чем-то рассказывают, погружают в ситуацию. Может быть, это лучшие подружки, которые устроили пикник на природе. Солнечным летним деньком они сидят, пьют шампанское, весело о чем-то болтают и просто наслаждаются жизнью. Еще один натюрморт, и атмосфера полностью меняется. Уютная домашняя обстановка, красиво накрытый стол. Может быть, это свидание? Спросим об этом ласковую кошечку, которая просит хозяев дать ей кусочек чего-то вкусненького.
Совершенно внезапно для себя я увлеклась анималистикой. Рассказ про людей, про события продолжается непридуманными рассказами про животных. Из последнего – картина «Мандаринки». Я её написала в декабре, прямо перед Новым годом. Такая история: на улице темно, люди готовятся к празднику, мерцают гирлянды. На подоконнике лежат мандаринки, неотъемлемый атрибут зимнего праздника. А главная «Мандаринка» – бело-рыжая кошка, идеально вписавшаяся в эту предновогоднюю зарисовку. Здесь же стоит горшок с цветущей орхидеей, которую мне подарили на одной из персональных выставок. Мне захотелось ее запечатлеть, как воспоминание о приятной встрече с замечательным человеком. В этой работе я хотела передать своё ощущение уюта и домашнего тепла.
Я стараюсь, в своих работах зафиксировать время, в котором мы живем. Во многих работах есть маленькие, но важные, еле уловимые детали. Если присмотреться, то и здесь можно их увидеть. Например, на мандаринках – всем нам хорошо известная чёрная наклейка в форме ромбика и надписью «Maroc». За окном – огни домов, явно расположенных в любимых мной новых районах.
Безусловно, мне интересно передать конкретный момент. Но еще интереснее передать чувство, эмоцию. Например, в работе «Лев побежден» мне было важно показать, что я чувствую. На картине изображена очень энергичная собачка. Но вот она развалилась, наигравшись со своей любимой игрушкой, и доверительно подставила брюшко, чтобы ее погладили. Здесь я говорю про чувства радости, про жажду жизни.
Отдельная история – состояние природы. Наиболее явно его удается передать в пейзаже. Я очень люблю состояние природы, когда она только-только просыпается. Листочки еще только начинают раскрываться. В воздухе легкая дымка и очень нежные оттенки природы. Это состояние очень короткое. В Санкт-Петербурге оно длится, ну, несколько дней. И важно успеть его уловить, передать на холсте. Я всегда этого очень жду.
Есть у меня и сюжетные картины. Например, «Ритмы свободы», где люди танцуют. Это про наслаждение жизнью, про счастье, про зажигательную музыку и танец. Или сценки на рынке, где продавщицы продают различные фрукты.
Посмотрим, как мое творчество будет развиваться дальше, к каким темам я ещё приду.
На сегодняшний день я чувствую, что нашла свой творческий вектор и собираюсь работать в нём дальше. Мне хочется делать позитивное искусство, нести радость своими работами. Мне нравится передавать солнечное настроение, ощущение счастья на холсте. Это моё осмысленное решение. Ведь известно, что искусство способно влиять на человека и его чувства. Даже мельком увиденная картина воздействует на ощущения. Так пусть это влияние будет позитивным. И мне хочется, чтобы мои работы поднимали настроение у человека. Чтобы его день становился чуточку лучше.
О выставке
С Анной Корнильевой и Ильей Овсянниковым нас объединяет в первую очередь общий бэкграунд в Академии Штиглица. Мы знакомы еще со студенческих времен. После окончания Академии наши пути на время расходились, каждый занимался своей деятельностью. Но встретившись на выставке Бориса Шаманова, мы вдруг поняли, что хотим сделать общую выставку. Мне очень нравятся ранние, жизнерадостные натюрморты Ильи и его монохромные работы, которые он делает сейчас. А также очень лиричные, в лучших традициях ленинградской школы живописи натюрморты Ани.
Я думаю, нас объединяет схожее понимание живописи и желание отдать дань уважения нашим художественным корням. Для меня, как и для Ани, это тема очень личная. Я – внучка Германа Егошина и Валентины Рахиной, она – Бориса Шаманова. Илья учился несколько лет у Бориса Ивановича в Академии Штиглица. Все это привело нас к тому, что мы объединились и решили сделать этот проект.
В моем случае в состав выставки в основном войдут работы последних двух лет. Будут некоторые дополнения и из старых работ. Я считаю, что моя задача нести людям позитивное радостное искусство, поэтому я старалась собрать на выставке именно такие произведения.
Источники вдохновения
Меня всегда мотивируют и вдохновляют творческие люди, их успехи, а также хорошая, качественная живопись и иллюстрация. Как большинство из нас, я веду социальные сети и слежу за творческими успехами современных художников. Из художников, чьё творчество можно увидеть здесь в Петербурге, мне всегда нравилась потрясающая жизнерадостная живопись Владислава Разгулина. Утонченные акварели Александра Воцмуша и сказочные, невероятно уютные миры в иллюстрациях сестер Ани и Вари Кендель. Любимых художников много: и современных, и классиков. Конечно, бывает, что со временем предпочтения меняются. Это нормально. Я стараюсь бывать на выставках этих художников, и еще многих других. Мне всегда очень интересно посмотреть хорошую выставку живописи или иллюстрации.
О профессии
Что такое профессия художника? Я все ещё ищу ответ на этот вопрос. Каждый раз думаю: вот поняла! И тут же открываются новые задачи, требующие новых навыков, не всегда связанных непосредственно с рисованием. Думаю, в первую очередь это труд. Необходимость постоянно учиться новому. Анализировать полученные знания, перерабатывать их и делать что-то своё. Это постоянный поиск. Наверное, так.
Молодым художникам я бы посоветовала продолжать трудиться. Обязательно верить в себя. И использовать те возможности, которые им будут выпадать. И конечно, быть к ним готовым.
Выставка «Свежим взглядом. Наследники ленинградской школы живописи», знакомящая с творчеством Анны Корнильевой, Веры Егошиной и Ильи Овсянникова, продлится с 6 по 28 февраля 2025 года. Познакомиться с тремя авторскими подходами к искусству, провести художественные параллели и аналогии можно в петербургской галерее «Общество поощрения художеств» по адресу: Шпалерная, ул., д. 35.
Материал подготовила Елена Прилашкевич