Найти в Дзене

ОКИНАВСКОЕ КАРАТЭ. ТИСИ - СВЯЗЬ С ПРОШЛЫМ

ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВА ЯПОНИИ В ГРУППЕ ВК "БУСИДО: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ"

Один из важнейших аспектов ежедневных тренировок серьезного мастера боевых искусств – глубокая связь с прошлым, с историей и основателем своего рюха (стиля). Любопытно заглянуть в прошлое и представить всех основателей стилей, находящихся в рамках своих школ и направлений, но при этом сохраняющих один общий знаменатель в тренировках: максимальное физическое и духовное развитие будоки (мастера боевых искусств).

Некоторые рюха уделяют особое внимание физической подготовке. Они уверены, что практика ходзё-ундо («дополнительных упражнений») является краеугольным камнем в правильном понимании техники. Практика ходзё-ундо включает в себя работу с большим количеством снарядов, каждый из которых не только помогает развить силу, но и дает представление о деталях выполнения техники. Кроме того, с помощью практики ходзё-ундо мастер боевых искусств получает углубленное понимание собственного тела. Традиционное ходзё-ундо предлагает использование таких снарядов как: тиси (камень силы), нигири-гамэ (кувшин силы), иси-саси (каменный замок), саси-иси (каменный груз), конгокэн (металлический овал), тан (штанга), макиагэ кигу (ручной ворот), тэцуарэи (гантели), макивара (столб для ударов), тэцугэта (железные сандалии) и ярибако (ящик с песком).

Эти снаряды хорошо зарекомендовали себя среди мастеров боевых искусств. Однако, во многих современных додзё о ходзё-ундо не слышали или почти не используют. Отсутствие практики ходзё-ундо можно объяснить многими факторами, например: инструктор не владеет методикой; или, зачастую, в додзё нет возможности для практики этих упражнений.

Так же в ответе за потерю ходзё-ундо как важной части тренировочного процесса т.н. додзё «современных боевых искусств». В таких заведениях преподавателей, как правило, больше интересует количество занимающихся, а не качество знаний. В этих школах ученикам предлагаются 45-минутные занятия, что сильно ограничивает их рост, так как за такое количество времени практически невозможно охватить весь спектр возможностей, предлагаемых боевыми искусствами. Ученик не может освоить материал, куда уж говорить о ходзё-ундо. Сегодня существует тенденция искать короткие пути, стремиться «выглядеть» мастером боевых искусств, а не достигать сути, которая заключается в физическом и духовном развитии будоки. Чтобы воспитать быстрых, хорошо выглядящих учеников, многие инструктора заменяют в учебном плане на поднятие тяжестей многотысячные повторения техники, которые дают, на самом деле, и желаемый внешний вид и, что важнее, дисциплину и характер, необходимые для действительного понимания техники.

Не поймите меня неправильно, поднятие тяжестей может быть хорошей дополнительной практикой, если оно выполняется со средними весами и большим количеством повторений (в противовес тяжелым весам и всего нескольким повторам). При использовании тяжелых весов упражнения теряют свою изначальную цель – выносливость и ведут к поверхностной цели – наращиванию мышечной массы для «вида». Увлечение «железом» приводит к развитию короткой, толстой мышечной ткани, которая делает человека похожим на быка. Мастерам боевых искусств же требуется длинная, тонкая, хорошо тренированная мышечная ткань, а она развивается посредством тренировок на выносливость.

Тиси

Слева каменный тиси, справа бетонный. В центре рокусятиси
Слева каменный тиси, справа бетонный. В центре рокусятиси

Тиси, снаряд, название которого чаще всего переводится как «камень силы», берет свое происхождение из Китая. Изначально тиси делались из камней, отсюда и название. Современные тиси изготавливаются из бетона, что облегчает их производство и помогает регулировать вес. В четвертом выпуске журнала «Бугэйся» редактор дал несколько советов по изготовлению бетонных тиси. Снаряд бывает двух видов. Первый, и наиболее распространенный, — это короткий тиси, рукоять которого имеет приблизительную длину от пола до уровня чуть выше колена практикующего. Короткий тиси обычно используется для тренировок техник открытой руки и именно о нем будет рассказано в этой статье.

Вторая разновидность тиси – это «рокусятиси», здесь рукоять имеет длину около шести футов. «Року» на японском означает «шесть», а «ся» - сокращение от «сяку», японской меры длины, равной примерно одному футу. Груз на конце тиси варьируется в зависимости от веса практикующего. Такой снаряд используется, в основном, для оттачивания формы, наработке силы и скорости в работе с оружием (особенно с шестом бо). Есть версия, что китайские мастера боевых искусств пользовались этим видом тиси для тренировки нагэ-вадза (бросковой техники).

Преимущества

Регулярные тренировки с тиси улучшают не только физическую форму практикующего, но и положительно влияют на способность к концентрации. Традиционные стили каратэ, особенно считающиеся «жесткими», как, например, Годзю-рю, ставят мощь тела выше мышечной силы. В них используются суставы (запястье, например) для отклонения атак, развитый хват становится разрушительным оружием, используются мучими (липкие руки).

Благодаря занятиям с тиси практикующий учится выделять отдельные группы мышц и части тела. Например, при нанесении удара вы не должны концентрироваться на силе, идущей от плеча, бицепса или трицепса. Вместо этого следует сфокусировать внимание на широчайшей мышце спины (лат. musculus latissimus dorsi). Благодаря правильным тренировкам с тиси человек учится концентрироваться на определенных мышцах, фокусируя кимэ на каждом повторении.

Постоянные тренировки с тиси дают еще один важный элемент, о котором постоянно забывают: выносливость. Выносливость дается только с помощью настойчивости и самоотверженности, а не выполнения техники «тяп-ляп». Самая показательная разница между белым поясом и черным – количество повторений элементов, от нескольких у новичка до тысяч и тысяч раз, бесконечных часов проведенных в додзё у черного пояса. К сожалению, это правило стало забываться в современном мире боевых искусств. Меня приводят в замешательство жалобы учеников на то, что им скучно из-за количества повторений базовых техник на тренировке или, что еще хуже, их разочарование, когда они заплатили за участие в гассюку или семинаре и узнали, что инструктор решил начать тренировку с кихона (базовой техники).

Осознание важности базовых техник — это слог «до» из каратэдо или любого другого Будо, и именно про эту часть чаще всего забывают. Японский кандзи (иероглиф) «до» переводится как «Путь», по которому следуем мы, практики боевых искусств. Этот путь представляет собой «свет в конце туннеля», к которому можно добраться после многих и многих лет самоотверженных и настойчивых тренировок.

Физическая подготовка идет рука об руку с развитием выносливости. Тренируясь с тиси, практикующий не только развивает сильное тело, но и с помощью подводящих упражнений готовит его к характерным для жестких стилей каратэ практикам котэ-китаэ и удэ танрэн (укрепление предплечий). Нагрузка также приходится и на нижнюю часть тела, поскольку упражнения выполняются большей частью в сико-дати (стойка всадника со стопами, развернутыми под 45 градусов) и нэкоаси-дати (кошачья стойка). Дыхание – еще один часто игнорируемый элемент боевых искусств. Без правильного дыхания не имеет значения, насколько сильно или хорошо подготовленно ваше тело. Занимаясь с тиси, вы учитесь правильно дышать, сосредотачиваясь на тандэне (нижней части живота). Этот тип тренировок очень важен для практикующих Годзю-рю при выполнении ката Санчин, где дыхание является одним из важнейших элементов.

Практика

Поклонитесь перед тренировкой
Поклонитесь перед тренировкой

Очень важно чтобы практикующий приобрел правильные привычки при работе со снарядами ходзё-ундо. Не начинайте тренировку пока не убедитесь в целостности тиси. Если ваш тиси бетонный, убедитесь, что он не треснул и что рукоять не шатается. Я расскажу поучительную историю, которая хоть и не имеет прямого отношения к тиси, показывает важность надлежащего ухода за любым тренировочным оборудованием. В 1970-е, когда я только начинал заниматься боевыми искусствами, все сходили с ума по Брюсу Ли и я своими руками сделал нунтяку (это было до занятий Матаёси кобудо, куда я пришел в 1979 году). Меня настолько впечатлили нунтяку, что я решил заниматься самостоятельно. Тогда нелегко было найти додзё кобудо. Я не торопился и потратил много денег чтобы сделать хорошие и тяжелые нунтяку с цепью вместо веревки. Я тренировался с ними каждый день, обычно на крыше нашего дома, где было вдоволь места и меня никто не отвлекал. Я был очень увлечен своей практикой – мои тренировки были долгими и с каждым днем я работал все быстрее и осваивал все более сложные элементы. В один прекрасный летний день моя жизнь и жизнь моего отца чуть было кардинально не изменились. В середине моей ежедневной тренировки, когда я все быстрее и сильнее раскручивал нунтяку, одна из частей оружия вылетела у меня из рук. После секунды изумления моей первой реакцией было перегнуться через край крыши чтобы посмотреть, куда приземлилась «ракета». Я был в шоке увидев, что она оказалась в нескольких футах от моего отца. Я был так поглощен тренировкой, что забыл о технике безопасности и не проверил цепь, которая износилась от постоянной нагрузки. Даже думать не хочу, что случилось бы, если бы эта рукоятка нунтяку ударила моего отца по голове. Итак, перед началом тренировки, пожалуйста, не торопитесь и проверьте состояние любого снаряда, которым бы вы не пользовались.

Упражнение 1:
1. Из позиции сико-дати поднимите тиси. Держите спину прямо, смотрите вперед. 2. Встаньте, поднимая тиси, вдох. 3. Сжимая тиси, выдохните. 4. Переведите тиси в сторону, вдох. 5. Сжимая тиси, выдохните. Опустите снаряд.
Упражнение 1: 1. Из позиции сико-дати поднимите тиси. Держите спину прямо, смотрите вперед. 2. Встаньте, поднимая тиси, вдох. 3. Сжимая тиси, выдохните. 4. Переведите тиси в сторону, вдох. 5. Сжимая тиси, выдохните. Опустите снаряд.

Практикующему следует совершать поклон до и после тренировки с тиси, демонстрируя такое же уважение, как и к любому другому аспекту тренировок, такое же, как при выполнении ката. Всегда сохраняйте правильную осанку, держите спину прямо. Смотрите прямо перед собой, если упражнение не требует иного. Старайтесь не раскачивать тиси, чтобы не включать плечи, бицепс или трицепс. В первую очередь в качестве источника силы используйте запястья и локти. Выполняйте упражнения от 10 до 20 раз. Делайте одинаковое количество повторений каждой рукой, или же добавьте несколько дополнительных для слабой руки. Дышите правильно, скоординировано с упражнением. Обычно вдох идет во время подготовки к последнему движению в упражнении, а выдох во время сосредоточения на кимэ и сжатии хвата. Обратите внимание на момент, когда тиси находится около вашей головы – потеря равновесия или разжатие хвата может оказаться болезненным. Знайте свои физические возможности и выбирайте тиси, с которым сможете управляться, увеличивайте его вес по мере улучшения навыков.

Упражнение 2.
1. Возьмите тиси двумя руками и поместите себе за голову. 2. Переместите тиси перед собой, вкручивая рукоять и вдыхая. 3. Сжимая тиси, выдвиньте снаряд вперед. Выдох. 4. Качните тиси между ногами. 5. Верните тиси в положение перед собой. 6. Переверните тиси. 7. Скрутите и сожмите рукоять. 8. Верните снаряд в исходное положение, поменяйте руки.
Упражнение 2. 1. Возьмите тиси двумя руками и поместите себе за голову. 2. Переместите тиси перед собой, вкручивая рукоять и вдыхая. 3. Сжимая тиси, выдвиньте снаряд вперед. Выдох. 4. Качните тиси между ногами. 5. Верните тиси в положение перед собой. 6. Переверните тиси. 7. Скрутите и сожмите рукоять. 8. Верните снаряд в исходное положение, поменяйте руки.
Упражнение 3.
1. Держите тиси одной рукой. 2. Поднимите тиси, возьмите снаряд двумя руками. 3. Уроните тиси и разверните корпус. 4. Шагните в сико-дати, держите тиси на уровне груди. 5. Удерживая тиси, сделайте рукой движение, как будто наносите удар.
Упражнение 3. 1. Держите тиси одной рукой. 2. Поднимите тиси, возьмите снаряд двумя руками. 3. Уроните тиси и разверните корпус. 4. Шагните в сико-дати, держите тиси на уровне груди. 5. Удерживая тиси, сделайте рукой движение, как будто наносите удар.
Упражнение 4.
1. Трущим движением ведите руку по рукояти тиси. 2. Вращением руки поверните рукоять. 3. Снова запустите вращение.
Упражнение 4. 1. Трущим движением ведите руку по рукояти тиси. 2. Вращением руки поверните рукоять. 3. Снова запустите вращение.
Упражнение 5.
1. Удерживайте тиси в положении нэкоаси-дати. 2. Поднимайте и опускайте снаряд.
Упражнение 5. 1. Удерживайте тиси в положении нэкоаси-дати. 2. Поднимайте и опускайте снаряд.
Упражнение 6.
1. Поднимите тиси. 2. На вдохе поднимите тиси прямо вверх. 3. Вдыхая, прокрутите тиси вокруг своей руки. 4. Продолжайте движение. 5. Подведите тиси к груди. 6. На выдохе сожмите рукоять и выдвиньте ее вперед.
Упражнение 6. 1. Поднимите тиси. 2. На вдохе поднимите тиси прямо вверх. 3. Вдыхая, прокрутите тиси вокруг своей руки. 4. Продолжайте движение. 5. Подведите тиси к груди. 6. На выдохе сожмите рукоять и выдвиньте ее вперед.

Единство в додзё

Время от времени сэмпаи (старшие ученики) должны привечать новых членов додзё. А что может быть лучше тиси-вечеринки в додзё? Потратить несколько часов на то, что сконструировать тиси с новичками – это один из способов лучше узнать друг друга. Идея в том, чтобы каждый приносил разные компоненты для тиси для всех членов додзё. Кто-то принесет рукояти, другой ученик – мешок с цементом, третий – банки для заливки и.т.д. И, конечно, не забудьте про пиццу!

Об авторе

-9

Франко Сангвинетти - обладатель 8 дана Годзю-рю каратэ и 8 дана в Матаёси кобудо.

Опубликовано в журнале Bugeisha, выпуск №5 от 1998 года

Перевод: П. Бобров

ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВА ЯПОНИИ В ГРУППЕ ВК "БУСИДО: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ"