Откуда берется магия? Это один из главных вопросов, на которые должен ответить автор фэнтези при создании своего мира, потому что фэнтези без магии - ну ооочень редкая штука. Сегодня я предлагаю поговорить об источниках магии - конечно же, с примерами. Поехали!)
1. Врожденный Дар
Пожалуй, это наиболее распространенный источник. В таких книгах часто не объясняется, откуда берется магия. Взмахнул палочкой, произнес заклинание, сделал пару пассов - и заработало. Но работать магия будет далеко не у каждого, кто проделает эти действия - нужен особый Дар.
Яркий пример - это всемирно известный цикл "Гарри Поттер". Как объясняет Роулинг, каждый волшебник может передать своему потомству магический ген. Порой он активируется далеко не в первом поколении - так появляются "маглорожденные" (волшебники, чьи родители - обычные люди). Но в любом случае без этого гена никакие взмахи палочкой не помогут сотворить даже маломальски стоящее волшебство.
Еще несколько примеров книг с магическим Даром: "Ведьмак" (А. Сапковский), "Страж" (А. Пехов), "Архивы Дрездена" (Д. Батчер), "Рожденный туманом" (Б. Сандерсон), "Первый урок Шоломанчи" (Н. Новик). Авторы могут использовать дополнительные идеи (например, маги-алломанты у Сандерсона жгут разные металлы), но в итоге все равно без Дара путь к волшебству закрыт.
2. Законы магии
В таких мирах опять же зачастую не объясняется, откуда берется магия, зато хорошо описывается, как получить к ней доступ. Для этого нужно изучить некую систему базовых правил. Например, это могут быть тексты заклинаний, управляющие слова, магические фигуры или символы. Так что магом может стать каждый - зависит от способностей к обучению.
Именно так работает магия в "Трилогии Бартимеуса" (Дж. Страуд). Будущие маги учат другие языки (в том числе очень старые, типа древнеегипетского), призывающие руны и фигуры, формулы заклинаний (вплоть до правильной интонации). Хороших учеников государство выкупает у родителей. У главного героя блестящая память, поэтому он быстро продвигается по карьерной лестнице.
Другие примеры книг с магическими законами, доступными каждому: "Имя ветра" (П. Ротфусс), "Влад Талтош" (С. Браст).Часто можно найти комбинацию магических законов с врожденным Даром (вроде того же "Гарри Поттера", где правильные формулировки тоже очень важны).
3. Артефакты
Здесь источником магии выступает какой-нибудь волшебный предмет. Он и дает своему хозяину силу творить разные волшебные фокусы. Изучение правил или наличие магического Дара совсем не обязательно, главное - завладеть артефактом и понять, как он работает. Часто в таких мирах артефакты - это приборы давно исчезнувшей цивилизации, чья научная основа затеряна в глубинах веков.
Хороший пример книг с артефактами - это цикл "Разрушенная империя" (М. Лоуренс). Здесь у магии есть научная основа - изменения квантового поля, запущенные выдающимися исследователями земной цивилизации прошлого. Для доступа к магии достаточно разобраться, как работают уцелевшие приборы Древних.
Обычно артефакты дополняют какой-нибудь более распространенный источник магии. Например, в "Грозном отряде" (Л. Скалл) маги с врожденным Даром наделяют обычных людей сверхспособностями с помощью уникальных для каждого артефактов.
4. Магический язык
Все максимально просто и вместе с тем элегантно: для создания магических эффектов нужно знать особый язык. Обычно на нем не общаются в повседневной жизни, да и носителей крайне мало. Это может быть полноценный первоязык Вселенной или набор истинных имен для каждой вещи.
Яркий пример - "Волшебник Земноморья" (У. Ле Гуин). Здесь существует Истинная Речь, на которой говорят драконы. В ней есть истинные имена для каждой вещи на свете. Знание истинного имени позволяет получить власть над предметами, животными и даже людьми. В Школе волшебства на Роке будущие волшебники изучают все доступные слова на Истинной Речи.
Аналогичный пример - цикл "Наследие" (К. Паолини), где в качестве истинного языка используется эльфийский. Если сказать на эльфийском "камень", то получишь власть над камнем - и т.д. Похожая система используется в "Плоском мире" (Т. Пратчетт), где студенты Незримого университета должны запоминать истинные названия всего, пока мозг не заскрипит.
5. Инициация
Если обобщить, то в этом случае источником магии выступают разные сверхъестественные сущности: боги, духи, демоны, джинны и т.д. Персонаж вызывает нужное существо, заключает с ним сделку и получает доступ к его магической силе. Просто и эффективно. Главное - уметь вести переговоры.
Так работает магия в "Кодексе Алеры" (Д. Батчер). Каждый житель Алеры может подчинять себе разных фурий (духов природы) и получать их способности. Например, фурия ветра позволяет летать. Чем мощнее фурия, тем сильнее маг, а чем больше разных фурий получается собрать, тем разностороннее магические способности.
Чаще всего такой источник используют служители разных богов (например, в межавторских циклах по мирам ДнД: "Забытые королевства", "Сага о Копье" и т.д.) или разные чернокнижники (вроде всем известного Фауста). Есть и экстремальные примеры, когда в качестве источника используют тела мертвых богов: "Грозный отряд" (Л. Скалл) или "Тень богов" (Д. Гвинн).
Спасибо за внимание! Если упустил какие-нибудь источники магии, добавляйте в комментах :)