На моём веку люди отказались использовать два очень полезных вещества. Польза была очевидна сразу, но полезные вещества, сделав дело, оседали в организме и в окружающей среде. Дополнительная нагрузка оказалась вредной.
Автомобили, автомобили буквально всё заполонили
Поначалу люди обрадовались механическим лошадиным силам. Автопром получил толчок к развитию, когда изобрели этилированный бензин. Это случилось в 20-х годах прошлого века.
До того бензин частенько детонировал в моторе, превращая машину в хлам. В бензин стали добавлять тетраэтилсвинец, и моторы перестали взрываться. Автомобили стали надёжнее - на них повысился спрос.
Производители машин охотно продвигали изобретение, хотя химики предупреждали, что присадка ядовита. Акулы бизнеса финансово убедили товарищей-контролёров вреда, что химики зря паникуют: вред в пределах «нормы».
Коррумпированный бизнес процветал сорок лет до 1964 года. Финал наступил нежданно, откуда не ждали: геохимик Клэр Паттерсон поставил себе цель определить возраст Земли. Для этого изучалось соотношение изотопов урана и свинца в земных породах.
Учёный знал, за какое время уран распадается и превращается в свинец. Это неизменное время соответствует периоду полураспада урана. Чем больше времени прошло от «сотворения мира», тем больше найдётся свинца в урановых породах.
Паттерсон надеялся изучить пропорции и заполнить прочерк в дате рождения Земли, но в исследуемые образцы постоянно попадало огромное количество свинца из воздуха. Учёному пришлось работать в герметичной лаборатории.
Настырный Клэр таки определил возраст Земли, но обеспокоился: свинец не полезен здоровью, но люди им дышат. С 1965 года Паттерсон изучал вредное действие свинца и писал статьи, где требовал запретить вредную присадку.
Люди, занятые на производстве бензина, страдали расстройствами нервов, галлюцинациями, отравлениями. Со временем похожие нарушения появились у водителей, потом у жителей городов, где много машин. Дети, что дышали загрязнённым воздухом, часто болели и «тормозили» в развитии интеллекта.
Автомобильное лобби натравило на учёного тогдашние СМИ. Паттерсон лишился контрактов, в том числе, государственных, но идея проникла в массы и сработала. К 1976 году Штаты начали сокращать применение тетраэтилсвинца.
В 1996 году США, Япония и Западная Европа запретили этилированный бензин. Россия тогда вполовину снизила его выпуск, а официально запретила к 2003 году. С 2021 года тетраэтилсвинец запретили во всем мире.
А сколько свинца накопилось в почве и в воде - вдоль дорог нельзя было собирать в пищу ни ягод, ни грибов. Грибы - первые «сборщики» свинца - концентрировали яд в себе.
На сегодня содержание свинца в крови упало на 80%. Люди стали здоровее. Это случилось бы раньше, если б не погоня за деньгами, которые, ясно дело, не пахнут.
Кстати, о запахах. Шестьдесят лет назад автомобилей было куда меньше, чем сегодня. Легковые машины в сёлах считали на штуки. За проехавшим грузовиком иные дети бежали, чтоб нанюхаться выхлопных газов и «поймать глюков».
Меня только тошнило, но токсикоманы получали галлюцинации. Сегодня машины так не благоухают. Здравый смысл победил.
Как травили тараканов вместе со студентами
Я застала времена мировой известности ДДТ. Нет, не детища Ю.Шевчука, а средства от насекомых. ДДТ изобрели в XIX веке, а в 1939 году Паул Мюллер обнаружил, что препарат убивает насекомых.
В Европе и в мире насекомые успешно уносили урожай и приносили тиф, малярию, энцефалит, холеру. Препарат поступил в продажу в 1942 году, спустя квартал после испытаний - насекомые губили больше народу, чем войны.
В 1944 году ДДТ опрыскали 1,3 миллиона жителей Неаполя, чем предотвратили там эпидемию тифа, а к 1949 году Италия уже истребила малярийных комаров. В Индии в 1948 году малярия унесла три миллиона жизней. Позже, с ДДТ не умирал никто.
К 1948 году ДДТ спас пять миллионов человек только от малярии, не считая других болезней. Паул Мюллер получил в 1948 году Нобелевскую премию по медицине за спасенные жизни. Это единственная в истории премия за инсектицид.
Позже установили связь между ДДТ и раком молочной железы. Причастность ДДТ к мутациям и онкологии предполагается, но не доказана. Считается, что вещество накапливается в тканях. Иные страны запретили инсектицид.
ЮАР тоже запретила его в 1996 году, но малярия сразу приросла больше, чем в шесть раз. Через шесть лет ДДТ вернули - только снизили дозу до минимального уровня.
В СССР дуст помогал победить малярию и клещевой энцефалит. С малярией я столкнулась лично летом 1988 года. Мы жили на даче под Омском с восьмимесячной дочкой.
Однажды дочурка едва заснула, как у неё резко поднялась температура под сорок. Других симптомов нездоровья не было.
Ночь. Ни телефонов, ни машин в окрестностях нет - врачи в городе.Пришлось спасать кроху обтираниями и жаропонижающими. После полуночи температура упала так же неожиданно, как поднялась.
Утром ничто не напоминало о ночном аврале. День прошёл как обычно. Когда ребёнок засыпал, кошмар повторился в точности. Днём опять спокойно. В третью ночь - новый рецидив.
Мы вернулись в город, к врачам. Дневной вердикт врача: ребёнок здоров, сдайте общую кровь для проверки. Анализ показал бурное воспаление. Ребёнка стали наблюдать в динамике - РОЭ упрямо поднимался три дня кряду.
Жизнь текла по распорядку: днём ребёнок здоров, а ночью три-четыре часа пышет жаром. Наконец, нас позвали на консилиум и дали направление в стационар с диагнозом: «Нарушение термогенеза неясной этиологии».
Что дочке кололи, было под секретом - пришлось проследить за выброшенной упаковкой. Лекарство помогло. Следующим летом мы поехали к моей маме, на море. Я рассказала о наших злоключениях - мама ахнула: «Это малярия!»
Мама болела малярией подростком ещё до войны. Лечили уриной - литр собственной мочи вызывал сильную рвоту. Мама говорила, что из неё вышел розовый сгусток и болезнь прекратилась. Сгусток сожгли.
Комары на даче ели нас поедом, но укусы проходили за день-два. Лишь один комариный укус краснел на спине дочери пару месяцев, и оставил шрам на несколько лет. Пожалуй, мама была права. Не понятно: медики малярию не распознали, или скрывали инцидент.
ДДТ исследовали и установили его статистическую связь с раком молочной железы. Причастность ДДТ к мутациям и прочей онкологии предполагается, но не доказана.
В 1970 году в СССР убрали ДДТ из разрешённых инсектицидов, но применяли его до конца 80-х для борьбы с малярией и клещевым энцефалитом. Дуст применяли против тараканов, а я попала под раздачу.
Возвращаюсь я из института в общежитие, а там «густо дуста» и чуть воздуха. Тараканов в мусоропроводе травили - видимо, из ведра поливали. Я ушла на улицу с больной головой и там мёрзла дотемна. Спать вернулась на место.
Наутро к больной голове добавилась сыпь и температура. Молодой доктор, заполняя историю болезни, веселился: «Не знаю, как тараканы, но студентки на потраву отозвались!».
Всё яд и всё лекарство. Дело в дозе. А доза определяется обстоятельствами.
Будьте осмотрительны
Люди каждый день решают, что хорошо, что плохо. Если завтра захочется убрать вчерашние улучшения, назад не отыграешь. Будьте осмотрительны, когда получаете в себя вещества, которых нет в природе. Если вред уже доказан, то тем более.
Например, колбасные изделия не надо есть постоянно - рискуете получить рак желудка. А вы придерживаете себя от этого искушения? Вас беспокоят отдалённые последствия сегодняшних действий, или нет?
Реклама в интернете, на телевидении и билбордах зовёт нас потреблять вновь изобретённые радости жизни. Реклама расстарается произвести на вас сильное впечатление.
Неважно, что обещается: страхи, благодать, или то и другое. Реклама - манипуляция по сути: делай так, и будет тебе счастье. Если после нас хоть потоп, то ладно. А может выйти, как с бензином, или с большой химией.
P.S.: Если опасаетесь, что ваше здоровье пострадало, и это вот-вот проявится, загляните на мой канал в телеграмм «Страховки жизни у Татьяны Улитиной».