УАЗ, тот же самый «Патриот» или «Хантер», давно ассоциируется у меня, как и у многих, с российской армией. Кажется, лучше армейского внедорожника и придумать невозможно. И как же поэтому я был удивлен, что Минобороны планирует отказаться от него и заменить на китайский авто.
Им стал роскошный Haval H9, конечно, он имеет рамную конструкцию и отличную проходимость. Но со своим шикарным дизайном и множеством электроники он как-то не очень тянет на армейскую машину.
Он же должен быть простым и ремонтопригодным! А как ремонтировать всё это? К тому же для армии была выбрана дизельная версия мощностью 190 лошадиных сил.
Дизель, конечно, неплох для армии. Но только вот этот битурбированный двигатель никак нельзя назвать простым.
Да и автомат в полевых условиях может во многом проигрывать старой и добрый механике. Хотя к самой АКПП немецкого производства у меня особых претензий нет. Но неужели военные всё-таки выбрали этого китайца? Расскажу обо всём по порядку.
Надо сказать, что идея заменить УАЗ чем-то другим у Минобороны появилась уже давно
Всё дело в том, что отечественный «Патриот», который по характеристикам и простоте неплохо подходит для армии, но ломается слишком часто.
Да, его порой можно отремонтировать и в полевых условиях, но постоянные мелкие неисправности ничуть не внушают доверия российскому внедорожнику. А настоящая армейская машина должна быть надёжной.
Кроме того, из-за сильно ржавеющего кузова автомобиль вполне может сгнить буквально за пару лет. А постоянно делать антикор и варить кузов для армии непозволительно. Ведь машина должна постоянно быть в деле, а не простаивать в ремонте. И беречь её в таких условиях невозможно.
Поэтому в 2020-2021 годах и решили заменить УАЗик чем-то более современным и надёжным. Но почему выбрали Haval H9?
Наверное, потому что собирают его в Тульской области. Правда, уровень локализации этой модели был невысоким (примерно процентов 30 всего). Но зато- рама, дизель, автомат, богатое оснащение и комфортабельный салон.
Почему это важно – поймёте ниже.
За испытания в различных условиях для армии этого китайца отвечал Научно-исследовательский испытательный институт военной автомобильной техники, расположенный в подмосковном городе Бронницы.
Специалисты испытывали УАЗ и «Хавейл» в сравнительных тестах в крайне тяжёлых условиях
К сожалению, подробности испытаний мне найти не удалось. Но, вероятно, они включали в себя серьёзное бездорожье, морозы, брод, большие нагрузки и тому подобное. А самым сложным оказалось задание преодолеть в таких условиях 20 000 километров.
Надо сказать, что с этим испытанием не справился никто из них. Впрочем, на мой взгляд Haval H9 и не должен был. Это ведь – внедорожник чисто формально. А так – премиальный и богато оснащенный авто для города.
Ну, с небольшим бездорожьем он справится конечно, но не более того.
Почему же тогда его выбрали в Минобороны? Сдаётся мне, что на самом деле авто подбиралось военными больше не для полевых условий, а для начальства и высоких чинов.
А им лишь изредка нужно выезжать туда, где дорог нет вообще. При этом также важен современный комфорт премиум-класса. Всего этого у «Патриота» нет, а в китайце – достаточно.
Вернёмся к итогам теста. Оказалось, что китайский внедорожник буквально рассыпался на части. Больше всего было поломок электрооборудования, устранить которые в полевых условиях просто нереально.
Кроме того, немало досталось и кузову, раме, и всему остальному. А всё это требует непростого и дорогостоящего ремонта.
Как отметили специалисты, для обслуживания и поддержания такого авто в работоспособном состоянии нужны специальные масла и технические жидкости, особое оборудование и квалифицированные мастера.
Всего этого у военных нет. Да и приобретать экономически невыгодно. К тому же подобные ремонт и обслуживание возможны лишь в стационарных условиях. А это значит, что машина порой будет больше простаивать, чем служить на благо Родины. А это недопустимо.
Поэтому этот китаец, который сейчас, к слову, уже снят с производства, вовсе не подходит для российской армии.
Впрочем, явно неподходящим оказался и УАЗ «Патриот». Он, правда, пострадал в ходе тестов чуть меньше. Да и восстановить его намного проще и дешевле. Но, тем не менее, у российского внедорожника не выдержала испытаний вся электрика, также часто отказывали и иные узлы и агрегаты.
Оказалось, что его проходимость не соответствует современным армейским требованиям. Возможно, проблему бы решила специальная внедорожная резина, но и без этого автомобиль оказался неподходящим для военных нужд.
Таким образом, оба внедорожника нельзя сейчас использовать в армии
Но надёжная и проходится машина военным просто необходима. Но где её взять?
Мне, например, на ум не пришло ничего из того, что есть на рынке, что могло бы идеально подойти на эту роль. Поэтому считаю, что лучше всего было бы на заводе качественно модернизировать УАЗ.
О необходимости модернизации там говорят давно, но только особых подвижек нет. И, в первую очередь, нужно сделать кузов покрепче, электрику и иное оборудование понадёжнее.
Также желательно, чтобы уже на заводе на внедорожник устанавливали всё необходимое для армии дополнительное оснащение. Чтобы оно было полностью официальным, прошедшим необходимые испытания и оптимальным для такой эксплуатации.
Ведь на самом деле, несмотря на все минусы эту модель военные любят, хотя и ругают за частые неисправности. Вот стал бы он понадёжнее, цены бы ему не было.
Да и стоимость автомобиля вполне бюджетная, ремонт и обслуживание недорогие. Жаль только, что пока на самом Ульяновском автозаводе не слышат просьбы военных и от слов к делу не переходят.
А вы как думаете, чем можно заменить УАЗик в армии? Или лучше модернизировать его?