Найти в Дзене

День памяти Степана Степановича Митусова

Талантливый музыкант, одарённый педагог, Степан Степанович был неотделим от музыки и искусства на протяжении всей жизни. Он погиб в блокадную зиму 1942 года. В память об этом удивительном человеке рассказываем о нём и о предмете из научной библиотеки Музея-института семьи Рерихов. Источник изображения: https://roerich.spb.ru/page/ss_mitusov Степан Степанович Митусов родился в высоко культурной петербургской семье, на его музыкальное становление большое влияние оказала его мать, Евдокия Васильевна, которая была талантливой оперной исполнительницей. Степан Степанович был учеником Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, В. П. Калафати, И. И. Витоля. Сотрудник и друг Н. К. Рериха, Н. И. Рихтера, И. Я. Билибина, К. А. Марджанова, М. А. Бихтера, либреттист И. Ф. Стравинского, Степан Степанович был одним из тех творцов, чьи жизнь и мастерство расцвели в эпоху российского Серебряного века. Из воспоминаний Стравинского: «В начальный период моей композиторской деятельности мо

27 января – день памяти Степана Степановича Митусова.

Талантливый музыкант, одарённый педагог, Степан Степанович был неотделим от музыки и искусства на протяжении всей жизни. Он погиб в блокадную зиму 1942 года. В память об этом удивительном человеке рассказываем о нём и о предмете из научной библиотеки Музея-института семьи Рерихов.

С. С. Митусов. Ленинград.1929
С. С. Митусов. Ленинград.1929

Источник изображения: https://roerich.spb.ru/page/ss_mitusov

Степан Степанович Митусов родился в высоко культурной петербургской семье, на его музыкальное становление большое влияние оказала его мать, Евдокия Васильевна, которая была талантливой оперной исполнительницей.

Степан Степанович был учеником Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, В. П. Калафати, И. И. Витоля. Сотрудник и друг Н. К. Рериха, Н. И. Рихтера, И. Я. Билибина, К. А. Марджанова, М. А. Бихтера, либреттист И. Ф. Стравинского, Степан Степанович был одним из тех творцов, чьи жизнь и мастерство расцвели в эпоху российского Серебряного века. Из воспоминаний Стравинского: «В начальный период моей композиторской деятельности моим самым близким другом был Степан Митусов. Он был несколькими годами старше меня, но нас связывали отношения скорее друзей-сотоварищей, чем учителя и ученика. Митусов был любителем искусства как такового. Я познакомился с ним, когда мне было шестнадцать лет – он был своим человеком в семье Римского-Корсакова <…>. Митусов стал для меня своего рода литературным и театральным опекуном в один из величайших периодов в истории русского театра. <…>

Именно Митусов, очень любивший народное творчество, подсказал Стравинскому сюжет «Свадебки». А Римскому-Корсакову он как-то напел мотив понравившейся ему песни, которую услышал от бологовских крестьян, и впоследствии тема эта превратилась в «Песню купцов» из оперы «Сказка о царе Салтане». Митусов ввёл Стравинского в дом Римских-Корсаковых, где устраивались знаменитые музыкальные среды. Пиком дружеских и творческих отношений Митусова и Стравинского явилась опера «Соловей», для которой Степан Степанович написал либретто.

Под руководством С. С. Митусова действовал хор Школы ИОПХ, созданный, по выражению Н. К. Рериха, «в стремлении, по возможности, расширить художественный кругозор учащихся» и регулярно, раз в неделю, проводивший свои спевки.

Профессиональную карьеру Митусов сделал, прежде всего, как музыкант, занимаясь преподавательской и исполнительской деятельностью.

В 1917–1920 годах С. С. Митусов совместно с пианистом Николаем Рихтером выступал с концертами классической музыки под лозунгом «Музыку в массы», в 1918–1919 годах служил, благодаря попечительству М. Горького и А. Луначарского, в Музыкальном отделе Наркомпроса (заведовал Концертным подотделом). В 1920–1921 годах работал пианистом и хормейстером в Палас-Театре (Театре комической оперы) под руководством К. Марджанова. В 1922–1929 годах преподавал в Государственном институте музыкального просвещения (ГИМП), преобразованном затем в Техникум музыкального просвещения (ТеМП), где руководил классами камерного ансамбля и вокально-камерным классом. В 1922–1928 годах выступал в «Кружке друзей камерной музыки» Н. Е. Добычиной в качестве концертмейстера и аккомпаниатора. В 1932–1934 годы являлся ведущим педагогом в Хибиногорской музыкальной школе (организованной им «Рабочей консерватории»). С 1935 года, после возвращения в Ленинград, руководил вокальным ансамблем на Государственных курсах музыкального образования.

Источник изображения: научная библиотека Музея-института семьи Рерихов

Meyerbeer, Giacomo(1791-1864).

Gli Ugonotti (Les Huguenots) : opera in five acts / G. Meyerbeer ; ed.: A. Sullivan, J. Pittman ; пер. на англ. яз. F. Romer. - London ; New York : Boosey and Co., [1870?]. - 504 p.
Перевод заглавия: Гугеноты : опера в пяти актах
Есть автограф: Экз. 591 : Малышев

Гугеноты - большая опера в пяти актах. Либретто Эжена Скриба и Жермена Делавиня по мотивам романа Проспера Мериме "Хроника царствования Карла IX". Эжен Скриб дал в своем либретто свободно романтическую трактовку событий знаменитой Варфоломеевской ночи с 23 на 24 августа 1572 года. Пьеса Скриба «Гугеноты» изобилует эффектными сценическими контрастами и мелодраматичными ситуациями в духе французской романтической драмы. В создании текста принимал участие также театральный писатель Эмиль Дешамп, при активном участии самого композитора. Написанная в 1835 году опера «Гугеноты», являющаяся центральной в творчестве Дж. Мейербера, была впервые поставлена 29 февраля 1836 года на сцене Парижской оперы. Музыкальное представление, длившееся более 4 часов, оставило у зрителей сильнейшее впечатление — как виртуозным исполнением партий, так и роскошными, красочными декорациями, сложной сюжетной интригой, многочисленностью участников постановки. Русская премьера состоялась только в 1862 году в Мариинском театре (по цензурным соображениям её долго запрещали к постановке). Шедшая до этого на сцене Итальянской оперы Петербурга сильно измененная постановка носила название «Гвельфы и гибеллины»). Постановщикам оперы во многих городах, приходилось маскировать религиозный конфликт, о котором в опере идет речь. В Вене и Санкт-Петербурге опера шла под названием «Гвельфы и гибеллины», в Мюнхене и Флоренции - как «Англикане и пуритане», в последнем городе также как «Ренато ди Кронвальд»

В научной библиотеке Музея-института хранится экземпляр, изданный Boosey and Co в Лондоне. Согласно вынесенным данным, можно установить даже место издания – Кемдэн. Степану Степановичу книга была подарена неким Малышевым 4 сентября 1938 года.

Интересно, что к дарителю (или одному из владельцев до Степана Митусова) она, вероятно, попадаем через «музыкальный магазин А.Е.Гутхейля, коммиссионера имперских театров в Москве» (данные о магазине Гутхейля даны по печати на титульной странице книги – прим.).

На некоторых страницах книги можно найти пометки, сделанные одним из владельцев и дарителем. Так, на титульной странице помещена надпись: «Дорогому Степану Степановичу Митусову на добрую память от баса Малышева. 4/IX 1938 г.» На страницах с нотным текстом встречаются пометки уже другим почерком, возможно, Степана Степановича.

Предлагаем читателям ознакомится с одним из изданий оперы:

https://archive.org/details/gliugonottiopera00meye_14/page/2/mode/2up

Подсказала обратить внимание на книгу Е. Г. Кучеренко