Найти в Дзене

Хорошие места "Золотого кольца". Новости туризма №6

Не так давно прошла очередная церемония вручения премий «Отличное место на маршруте Золотого кольца России — 2024». Вручение призов состоялось в 2025 году по итогам года прошедшего. То есть бизнес, занимающийся сферой туризма, был поощрён специальной наградой и теперь, павлинясь, к слову сказать, в основном по праву, может выставлять эту награду в своём углу с медальками.

Почему я столь скептически отношусь к данным наградам?

Во, первых:

Видимо, идея была позаимствована у 2ГИС и Яндекса. Наверняка на разных магазинах, отелях, музеях или других местах вы видели наклейку Яндекса «Хорошее место» — это своеобразная награда для бизнеса, главным критерием её вручения являются отзывы посетителей, и необходимо набрать 4,9 балла, чтобы её получить. Вот только я лично много раз замечал, что эта наклейка не соответствует уровню заведения или же её получают все кому не лень, а может, они просто покупают её?

Ну конечно, на «Авито» полным-полно таких предложений. Естественно, все они в разделе «Коллекционирование».

Скрин с сайта авито
Скрин с сайта авито

А я-то думал, рядом с моим домом открылся магазин, и у него тут же появилась наклейка: «Откуда? Как так?». А вот оно как.

К чему я рассказал эту историю с наклейками Яндекса? Да к тому, что подобного рода вещи себя дискредитировали. Наклейку, кубок, диплом можно купить, а посетители вряд ли будут проверять награду на подлинность. Таким образом можно дурачить людей. И в этом даже нет ничего незаконного, нет никаких санкций, которые могли бы налагаться на подобного рода фейковых победителей.

Во-вторых:

Золотое кольцо отметит скоро уже 60 лет своего существования, и некогда передовая идея, собирающая до сих пор миллионы туристов, сильно деградировала. Многие города Золотого кольца как лежали в руинах, так и лежат, хотя им обещали баснословное развитие от денег туристов.

Наварились на идее только дельцы и бизнесмены. Суздаль всё-таки преобразился не из-за туристов, а к 1000-летию за счёт государства, с Ярославлем такая же ситуация. А вот облик Ростова и Переславля-Залесского оставляет желать лучшего.

Фото автора. Центр Ростова
Фото автора. Центр Ростова

Но сам бренд в последнее время стал истощать себя, и вот пошли придумки по созданию паспорта «Турист Золотого кольца» — идея классная, если её хорошо организовать, но на идею налетели местные воротилы, и вот по паспорту в Ростове можно сходить лишь в баню со скидкой, а в Угличе и вообще никуда. Хотя в Ярославле или же Владимире программа действует неплохо, но Золотое кольцо не ограничивается двумя городами. Ссылку на более подробный разбор программы паспорта «Туриста Золотого кольца» оставлю в конце статьи.

Фото автора. Владимир
Фото автора. Владимир

Если бы программа была реализована как в Японии, где ставят красивые печати в паспорт, было бы куда лучше, например, в каждом городе есть ТИЦ (туристко-информационный центр), так пусть в нём и ставят эти печати о посещении разных городов маршрута.

И подобных программ у Золотого кольца было много. Чтобы не терять в количестве туристов, даже был разработан новый маршрут «Большое Золотое кольцо России», куда включили новые города-участники.

В последние годы закрытые границы стали для нашего маршрута настоящим спасением: он не только не потеряли туристов, но и смогли увеличить их количество.

Фото автора. Владимир
Фото автора. Владимир

В-третьих:

Тут надо обратиться к нормативно-правовым актам положения о конкурсе и узнать, а какие критерии оценивания вообще стояли во главе угла. На что ориентировалось жюри, состоящее, как я понял, из членов Союза городов Золотого кольца. Положение есть в открытом доступе, и вы легко можете ознакомиться с этим документом по ссылке: https://www.goldenringunion.ru/upload/iblock/5f3/gxvmysvgzat9ra3soyjr0azedgls1yoi.pdf

Скрин положения о конкурсе
Скрин положения о конкурсе

В конкурсе участвовали гостиницы и музеи. Обязательное условие: организация должна располагаться непосредственно на маршруте кольца, то есть у него ограниченная география (в этом и весь смысл).

Очень интересный факт: например, паспорт туриста «Золотого кольца» стоит денег, речь о 2000 рублей, оказывается, конкурс тоже не бесплатный, прямо в положении прописана сумма участия в 5000 рублей.

Каждый критерий оценивается в бальной системе. Так, очень много внимания уделяется внешнему стилю, интерьерам, форме сотрудников, логотипу, брендированию. За каждый элемент начисляется по 2 балла.

Доступная среда — пандусы и многое другое. Вот это уже интересно и даже правильно.

Экологичность. Очень странный критерий.

Фото автора. Ростов Великий
Фото автора. Ростов Великий

Наличие сувенирной продукции. Вот это самый странный критерий, потому что я уже несколько раз сталкивался с тем, что у музея или гостиницы представлена сувенирная продукция чисто номинально, то есть они продают либо то, что вы никогда не купите, либо вообще не продают её. То есть витрина с сувенирной есть, цены, вы подходите к кассиру, просите приобрести что-то, а вам говорят: «А мы это не продаём». Теперь я понимаю, для чего так делается, видимо, для того, чтобы получать какие-то баллы и соответствовать регламентам и уставам, ведь не будет же учреждение терять какие-то баллы из-за какой-то сувенирки. К сожалению, такая видимость никак не помогает развитию туристов.

Сайт. У учреждения должен быть сайт, оно должно быстро реагировать на заявки и обновлять актуальную информацию.

Фото автора. Ярославль - столица "Золотого кольца"
Фото автора. Ярославль - столица "Золотого кольца"

Отзывы и оценки тоже считают, но как-то странно. Так, например, если рейтинг ноль, то и баллов дадут ноль, если из пяти у заведения 3 звезды, то так и дадут 3 балла.

Максимум можно набрать 190 баллов, для того чтобы победить в конкурсе, нужно набрать 150. То есть не обязательно быть нормальной гостиницей, ведь баллы можно набрать за счёт логотипа, одежды персонала, сайта ну или сувенирки. Очень странно.

Как вы видите, критерии оценивания не особо эффективны, а выполнение тех или иных требований, чтобы стать победителем, не так сложно, ну вот не было у тебя, например, логотипа, взял разработал или нарисовал за 5 минут, и вот 2 балла в копилочку.

То есть нет каких-то качественных критериев, важно лишь наличие, но не качество. У вас есть сайт — вот вам 2 балла, но, согласитесь, сайт сайту рознь, он может быть хорошим, а может быть не очень. Как по мне, большинство критериев необходимо объединить в один и назвать его «концепция», и в рамках этого критерия оценивать, насколько сайт подходит к концепции заведения.

Фото автора. Суздаль - жемчужина "Золотого кольца"
Фото автора. Суздаль - жемчужина "Золотого кольца"

В-четвёртых:

Многие из вас знают, как работают данные конкурсы: те, кто подал заявку, тот и участвует в нём, а те, кому это не надо, могут быть в десять раз круче всех этих победителей, но они вне конкурса. А подобные конкурсы нужны далеко не всем, особенно если у гостиницы или музея и так дела идут неплохо. Ведь в этом всём надо разбираться, читать уставы, заполнять анкеты, что-то выдумывать, переводить 5000. А что взамен? Например, по итогам года Яндекс в шапке бизнес-профиля давал всем специальный значок, который выделял организацию как хорошее место, его вручали за хорошие отзывы гостей, алгоритмы следили за накрутками. Давался этот знак всем абсолютно, не нужно было ничего подавать, все пользователи участвовали автоматически.

Что даёт победа в этом конкурсе? Специальный знак и диплом, всё это можно использовать в качестве рекламы и размещать в своих красных уголках.

Фото автора. Сергиев Посад - духовная столица "Золотого кольца"
Фото автора. Сергиев Посад - духовная столица "Золотого кольца"

В 2024 году 15 отелей и 11 музеев были удостоены этого знака, что очень так немало, и это только победители, сколько было участников, не уточняется.

Конечно, среди участников есть и действительно стоящие музеи или гостиницы, но всё это смешано с большой массой банальностей и не очень хороших мест, что обесценивает награду и труд действительно хороших мест.

Думаю, «Золотому кольцу» точно стоит пересмотреть свою политику развития. У них реально есть крутые идеи, которые убила реализация. Членам союза городов маршрута лучше стоит пересмотреть свою идею с паспортами и печатями.

Спасибо, что читаете.

Можете ознакомиться с моим материалом на схожую тематику:

Ну а если вам было и интересно или статья оказалась для вас полезной, то не забывайте подписаться для такого маленького канала как мой это очень важно.

До новых встреч!