Найти в Дзене
Психология_онлайн

Как формируется убеждение «я недостоин»

Постепенно хочется вернуться к теме убеждений, которые я встречаю в работе. Одно из самых распространенных — это «я недостоин». Оно достаточно незаметное и не всегда лежит на поверхности (человек редко сам про себя думает в такой формулировке). Но тем не менее, влияние оно может оказать колоссальное. У каждого человека, кто обращается ко мне есть своя история и она во многом уникальная, но некоторые общие факторы формирования такого убеждения все же можно выделить. Давайте в этой статье посмотрим на них. И так, за счет чего убеждение "я недостоин" может формироваться. Формирование убеждения "я недостоин" часто начинается в детстве. Дети воспринимают мир через призму своих отношений с родителями и окружающими. Если ребенок сталкивается с критикой, пренебрежением или отсутствием поддержки, он может начать считать себя недостойным любви, а дальше это распространяется уже на все явления, которые ребенка (а в будущем и взрослого) окружают. Взрослея, человек так или иначе попадает в систему
Оглавление

Убеждение "Я недостоин": Как оно формируется и влияет на жизнь

Постепенно хочется вернуться к теме убеждений, которые я встречаю в работе. Одно из самых распространенных — это «я недостоин». Оно достаточно незаметное и не всегда лежит на поверхности (человек редко сам про себя думает в такой формулировке). Но тем не менее, влияние оно может оказать колоссальное.

У каждого человека, кто обращается ко мне есть своя история и она во многом уникальная, но некоторые общие факторы формирования такого убеждения все же можно выделить. Давайте в этой статье посмотрим на них. И так, за счет чего убеждение "я недостоин" может формироваться.

1. Ранние детские переживания

Формирование убеждения "я недостоин" часто начинается в детстве. Дети воспринимают мир через призму своих отношений с родителями и окружающими. Если ребенок сталкивается с критикой, пренебрежением или отсутствием поддержки, он может начать считать себя недостойным любви, а дальше это распространяется уже на все явления, которые ребенка (а в будущем и взрослого) окружают.

2. Социальные сравнения

Взрослея, человек так или иначе попадает в систему сравнения себя с окружающими. Он может сам производить такую процедуру сравнения, а может ее проводить и другие (просто окружающие люди, авторитетные люди, люди наделенные властью и стоящие выше в иерархии).Социальные сети и новые медиа усиливают это явление, создавая иллюзию идеальной жизни у других. Уже без прямого участия других мы попадаем в нескончаемую процедуру сравнения. Когда человек видит, что другие добиваются успеха (не важно, реален этот успех или просто маркетинговая картинка), он может начать сомневаться в своих способностях и ценности. И так как это сравнение скорее всего будет не в пользу человека (потому что человек реален, а картинка специально подгонялась под идеал), то это тоже может сказаться на восприятии себя.

3. Культурные и социальные нормы

Культурные и социальные нормы также играют важную роль в формировании убеждения "я недостоин". В некоторых культурах и социальных средах акцент делается на коллективизме, где индивидуальные достижения могут восприниматься как эгоизм. Это может привести к тому, что человек будет чувствовать себя недостойным индивидуального успеха, если он не соответствует ожиданиям общества или не выполняет определенный обязательства прежде всего перед ним.

Вариантов этого убеждения достаточное количество:

- я недостоин любви;

- я недостоин тепла;

- я недостоин дружбы;

- я недостоин успеха;

- я недостоин денег;

- я недостоин счастья и т. д.

Все будет зависеть от того, в какой ситуации человек оказался и какой был контекст. Иногда эти убеждения сплетаются, иногда выступаю соло. В любом случае, они действуют негативно и часто формируют скрытый самосаботаж в поведении.

Так что если вдруг у вас промелькнули нотки в стиле «я недостаточно …» и т. д. Имеет смысл обратить на это внимание.

Запишись на консультацию по ссылке:

https://yandex.ru/uslugi/profile/EvgenijZubarev-2160158