Что делать, если консервативные методы избавления от хронической боли уже не помогают? Какие привычки убивают наш мозг? Почему не стоит бояться диагноза «остеохондроз»? Какую травму позвоночника врачи называют нелепой? Эти и другие проблемы сложного и тонкого мира нейрохирургии обсуждаем максимально доступным языком с нашим сегодняшним экспертом – Екатериной Султановой, нейрохирургом Первого клинического медицинского центра.
Екатерина Борисовна, почему вы выбрали специальность «нейрохирургия»?
Потому что звучит круто (смеется). Я с детства мечтала стать врачом. Уже на первом курсе знала, что буду заниматься хирургией – терапевтические специальности казались мне скучноватыми, хотелось работать руками. С трепетом вспоминаю свой первый опыт в операционной. Сразу поняла: это мое место. Меня всегда привлекали самые сложные задачи, а нейрохирургия – та самая «высота», которая требует постоянного обучения, бесконечного и кропотливого совершенствования в профессии.
Как понять, что нужно идти на прием именно ко врачу вашей специальности?
Как правило, на консультацию к нейрохирургу направляет врач другой специальности, чаще всего невролог – такая маршрутизация позволяет избежать ненужных консультаций. Хотя в настоящее время пациенты нередко обращаются ко мне напрямую.
Самая частая жалоба моих пациентов – боль: головная, боль в позвоночнике или конечностях, которая беспокоит длительно и не поддается лечению. Также среди жалоб встречаются снижение силы в мышцах конечностей, расстройство чувствительности, нарушение координации и походки, даже нарушения в работе органов малого таза: проблемы с мочеиспусканием и дефекацией. Все это «красные флажки», сигнализирующие о том, что стоит прийти на консультацию к нейрохирургу.
С какими органами чаще всего взаимодействует нейрохирург?
Сфера деятельности нейрохирурга – три основные области. Во-первых, головной мозг: мы лечим пациентов с черепно-мозговыми травмами, новообразованиями, геморрагическими инсультами, сосудистыми патологиями – например, аневризмой, гидроцефалией и так далее. Вторая большая группа заболеваний связана с позвоночником: это наиболее часто встречающиеся дегенеративные заболевания (остеохондроз): грыжи, стеноз (сужение) позвоночного канала, спондилолистез (смещение) позвонков, фасеточный синдром (боль в суставах позвоночника), а также травмы и новообразования. И наконец, мы работаем с заболеваниями периферической нервной системы – когда происходит сдавление или травматизация периферического нерва, это может выражаться болью, онемением и слабостью в мышцах.
Врачей-нейрохирургов во Владимирской области очень мало, это востребованная, но редкая специальность. Достаточно ли вам оборудования, которое есть в ПКМЦ, для полноценной работы?
Об этом могу говорить долго и подробно – в Первом клиническом есть все необходимое оборудование от производителей - лидеров мирового рынка. Для правильной диагностики мы используем первоклассные компьютерный и магнитно-резонансный томографы с возможностью при необходимости проводить исследования с контрастным усилением для четкой визуализации новообразований. Делаем электроэнцефалографию (ЭЭГ), которая позволяет отследить судорожную активность головного мозга. Еще одно очень нужное исследование – электронейромиография: оно показывает проводимость и степень повреждения нервов, помогая определить локализацию и выраженность проблемы.
В моем распоряжении есть аппарат УЗИ и так называемая «С-дуга» - портативный рентгеновский аппарат, который можно настраивать в разных проекциях. Он нужен для того, чтобы с высокой точностью и безопасностью проводить лечебно-диагностические блокады, малоинвазивные операции, в том числе с установкой имплантов. Также в нашем центре есть аппарат для выполнения радиочастотной абляции: с его помощью мы через проколы выполняем малоинвазивные операции для лечения боли в позвоночнике и крупных суставах. Кроме того, в операционной у нас установлен микроскоп – аппарат, без которого современная хирургия невозможна. Под микроскопом при многократном увеличении мы проводим операции на позвоночнике.
Вы сказали, что главная жалоба ваших пациентов – болевой синдром. Какие методы избавления от него сегодня считаются самыми прогрессивными и эффективными?
Главное, нужно помнить: боль – это патологическое состояние, не стоит ее терпеть и привыкать к ней. Болевой синдром существенно снижает качество жизни и эмоциональный статус, вызывает развитие депрессивных состояний. Очень важно своевременное обращение к специалистам, тогда помощь будет максимально эффективной.
Сегодня в нашем арсенале есть огромный спектр методов лечения: медикаментозный, физиотерапия, различные реабилитации. В более серьезных случаях, когда консервативные методы не помогают, мы применяем так называемое интервенционное лечение боли. Это малоинвазивные вмешательства, с помощью которых осуществляется точечное, прицельное воздействие на проблемную зону, являющуюся источником болевого синдрома. Сюда относятся лечебно-диагностические блокады и радиочастотная денервация – это очень эффективный метод лечения боли в позвоночнике и крупных суставах. Под действием высоких температур происходит денервация – «выключение» нерва, который провоцирует боль. Операция выполняется через проколы и зачастую позволяет избежать более серьезного и травматичного вмешательства.
В ряде случаев возникает необходимость открытого оперативного вмешательства. Но в настоящее время мы ушли от высокотравматичных операций на позвоночнике. Современная хирургия позвоночника – это максимально безопасная и эффективная микрохирургия, которая значительно сокращает длительность восстановления после операции.
Хроническая боль – очень сложная междисциплинарная проблема, которой сообща должны заниматься разные специалисты: невролог, нейрохирург, физиотерапевт, иногда психотерапевт, психиатр, анестезиолог-реаниматолог, альголог... Даже если мы сделаем блокаду или операцию и боль отступит, необходимо продолжать все назначения врачей и проходить реабилитацию для стойкого результата. Подход должен быть комплексным и работать на перспективу.
Какие случаи из вашей практики вам особенно запомнились?
Расскажу о двух. Ко мне обратился мужчина средних лет, который считал себя совершенно здоровым. Однажды он ехал на машине в другой город и в середине пути поймал себя на мысли, что не понимает, куда он едет и зачем. После обследования мы обнаружили опухоль головного мозга. Такие опухоли всегда сложны в диагностике, они долго «молчат» и проявляют себя, когда новообразование уже достаточно разрослось. Сейчас этот пациент проходит комплексное лечение, будем надеяться на хороший результат.
Второй клинически интересный и показательный случай: молодой человек в состоянии опьянения нырнул в бассейн. Результат – перелом шейного отдела, позвонок сдавил спинной мозг. Пациент поступил в тяжелом состоянии, не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. Он был прооперирован, прошел реабилитацию и, к огромному нашему счастью, ушел из больницы на своих ногах. Вообще, ныряльщики – больная тема для всех нейрохирургов, такие нелепые травмы происходят слишком часто, к сожалению. Пожалуйста, не ныряйте вниз головой, если не уверены в своих способностях и глубине водоема!
Что нужно делать, чтобы наш мозг был здоров как можно дольше?
Все упирается в банальный здоровый образ жизни. Очень плохо на головной мозг влияют курение, стресс, неконтролируемое давление, нарушения режима сна и бодрствования.
Правда ли, что диагноз «остеохондроз» сейчас ставят практически всем?
В общем, да. Остеохондроз – это закономерный ответ процессу старения, который происходит абсолютно у всех. Мы не молодеем, и позвоночник тоже. Но насколько быстро он будет стареть, во многом зависит от наших привычек. Сидячий образ жизни, работа в наклон, тяжелый физический труд и поднятие тяжестей в неправильной позе – все это может усугублять развитие заболеваний позвоночника. А вот умеренная физическая нагрузка – например, пешие прогулки и лечебная физкультура – просто необходима. Пока мы движемся, мы живем.
Что для вас самое сложное в работе нейрохирурга?
Момент колебания и принятия решения, особенно в экстренных ситуациях, когда есть только ты и пациент, чья жизнь под угрозой. Ответственность за жизнь человека – серьезная эмоциональная нагрузка. Но в самой операционной страха уже нет – ты просто делаешь, что должен.