Найти в Дзене

Опасные мечты о «натовском озере»

Планы Североатлантического альянса по контролю над Балтикой чреваты дальнейшим ростом напряжённости в Евразии.

Североатлантический альянс принял решение существенно нарастить военное присутствие и активность на Балтийском море. О том, в чём это проявляется и к чему может привести, речь идёт в интервью, которое дал «Красной звезде» руководитель Центра военно-дипломатического анализа и оценок профессор Дипломатической академии МИД России, доктор исторических наук Владимир ВИНОКУРОВ.

Владимир ВИНОКУРОВ
Владимир ВИНОКУРОВ

– Владимир Иванович, Североатлантический альянс приступил к проведению военной операции на Балтийском море…
– Действительно, выступая 14 января по итогам саммита лидеров балтийских стран НАТО, который состоялся в Хельсинки, генсек альянса Марк Рютте объявил о начале военной операции, которая будет проводиться в течение пока 90 суток под названием Baltic Sentry. У нас её называют и «Балтийским дозором», и «Балтийским стражем», но дело не в лингвистических тонкостях. Нас должно тревожить само содержание операции, которое может вывести противостояние в наших прибрежных водах на качественно новый уровень.
По словам Рютте, для участия в операции будет привлечено большое количество надводных кораб­лей, подводных лодок, самолётов, спутников и беспилотных аппаратов. Генсек НАТО не стал уточнять, сколько именно кораблей будет задействовано в ходе операции, поскольку их число, как он сказал, «может меняться от недели к неделе. Важно, – подчеркнул Рютте, – что мы будем использовать нужные военные ресурсы в нужных местах в нужное время, чтобы предотвратить будущие дестабилизирующие действия».
Из опубликованного совместного заявления участников саммита следует, что страны НАТО будут работать над внедрением в операцию инновационных решений, разработкой новых технологий для наблюдения и отслеживания судов, а также подводного мониторинга.
– Относительно операции одобрительно высказался и американский генерал Каволи…
– Верховный главнокомандующий объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе генерал Кристофер Каволи заявил, что «Балтийский дозор» обеспечит целенаправленное сдерживание по всему Балтийскому морю и будет противостоять дестабилизирующим действиям. Операция, по его словам, должна продемонстрировать способность Североатлантического союза быстро реагировать на любые вызовы.
Согласно сообщению объединённого командования НАТО, отвечающего за планирование и проведение всех операций альянса, в «Балтийском дозоре» будут задействованы корабли 1-й постоянной военно-морской группы НАТО и 1-й военно-морской группы НАТО по противоминной обороне. Это два из четырёх многонациональных соединений натовских морских сил высокой готовности. Эти группы обеспечивают НАТО поддержание военного присутствия альянса в различных морских акваториях, демонстрацию флага.
В новой операции примут участие и корабли, подлодки и самолёты балтийских стран НАТО. Прежде всего это ВМС Германии, Швеции и Дании, так как военно-морской потенциал других натовских стран этого региона не существенен. Тактическое управление силами, задействованными в операции, будет осуществлять недавно развёрнутый на территории Германии многонациональный морской штаб НАТО «Балтика».

Мы имеем дело не с защитой от «российской угрозы», а с подготовкой НАТО к резкому усилению военного давления на Россию
-2

– Как в альянсе объясняют необходимость проведения такой операции в непосредственной близости от российских берегов?
– Официальная версия относительно задач этой операции такова: необходимо обеспечить морскую безопасность в Балтийском море в связи с возникшими угрозами критически важной подводной инфраструктуре стран Европы. И в подтверждение тому проводится ряд имевших место инцидентов на этот счёт.
Один из последних произошёл в канун католического рождества, 24 декабря. Подводный энергетический кабель Estlink 2, который связывает Финляндию и Эстонию неожиданно вышел из строя. Финские власти задержали танкер, который зарегистрирован на островах Кука, подозревая его экипаж в умышленном повреждении кабеля. Острова Кука – это самоуправляемое государственное образование в южной части Тихого океана, оно находится в свободной ассоциации с Новой Зеландией. Месяцем ранее, в ноябре, имел место обрыв телекоммуникационного кабеля между Финляндией и Германией, а также коммуникационного кабеля между Швецией и Литвой.
Как в этих, так и ряде других подобных случаев в натовских столицах, не дожидаясь результатов расследования, нашли некий «российский след». Хотя, замечу, в практике мореплавания имели место такого рода инциденты: тут и человеческий фактор, и технические неисправности, из-за чего грузовое судно может идти с опущенным на дно якорем.
Не вдаваясь в подробности, также поясню: сегодня крупные суда на месте удерживает не столько сам якорь, сколько якорная цепь. Якорь служит не для того, чтобы удержать судно, а для того, чтобы зацепить цепь за дно и потом вытянуть несколько сот метров тяжёлой цепи из корпуса судна. Когда цепь втягивают обратно в судно, якорь случайно может зацепить подводные электро- и интернет-кабели.
Кроме того, есть ещё одно обстоятельство. Не хотелось бы, конечно, впадать в конспирологию, но скажу: в мире есть геополитические игроки, которые хотели бы дальнейшего ухудшения отношений между странами Евросоюза и Россией. Им важно периодически демонизировать Россию в глазах европейской общественности. А такое происшествие – обрыв электрокабеля – очень удобный повод для очередной антироссийской истерии в СМИ и социальных сетях…
– В западных СМИ немало инсинуаций и относительно так называемого теневого флота…
– Давайте начистоту. Мы живём в условиях и по правилам мирового рыночного хозяйства, когда экономические субъекты должны руководствоваться интересами прибыли, рентабельности торговых операций. Если есть финансовая выгода от использования танкеров и других судов под флагами тех или иных государств, почему бы их не использовать. Тем более что против нас открыто ведётся санкционная война, коллективный Запад цинично ведёт речь о нанесении нам стратегического поражения, об обескровлевании российской экономики. США и Евросоюз сегодня и не скрывают, что стремятся максимально затруднить нам экспорт энергоресурсов, сбить на них цены.
– Так что Запад намеревается нанести новый удар по российской экономике…
– На саммите в Хельсинки, о котором шла речь выше, было заявлено, что союзники по НАТО оставляют за собой право, цитирую, «принимать меры против любых подозрительных судов, которые обходят санкции и угрожают нашей безопасности, инфраструктуре и окружающей среде». И как можно судить по высказываниям участников саммита, НАТО собирается останавливать, обыскивать и даже задерживать такие суда. Заниматься этим будут силы, задействованные в операции «Балтийский дозор».
– Но это же прямое нарушение всех принятых и действующих международных норм и правил!
– Совершенно верно. Конвенция ООН по морскому праву гарантирует свободное право транзитного прохода в открытом море, которое представляет собой вод­ное пространство, находящееся за пределами территориальных вод и экономических зон государств. И если кто-то принудит капитана гражданского судна к досмотру, он грубо нарушит это право.
Оно полностью относится к Балтийскому морю, большая часть которого является международными, нейтральными водами. Нет сомнения, что это хорошо понимают в НАТО, но явно по-своему, с некоторой, так сказать, поправкой. Это убедительно продемонстрировал на том же саммите в Хельсинки председатель совета министров Польши Дональд Туск. Выступая на нём, он прямо сказал, что «большой проблемой» является отсутствие полномочий по досмотру судов в нейтральных водах, но альянсу нужно стремиться к контролю над всеми кораблями в Балтийском море.
Из этого можно сделать только один вывод: в НАТО явно считают Балтику внутренним морем со всеми вытекающими из этого последствиями. Туск подчеркнул, что все страны – участницы Североатлантического альянса имеют консенсус по данному вопросу. Отсюда и исходит эта вызывающая деятельность натовцев на Балтике.
Причём, что также показательно, их не остановило даже заявление американских и европейских спецслужб, что разрывы подводных кабелей, ставшие поводом для проведения операции «Балтийский дозор», скорее всего, были результатом морских аварий, а не российских диверсий. Как отметила «Вашингтон пост», такой вывод был сделан на основании собранных разведками США и стран Европы доказательств.
– Тем временем два натовских корабля – немецкий минный тральщик Datteln и гидрографическое судно Luymes ВМС Нидерландов – в рамках этой операции совершили заход в Финский залив.
– Скажу более, в НАТО рассматривают возможность перекрытия российским кораблям входа в Балтийское море и выхода их него в случае эскалации. Это Финский залив и Датские проливы. Об этом достаточно активно говорят и в Эстонии, и в Финляндии, на которых, скорее всего, будет возложена реализация этих планов в час Х. Территориальные воды этих двух стран не перекрывают Финский залив, остаётся полоса около трёх морских миль открытых вод, по которой могут проходить даже большие суда.
Но власти Эстонии, игнорируя международное право, предложили финнам «поделить пополам» Финский залив, расширив свои территориальные воды и убрав оттуда зону свободного судоходства. Понятно, до этой идеи в Таллине дошли не сами, явно «помогли» британские покровители и кураторы.
– А военный потенциал для блокирования залива у этих балтийских «карликов» есть?
– Судя по открытым данным, предполагается в случае военного конфликта установить минные заграждения и разместить по обеим его сторонами противокорабельные ракеты. Эстония ещё в 2021 году закупила в Израиле партию противокорабельных ракет Blue Spear для оснащения береговых ракетных подразделений. Максимальная дальность стрельбы этих ракет около 290 километров, скорость – дозвуковая, около тысячи километров в час. Ракета, как утверждают израильские разработчики, малочувствительна к средствам РЭБ. Начало поставок планируется на 2026 год. Финляндия уже давно располагает противокорабельными ракетами RBS-15 шведского производства с дальностью стрельбы до 200 километров. Эти ракеты приспособлены для размещения как на катерах, так и на наземных подвижных пусковых установках. Сообщается также, что обе страны накопили большие запасы мин. Наиболее современными являются финские мины, которые можно использовать в классическом и управляемом вариантах. Этими минами располагает и Эстония.
– А что в Датских проливах?
– Что касается Датских проливов, они также носят статус международных вод. И согласно той же Конвенции ООН по морскому праву никакие новые акты не должны ущемлять или лишать права транзитного прохода по ним каких-либо судов. То есть ограничения, которые выдумывают в структурах НАТО, с точки зрения международного морского права являются неправомерными.
– И всё же, что стоит за всеми натовскими планам на Балтике?
– Совершенно очевидно, что эти планы неразрывно связаны с военными приготовлениями, которые НАТО активно проводит на территории той же Польши, стран Балтии, Финляндии, Швеции и Норвегии, совершенствуя там свою инфраструктуру, размещая войска, военную технику и вооружения. Всё это НАТО стремится перенести на Балтийское море, превратив его в ещё один регион противостояния с нашей страной. Мы имеем дело не с защитой от «российской угрозы», а с подготовкой НАТО к резкому усилению военного давления на Россию, а в случае дальнейшей эскалации – к наступательным действиям.
Нельзя не заметить, что проведение альянсом военной операции «Балтийский дозор» содержит явные признаки морской блокады, которая, как известно, используется во время вооружённого конфликта для прекращения доступа противника к морскому побережью, нейтрализации его портов и военно-морских баз, блокировки связей с другими странами. В данном случае речь идёт о том, что с помощью этой операции НАТО надеется прежде всего затруднить, а если получится, и ограничить транзит по Балтийскому морю российских товаров и грузов.
– А этот транзит весьма значительный…
– На Балтике расположен крупнейший порт нашей страны Усть-Луга, через который ежегодно отправляются за рубеж более 120 миллионов тонн грузов – нефть, уголь, удобрения и зерно. В 2024 году порт нарастил свою деятельность. Для экономики России этот узел – один из ключевых, и любые провокации в регионе бьют не только по торговле, но и по безопасности нашего государства…
Кстати, напомню, что в XVIII веке во время войны Великобритании и Франции Лондон объявил, что имеет право осматривать все суда в океанах. И зачастую не ограничивался только осмотром – захватывал суда, в том числе и российские. Реагируя на эти наглые действия, императрица Екатерина II объявила их пиратством, и русский флот начал давать жёсткий отпор. Великобритания, считавшаяся тогда владычицей морей, тем не менее поджала хвост и была вынуждена отказаться от такой практики. Психология элиты англосаксов за два с половиной столетия мало изменилась, они понимают только силу и отступают, лишь получив жёсткий отпор.
Сегодня Россия, выступая за то, чтобы Балтика оставалась морем сотрудничества и взаимодействия, намерена решительно отвечать на любые попытки НАТО превратить его в своё «внутреннее озеро». «Мы сделаем всё необходимое, чтобы наши интересы – речь идёт и об акватории, и в целом о регионе Балтийского моря – были надёжно защищены, ограждены. Это касается военной составляющей», – заявил на днях заместитель главы МИД России Александр Грушко.

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда»