Добрый день, друзья! Хочу описать пример моей работы с ПТСР.
Невроз и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) представляют собой две серьезные категории психических расстройств, которые часто путают друг с другом из-за схожих симптомов. Однако, несмотря на некоторые перекрывающиеся проявления, эти состояния имеют существенные различия в причинах возникновения, клинической картине и подходах к лечению. Невроз – это широкая категория функциональных расстройств, характеризующаяся наличием различных невротических симптомов, таких как тревога, депрессия, фобии, навязчивые состояния и соматоформные проявления. Эти симптомы возникают в ответ на длительное воздействие стрессовых факторов, конфликтов, перегрузок или психотравмирующих событий. ПТСР, в свою очередь, является специфическим типом тревожного расстройства, развивающимся после переживания или свидетельства одного или нескольких чрезвычайно травматических событий, таких как война, стихийное бедствие, насилие, потеря близких. В то время как невроз может быть вызван различными стрессовыми факторами, ПТСР всегда связано с конкретным, ярко выраженным травмирующим событием. Клиническая картина этих расстройств также имеет свои особенности. Хотя оба состояния характеризуются повышенной тревожностью, страхом и эмоциональной лабильностью, ПТСР дополнительно включает в себя характерные симптомы, такие как:
- Навязчивые воспоминания о травматическом событии.
- Кошмары и флэшбеки.
- Эмоциональное онемение и потеря интереса к жизни.
- Повышенная бдительность и реакция на стимулы, напоминающие травмирующее событие.
Важно отметить, что невроз и ПТСР могут сосуществовать, усугубляя друг друга.
Лечение обоих состояний обычно включает в себя психотерапию, фармакологическую поддержку и изменение образа жизни. Психотерапия играет ключевую роль в выявлении причинных факторов, работе с травматическим опытом (в случае ПТСР) и выработке механизмов преодоления стресса и тревоги. Здесь я опишу работу связанную с ПТСР, где применяла подход метода интегрального нейропрограммирования. Конечно, все сугубо индивидуально, но понимание различий между этими состояниями позволяет оказывать более точную и эффективную помощь. Приведу пример из своей успешной работы в клиентской практике. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – серьезное психическое расстройство, развивающееся у некоторых людей после переживания или соприкосновения с травмирующим событием. Эти события могут включать в себя физическое или сексуальное насилие, военные действия, катастрофы, несчастные случаи и другие ситуации, угрожающие жизни или безопасности. Распространенность ПТСР достаточно высока. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10% населения мира страдает от этого расстройства в какой-то момент своей жизни. Среди ветеранов военных конфликтов этот показатель еще выше и может достигать 80%. Симптомы ПТСР разнообразны и могут проявляться по-разному у разных людей. Они обычно делятся на четыре категории:
- Вторжение: это неконтролируемые воспоминания о травмирующем событии, кошмары, флешбеки и сильное эмоциональное потрясение при напоминании о травме.
- Избегание: человек старается избегать мест, людей, предметов или ситуаций, которые напоминают ему о травме. Он также может избегать разговоров о травмирующем событии.
- Отрицательные изменения в мышлении и настроении: это пессимизм, чувство вины, отчужденность, потеря интереса к любимым занятиям, трудности с концентрацией внимания.
- Повышенная возбудимость: это повышенная тревожность, раздражительность, бессонница, проблемы с контролем гнева, склонность к рискованному поведению. ПТСР может существенно повлиять на качество жизни человека, нарушая его отношения с другими людьми, работу, учебу и повседневную деятельность.
К счастью, ПТСР поддается лечению. И мой пример работы, тому доказательство. Пошагово распишу метод работы с клиентом из Белгорода, который после атак и бомбежек, потерял аппетит, сон и получил все прелести посттравматического расстройства, такие как панические атаки, страхи и повышенная тревожность. Важно понимать, что ПТСР – это не признак слабости, а реальное психическое расстройство. Запрос был восстановить свою психику без таблеток. Прийти к нормальному спокойному состоянию. Начать радоваться жизни и почувствовать себя как раньше. До СВО у Игоря (имя изменено), все было хорошо. Работал, жил полноценной жизнью, был легким пофигистом.
Для начала, мы занялись очищением психики, чтобы вывести его из состояния беспокойства.
EMDR (ДПДГ – десенсибилизация и переработка движением глаз). Разработка Ф. Шапиро в 80-х годах 20 века. Возможно, она основывалась на книгах, К. Кастанеды, где была описана похожая техника, которую веками использовали шаманы древней Мексики. Я применяла доработанный метод С.В. Ковалевым, который показал свою эффективность, на других клиентах. Ключ этой техники в том, что в основе находится Билатеральная стимуляция. Поочередная стимуляция правого и левого полушарий головного мозга за счет быстрых движений глаз влево-вправо. Также прикосновений по очереди к правому и левому плечу, или ноге, ходьба-концентрация на правой и левой ноге, подача звука через наушники поочередно к левому и правому уху. Любая проблема сначала эмоциолизируется, возбуждение как бы «застревает» в правом полушарии нашего головного мозга, которое отвечает за обработку эмоций. И если она «застряла» слишком хорошо, стресс был слишком сильным или длительным по времени, то левое полушарие, работающее над логическим объяснением и поиском решений проблемы работать уже не может. В результате мы не можем адекватно осмыслить свою проблему, принять решение и начать действовать. Билатеральная стимуляция вызывает в мозге соответствующий отклик и стимулирует работу поочередно левого и правого полушарий. Таким образом, во время билатеральной стимуляции, находясь в состоянии легкого транса и намеренно направляя внимание на травматические переживания, мы стимулируем мозг к переработке травматического опыта. Очаг возбуждения рассеивается и мы достигаем баланса двух полушарий по поводу проблем и их решений. Эта проверенная техника, которая помогает очистить психику от инклюидов и интроектов, и также является великолепным бонусом в самопомощи. Далее:
- Обозначаем режим труда и отдыха. Психогигиену жизни. Сюда входит дисциплина, постановка целей, планов, информационная гигиена.
- На начальном этапе я подключаю Модуль базовых изменений, хотя бывает так, что и этого достаточно для выхода из состояния ПТСР.
Ниже я опишу работу с Модулем базовых изменений. Это модель называется «Мерседес – СК» Она разработана Сергеем Викторовичем Ковалевым, но сначала опишу рекомендации о том, как развить дисциплину и режим дня, ценность времени:
- Установите цели и приоритеты: Определите, что именно вы хотите достичь и какие задачи являются наиболее важными для вас. Установите конкретные и измеримые цели, которые помогут вам ориентироваться и организовывать свои действия.
- Создайте расписание: Разработайте расписание, которое будет учитывать все ваши обязанности и задачи. Разделите время на блоки и отведите определенное количество времени на каждую задачу. Помните, что важно также предусмотреть время для отдыха и релаксации.
- Поставьте себе дедлайны: Установите себе четкие дедлайны для выполнения задач. Это поможет вам организовать свое время и избежать прокрастинации. Постепенно увеличивайте сложность и сроки выполнения задач, чтобы развивать свою дисциплину.
- Используйте техники управления временем: Изучите различные техники управления временем, такие как метод Помидоро или матрица Эйзенхауэра. Эти методы помогут вам организовать свое время и улучшить свою продуктивность. Их можно найти в свободном доступе в интернете
- Установите приоритеты: Определите, какие задачи являются наиболее важными и сосредоточьтесь на их выполнении. Избегайте отвлечений и сосредоточьтесь на задачах, которые приносят наибольшую пользу.
- Будьте последовательными: Развитие дисциплины требует постоянства и последовательности. Старайтесь придерживаться своего расписания и выполнять задачи в установленные сроки. Не позволяйте себе откладывать или пропускать задачи без веской причины.
- Отдыхайте и восстанавливайтесь: Не забывайте о важности отдыха и восстановления. Предусмотрите время для физической активности, медитации или других способов релаксации. Это поможет вам сохранить энергию и поддерживать высокую работоспособность.
- Будьте гибкими: Важно помнить, что жизнь не всегда идет по плану. Будьте готовы к изменениям и адаптируйтесь к новым обстоятельствам. Иногда придется пересмотреть свое расписание или приоритеты, и это нормально. Развитие дисциплины и режима дня требует времени и усилий, но оно стоит того. Постепенно внедряйте эти стратегии в свою жизнь и не бойтесь экспериментировать. Помните, что каждый человек уникален, и вам может потребоваться некоторое время, чтобы найти свой собственный оптимальный режим дня. Время конечно, для каждого из нас. Продолжительность жизни можно примерно рассчитать. Взяла примерную формулу расчета из антиэйджинга. Нужно взять ваш нынешний возраст. К примеру, вам 40 лет, напишите примерно десять достижений, значимые события, которые у вас совершились за сорок лет, которые вас порадовали и привлекли. К примеру вам осталось, еще продуктивных сорок лет, сколько важных достижений у вас намечено, на следующий период жизни? Если два, то 10 разделите на 2 и получите 5. Сорок разделите на 5. Вот примерный расчет сколько осталось. Когда появилось время, его появилось достаточно, для каждого. Сегодня и сейчас, ни каких завтра. Дисциплина и режим дня, ценность времени.
- Ограничить просмотр новостей и телевизора, минимизировать общение в социальных сетях (не чаще 1 раза в сутки)
- Избегать общения с токсичными людьми, исключить споры и конфронтацию в общении, а так же исключить обсуждение острых тем (особенно с близкими, друзьями, в кругу семьи)
- Организовать регулярные посильные физические нагрузки, такие как зарядка, занятия в спортзале, футбол, бассейн, велосипед, лыжи и т. п.
- Организовать условия для соблюдения здорового сна: вовремя ложиться спать, выделять достаточное время для сна, спать в проветриваемом помещении.
- Найти способы эмоциональной разгрузки: музыка, прогулка в парке, рыбалка, баня и т. п.
После вышеуказанных рекомендаций, мы приступили к работе с Модулем базовых изменений, который основан на модели – Мерседес СК.
Мы заранее поставили и прописали с Игорем цели, где применили технику «Хорошо сформулированного результата»:
Описание проблемы, НС- настоящее состояние.
Определение ЖС- желаемого состояния. К какому результату, Игорь хочет прийти.
Мы использовали языки бессознательного, нейрологические Коды:
- Нейросоматический (сенсорный)
- Психосемантический
- Пространственный
- Символический
С помощью этих кодов была налажена коммуникация клиента с его внутренним миром, с миром его бессознательного, в котором и живут основные причины всего, что происходит с человеком. «Разговаривая» с бессознательным клиента на этих языках, можно достичь с ним взаимопонимания, и объяснить ему (бессознательному) – чего мы от него хотим. Тем самым устранить причины проблемы человека и настроить его бессознательное на осуществление желаемых изменений.
Далее работа по Мерседесу СК.
- Образ Самого Себя (ОСС). ОСС — это инструмент, с помощью которого психика помогает реализовывать себя в различных областях жизнедеятельности. В проблеме человек всегда выступает в какой-то роли. И живет, и действует исходя из этой роли. Кто я? Примерно 20 ответов. Человек, мужчина, муж и т.д. Далее, а какой я мужчина (жертва, неудачник, трус, невротик и тд.) Именно эта роль и определяет общее благополучие в выбранном направлении жизнедеятельности. Игорь, определил свой образ, как «Никчемный слабак», а новый образ выбрал «Сильный, здоровый, уверенный человек». Мы использовали для работы психотехнологию слияния образов и поглощения новым образом старого. Потом мы усилили новый ОСС с помощью ролевого моделирования.
- Убеждения. Куда луч внимания, туда и жизнь. На что ориентировании фокус внимания и что является фоном. С помощью убеждений мы структурируем наш внешний мир. Так мы приводим его в относительный порядок. И здесь наши убеждения работают, как некие фильтры, которые пропускают из внешнего мира только то, на что они настроены, система восприятий настраивается таким образом, чтобы замечать и выделять из окружающей действительности только то, что соответствует нашим убеждениям. И наоборот. Игнорировать все то, что им не соответствует. Негативные убеждения Игоря мы заменили на жизнеутверждающие, с помощью которых он сможет реализовать свою цель. При отработке Убеждений была использована метафора «Зоны Абсолютной Веры» и «Зоны Сомнения». С помощью этой психотехнологии старые убеждения были трансформированы в новые.
- Состояния. В вашей проблеме вы постоянно находитесь в определенных состояниях. В тревожности, беспокойстве, слабости и прочее. Мы поменяли их на ресурсные состояния спокойствия, удачливости, эффективности, состояния которые помогут добиться поставленной цели. В работе с Состояниями мы воспользовались психотехнологией «Круг отдачи» и «Круг получения», с помощью которой клиент избавился от своих дискомфортных состояний, и приобрел ресурсные.
- Модели поведения. А в новом состоянии какая модель поведения? А была в состоянии беспокойства какая? Игорь четко понял для себя, в чем причина его неэффективного поведения и сформировал новый сценарий своей жизни, где он будет спокойным, уверенным и сильным. С контекстом поставленной цели. Для изменения Моделей поведения мы применили психотехнологию ТОТЕМ. В результате клиент смог избавиться от своих старых реакций и моделей поведения, и начал использовать новые, более эффективные.
- ПроблемныеОбъекты. Мы все в жизни сталкиваемся со значимыми взрослыми, авторитарными людьми, мама, папа, учительница и другие. Когда ребенок находитсяв ресурсном состоянии, ему хочется веселиться, прыгать, кричать, но воспитание заставляет взрослых, резко его одернуть. Нельзя, не кричи, не смейся, не будь и тд. Это все – Объекты, которые учувствуют в формировании наших проблем. И мы тащим это во взрослую жизнь. Мы проработали адекватное восприятие обьектов, которая сформировала проблему Игоря. В процессе отработки Проблемных Объектов мы адекватизировали их статус с помощью психотехнологий «Улучшение отношений к объектам» и «Уменьшение избыточной значимости объектов»
- Проблемные Ситуации. Мы вспомнили и описали все проблемные ситуации, Игоря. Была применена психотехнология «Создание Зоны обладания».
- Модуль мы закончили психотехнологией «Увеличения самооценки», подняв уровень самооценки Игоря и усилив его способность к реализации своей Цели.
Психологическая сессия – это сложный и многогранный процесс, требующий от обоих участников - клиента и психолога - глубокого доверия, открытости и профессионализма. Для того чтобы сессия была максимально эффективной и принесла пользу клиенту, она должна обладать рядом ключевых качеств.
- Доверие и безопасность. Клиент должен чувствовать себя комфортно и безопасно, чтобы делиться своими мыслями, чувствами и переживаниями без страха осуждения или критики. Психолог, в свою очередь, обязан создать атмосферу эмпатии, понимания и принятия. Выстроить раппорт.
- Фокус на потребностях клиента и формирование запроса, если его нет. Цели и задачи сессии определяются совместно с клиентом, учитывая его индивидуальные запросы и ожидания. Психолог слушает клиента внимательно, задает уточняющие вопросы и помогает ему выявлять свои истинные желания и мотивы.
- Структура сессии. Психолог обладает навыками планирования и ведения сессии, следит за временем, управляет процессом и помогает клиенту оставаться на заданной теме.
- Профессионализм психолога. Он должен обладать необходимой квалификацией, опытом работы, а также знаниями в области психологии и психотерапии. Психолог использует доказанные методы и техники, адаптируя их к индивидуальным потребностям клиента.
- Конфедециальность. Клиент должен быть уверен, что все, что он говорит на сессии, останется между ним и психологом. Это условие является фундаментальным для построения доверительных отношений и обеспечения безопасности клиента.
Результаты работы, которые произошли с Игорем.
- Прекратились панические атаки, к нему вернулось спокойствие и нормальный здоровый сон, а главное – он ощутил в себе силы уверенно действовать и нормально жить.
- Общая способность Игоря, реализовать свою цель поднялась до 10 баллов (по 10 бальной шкале), он остался полностью удовлетворен проведенной работой и отметил быстроту прошедших изменений.
- Он вернулся к своей привычной, активной жизни.
- Проявился запрос на продолжении работы по выходу на экзистенциальный уровень жизни.
Хочу отметить высокую продуктивность и эффективность работы модулей в общей методологии, используемых в Интегральном Нейропрограммировании. Работа у психолога, сложная, но крайне важная область, касающаяся как профессиональной деятельности психологов, так и благополучия людей, переживших травматические события. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может существенно влиять на качество жизни человека, вызывая чувство тревоги, депрессии и изоляции. Важно понимать, что работа психолога в этом контексте требует не только профессионализма, но и высокой эмоциональной устойчивости.
В работе с клиентами, испытавшими ПТСР, использую различные методы и подходы интегрального нейропрограммирования. Это создает безопасные условия для клиентов, чтобы те могли открыто делиться своими переживаниями и находить ресурс для исцеления. Кроме того, важно внимание к самопомощи и поддержке, которые становятся неотъемлемой частью процесса выздоровления. Интегральное нейропрограммирование может стать ключевым фактором в восстановлении психологического состояния клиента и возвращении к нормальной жизни. Благодаря Техникам Сергея Викторовича Ковалева, у меня уходит примерно до 20 сессий, где-то больше, где-то меньше, для восстановления целостной и здоровой жизни человека.
В заключении хочу отметить, что психологическая сессия - это не панацея от всех проблем. Она может помочь человеку лучше понять себя, свои чувства и мотивы, а также развить навыки для преодоления трудностей. Однако окончательное решение и ответственность за изменения всегда остаются за клиентом.
Автор: Тюрина Татьяна Александровна
Психолог, Диагност Практик ИНП
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru