Найти в Дзене
Книга про КВ

21-й мехкорпус в боях в районе Двинска

В предыдущей записи рассказывалось о срочном выдвижении "подвижных отрядов" 21-го механизированного корпуса в район города Двинск и возникших в ходе выполнения этой задачи проблемах.
     В этой записи речь пойдет о боевых действиях в районе Двинска, а также о пополнении корпуса новой материальной частью, в числе которой было и 32 (тридцать два) танка КВ.

Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года с заводским номером М-4793
Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года с заводским номером М-4793

На вышеприведенном снимке для привлечения внимания экранированного танка КВ-1 с зав. № М-4793, который 3 июля 1941 года остался стоять на окраине села Вертулово Лудзенского района, можно заметить 76 мм снаряд в руках у немца. Боеприпасы, на отсутствие которых постоянно указывается в оперативных документах штаба 21-го механизированного корпуса, в танках КВ были, но проблему с горючим в ходе боевых действий на территории Латвийской ССР преодолеть так и не удалось.

    27 июня 1941 года части 21-го мехкорпуса подтягивались к району Двинска и занимали позиции в 15 - 20 км к северу и востоку от него для наступления на город. Одновременно проводилась боевая разведка. В ходе этой разведки вечером 27 июня в 42-й танковой дивизии было повреждено два бронеавтомобиля БА-20.
     О результатах проделанной за день боевой работы генерал-майор Лелюшенко донес в штаб Северо-Западного фронта. В свое донесении на 3.00 28 июня он специально отметил, что "
...в частях горючего в среднем 1/4 заправки. Танки использованы быть не могут - нет горючего".

     27 июня 1941 года в 21-й мехкорпус был отправлен очередной эшелон с танками КВ. Причем первоначально этот эшелон занарядили на Западный фронт на станцию Смоленск, но в 20.00 27 июня отправили на станцию Новосокольники, которая располагалась между Великими Луками и Идрицей. На платформах этого эшелона на фронт ехали 10 экранированных танков КВ-1 с зав. №№
М-4773 - М-4782.

     Утром 28 июня "подвижные отряды" 21-го мехкорпуса атаковали на Двинск. Однако преодолеть оборону двух немецких дивизий не смогли и, после контратак с танками, отошли в исходное положение. Оторваться от противника позволил начавшийся к вечеру 28 июня очень сильный дождь.
     42-я танковая дивизия атаковала "подвижными отрядами" 42-го мотострелкового и 83-го танкового полков без танков. И даже добилась некоторого успеха, захватив кое-какие трофеи и 38 пленных, в том числе 1 офицера, которых при последующем отходе удалось увести с собой.

     В этот день первый эшелон с десятью танками КВ-2 поступил в 42-ю танковую дивизию и разгружен. Только где его разгрузили пока вопрос, но эти КВ-2 по состоянию на 28 июня 1941 года уже были учтены в
Сведениях о боевом и численном составе в/ч 2860, оставшихся в лагере, т.е. в окрестностях станции Заваруйка к западу от Идрицы.
     Находившийся со 2-м эшелоном 42-й ТД помощник командира дивизии по технической части военинженер 1 ранга Разумов в своем донесении командиру 42-й ТД полковнику Воейкову докладывал следующее "
...Сегодня 28 июня разгрузил десять КВ. Машины имеют экипаж в полном составе: водитель, механик и стрелок-артиллерист. В ближайшее время ожидаю получения горючего для КВ..."

Военинженер 1 ранга Разумов Михаил Сергеевич
Военинженер 1 ранга Разумов Михаил Сергеевич

Здесь нужно пояснить, что экипаж танка КВ-2 состоял из шести человек. И эти танки в 42-ю танковую дивизию, скорее всего, прибыли с полным составом экипажа. Так что непонятно почему военинженер 1 ранга Разумов упомянул всего трех танкистов их экипажей и не упомянул командиров этих танков, которые абсолютно точно ехали вместе с ними.

     29 июня 1941 года "подвижные отряды" 21-го мехкорпуса, в основном, занимали свои прежние районы и вели бои с немецкими разведывательными подразделениями, которые начали прощупывать нашу оборону.

     В Идрицу же прибыл 29 июня и был разгружен второй эшелон с танками КВ из Ленинграда. Кроме того, в Идрицу прибыл и танковый батальон майора Гольдина из Военной академии механизации и моторизации РККА им. Сталина, который среди прочей матчасти имел в своем составе два танка КВ-1 и четыре танка Т-34. О нем позже пойдет в отдельной записи.
     Оставшийся в Идрице командовать 2-м эшелоном 21-го мехкорпуса заместитель командира 185-й моторизованной дивизии по строевой части полковник Светляков 29 июня в своем донесении генералу Лелюшенко сообщал, что "
...поступило 20 КВ с одной заправкой. Ожидаем еще, ищем горючее". Получается, что, скорее всего, прибывшие из Ленинграда двумя эшелонами танки КВ имели только горючее, которое находилось в баках танков.

     В этот же день эти танки КВ были объединены в "батальон капитана Вайнштейн", в котором было "...танков КВ-2 - 10, танков КВ-М - 10". Капитан Вайнштейн Борис Владимирович до этого командовал 42-м разведывательным батальоном 42-й ТД, который материальной части не имел и был оставлен в Идрице.

Капитан Вайнштейн Борис Владимирович (снимок 1945 года, источник - проект Дорога Памяти)
Капитан Вайнштейн Борис Владимирович (снимок 1945 года, источник - проект Дорога Памяти)

В этот же день батальон тяжелых танков 21-го мехкорпуса с матчастью в количестве 20 танков КВ в документах 2-го эшелона корпуса значится выбывшим на фронт. Вероятно с этим батальоном на фронт выбыл и заместитель командира 42-й танковой дивизии по строевой части полковник Булах Николай Владимирович, который до этого руководил работой 2-го эшелона 42-й танковой дивизии в Идрице.
     К сожалению, маршрут выдвижения этого батальона на фронт пока неизвестен. Впрочем до фронта батальон капитана Вайнштейна не доехал из-за ограниченного количества топлива.

     С утра 30 июня 1941 года подразделения из 56-го корпуса Манштейна сами перешли в наступление на позиции группы Акимова и "подвижных отрядов" корпуса Лелюшенко. Во второй половине дня частям 21-го мехкорпуса во избежание окружения пришлось начать отход на "основной" рубеж обороны, который был намечен по межозерным дефиле к востоку от Комбули.

Схема района боевых действий
Схема района боевых действий

К сожалению, при отходе из районов Комбули и Краслава 30 июня пришлось взорвать семь танков Т-26 из 42-й танковой дивизии (шесть из 83-го танкового полка и один из 84-го танкового полка) из-за неисправностей и невозможности буксировки. Кроме того, из-за отсутствия топлива были подорваны два трактора артполка дивизии.

     С горючим в частях 21-го мехкорпуса ситуация продолжала оставаться напряженной, несмотря на то, что в Идрицу его прислали. Но прислали только бензин. Для дизельной техники топлива не было.
     В своем донесении за 30 июня генерал Лелюшенко сообщал в штаб Северо-Западного фронта о том, что "
... с полудня 30 июня на укомплектование корпуса начали прибывать танки - сводный батальон майора Гольдина и в пути 20 штук КВ, которых за недостатком газойля на фронт не выдвигал".

     В этот же день 30 июня в 15.30 на станцию Новосокольники в 21-й механизированный корпус был отправлен очередной эшелон с танками КВ. На платформах этого эшелона находились 9 новых танков КВ-1 с зав. №№
М-4766, М-4784, М-4788 - М-4793 и М-4795 и один ремонтный танк КВ-1 с зав. № М-9694 выпуска января 1941 года.

     Пока снова всё. Продолжение следует, а исправления и дополнения опять приветствуются. Если кто еще не подписался на канал, то обязательно это сделайте. Также если информация была интересна, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала.

Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/297022.html).

Список источников:

1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);

2. Документы 21-го механизированного корпуса, 42-й танковой и 185-й стрелковой дивизий (ЦАМО РФ, сайт Память народа);

3. Живой журнал ув. litl-bro (litl-bro.livejournal.com);

4. Аукционы eBay.

Предыдущая статьи о батальоне тяжелых танков 21-го механизированного корпуса: