Найти в Дзене
Культурный чердак

Кемеровский "Клуб самоубийц"

В репертуаре театра для детей и молодёжи есть занимательная постановка “Клуб самоубийц “. В ее основу легло одноименное произведение Роберта Льюиса Стивенсона. Однако, спектакль значительно отличается от первоисточника. В чем же дело? Если вы ознакомитесь с постановкой раньше, чем прочитаете рассказ, то, вероятно, в начале вы ничего не будете понимать. Примерно первые полчаса на сцене появляется мешанина образов: то какой-то мужик в шикарном костюме шутит какие-то странные шутки, то карикатурная балерина прыгает из угла в угол, то какой-то парень хочет выйти в окно. Все это выглядит очень сумбурно, и едва ли у зрителя складывается целостная картинка происходящего в первые полчаса спектакля. Однако позднее мы выявляем центральных героев – это Флоризель, принц Богемии, и его верный соратник офицер Джеральдин. Отношения их напомнили мне отношения Гринева с Савельичем. Флоризель тоже юн, наивен, действует ориентируясь порой не на логику, а на эмоции. Джеральдин же более сдержан в эмоциона

В репертуаре театра для детей и молодёжи есть занимательная постановка “Клуб самоубийц “. В ее основу легло одноименное произведение Роберта Льюиса Стивенсона. Однако, спектакль значительно отличается от первоисточника. В чем же дело?

Если вы ознакомитесь с постановкой раньше, чем прочитаете рассказ, то, вероятно, в начале вы ничего не будете понимать. Примерно первые полчаса на сцене появляется мешанина образов: то какой-то мужик в шикарном костюме шутит какие-то странные шутки, то карикатурная балерина прыгает из угла в угол, то какой-то парень хочет выйти в окно. Все это выглядит очень сумбурно, и едва ли у зрителя складывается целостная картинка происходящего в первые полчаса спектакля.

Однако позднее мы выявляем центральных героев – это Флоризель, принц Богемии, и его верный соратник офицер Джеральдин. Отношения их напомнили мне отношения Гринева с Савельичем. Флоризель тоже юн, наивен, действует ориентируясь порой не на логику, а на эмоции. Джеральдин же более сдержан в эмоциональном плане, ориентируется на логику. Не смотря на то, что принц выше офицера по социальному статусу они общаются как товарищи, хотя порой Джеральдин выступает здесь в роли мудрого наставника, к чьему мнению молодой принц зачастую не прислушивается.

Сам же клуб самоубийств кажется полнейшим безумством: люди добровольно ежедневно соглашаются играть в страшною игру, по итогам которой один участник умирает, а другой становится убийцей, по сути тоже умирает, духовно. Посетители клуба лишь думают, что хотят умереть. На самом же деле они любят ходить по краю, ими завладел азарт. Они не только рискуют своей жизнью, но еще и готовы платить за это, поскольку посещение клуба платное. Один мужчина даже ходил в этот клуб два года, как он выразился, “ради атмосферы”. Разве стал бы свою смерть откладывать в долгий ящик тот, кто действительно хочет умереть? Стал бы он просить помощи у зрителей, когда на него пала карта смерти? Думаю, нет.

Кстати раз уж зашла речь о зрителях, стоит сказать и о том, что здесь нарушена четвертая стена. Люди, пришедшие посмотреть спектакль, становятся его участниками. Официанты (они же участники клуба), разносит им шампанское, потому что так принято встречать гостей в клубе самоубийц. А еще зрителям будто тоже дают право выбора, будто они как-то могут спасти бедолаг, на которых упали карты…

Актеры идеально передали характеры героев, а музыкальное и световое содержание, позволяют еще лучше проникнуться этой историей.

Сюжет спектакля значительно короче, чем сюжет книги. Упущены, например, путешествие мертвого тела в сундуке, ряд диалогов. Но это нисколько не портит постановку.

Финал спектакля неоднозначен. Некоторые зрители, не читавшие первоисточник, посчитали, что в финале погиб офицер, но на самом деле дуэль закончилась проигрышем владельца клуба. Этот хладнокровный убийца сам был убит. Открытый финал позволяет поразмыслить над постановкой и мотивирует ознакомиться с первоисточником.

-2