«Выгонка» с Ветки.
Ветка, которой я закончил предыдущую статью, стала духовным центром старообрядчества и процветала не хуже многих уездных городов, ведь сюда стекались богатые пожертвования от единоверцев из России. Царское правительство знало про Ветку, но ничего с ней не могло поделать, так как она находилась за границей.
Но как только Польское королевство ослабло, русское правительство поспешило разогнать Ветку, по приказанию императрицы Анны Иоанновны в начале 1735 года киевским губернатором генералом графом фон Вейсбахом была сформирована и направлена в Ветку военная экспедиция из пяти полков (Азовский драгунский, два казацких, и два тысячных - Стародубский и Черниговский) во главе с полковником Азовского полка Яковом Сытиным. При подходе к Ветке, согласно полученному указу «полкам велено приближаться таким образом, чтоб оныя все места, в которых те беглецы жилище имеют, вдруг войсками окружены и они забраны и выведены были в Российскую сторону, а жилище их разорить, чтоб впредь прибежище к поселению их не было».
В скитах и монастырях Ветки было захвачено около 300 монахов и 800 монахинь. Их разослали по многочисленным монастырям под строгий надзор, где их насильно водили в храмы на церковные службы, принуждали перейти в официальную церковь, содержали скованными в цепях, посылали на непосильные работы. Всех же жителей Ветки было захвачено 40 тысяч человек, их сослали в Восточную Сибирь и Забайкалье.
«Либерализм» Екатерины II.
При Екатерине II расширяются границы государства и чтоб население не бежало дальше с новых территорий, она издает указы, фактически отменяющие указы Петра I. В 1762 году Екатерина II разрешила ушедшим за границу старообрядцам возвратиться в Россию и поселиться в Поволжье, где возникли Иргизские монастыри - центр беглопоповцев.
Данная статья не ставит своей целью оскорбление чувств верующих, а является попыткой разобраться в связке истории с верованиями славян на территории Руси.
Однако, эта своеобразная «оттепель» по отношению к старообрядцам длилась недолго, и уже в 1765 году всё вернулось на круги своя – гонения возобновились. С новой силой начались узаконенные Екатериной II погромы храмов и целых поселений старообрядцев. Главной причиной возобновления гонений, вероятно, служил тот факт, что старообрядцы были не только религиозным движением, но имели и вполне определенные политические взгляды: для них Екатерина II, как и её предшественники, была «царём-антихристом», выполнять распоряжения которого, а уж тем более поклоняться, совсем необязательно.
Чуть позже, под давлением других религий происходит поворот к веротерпимости, что способствует смягчению давления на старообрядцев. После эпидемии чумы в Москве в 1771 году было разрешено организовать два старообрядческих кладбища с часовнями – Рогожское для поповцев и Преображенское для беспоповцев, которые вскоре превратились в монастыри и стали духовными и административными центрами своих согласий.
Их поддерживало богатое московское купечество, в большинстве своём старообрядческое. В 1782 старообрядцы были освобождены от двойной подушной подати, введенной Петром, а с 1783 было запрещено употреблять в официальных бумагах и разговоре слово «раскольник» как бранное. В 1785 году было разрешено выбирать старообрядцев на общественные должности.
Таким образом Екатерина II, как потом и Александр I, предпочитавший, чтоб «все было, как при бабушке», пошла по пути европейских государств, полагая, что с течением времени всё успокоится и в следующих поколениях сгладится.
Реальное количество староверов.
Религиозные течения, появляющиеся в Европе, испугали Николая I. Он понимал, что они могут проникнуть в Российскую империю, оказать влияние на российское население и спровоцировать бунты, восстания и революционные настроения. Император, зная о существовании в прошлом староверов и старообрядцев, не очень верит в доклады губернаторов о почти поголовной православной вере населения.
Для точного выяснения религиозных настроений населения отряжаются три экспедиции с полным «погружением» в крестьянскую среду. Комиссии находились два с лишним года в Нижегородской, Ярославской и Костромской губерниях. Выводы всех трех комиссий одинаковые, 2% староверов не соответствуют реальности, даже при поверхностном взгляде становится ясно, что их в 10-11 раз больше. Но и это не отражает истинного положения, при ближайшем рассмотрении явно видно, что староверов намного больше. Многие из тех, кто обозначает себя православными на самом деле в церковь не ходят, а если и ходят, то таинств не соблюдают и попов не слушают.
С точки зрения современного человека сложно понять смысл полученных данных, мы привыкли воспринимать всё буквально через призму сегодняшнего нашего восприятия. В то время не было политических партий и в политику «играли», воздействуя на население с помощью различия в религиозных взглядах. Церковь служила проводником интересов и мнения царской власти, являясь практически единственным средством для укрепления и сохранения Романовых. Двадцать, а скорее всего и более, процентов не православных «православных» это как «мина замедленного действия», которая может рвануть в любой момент, обретя подходящую почву.
«Закручивание гаек» при Николае I.
С этим надо было что-то срочно делать и так как чужеродная романовская власть не умеет, не знает, да и не хочет знать иных способов работы с населением, император Николай I 15 августа 1845 года утверждает первый уголовный кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», который вводится в действие с 1846 года. Разве это не созвучно с сегодняшним днем? Я не о самом верхе, там история покажет. А о либеральных чиновниках, засевших чуть пониже, которые так же, как Романовы считают себя лишь «временщиками» и грабят население России поборами, штрафами, налогами.
Уложение Николая I состояло из 12 разделов и включало в себя 2224 статьи. Причём государственные преступления следовали после преступлений против веры. Например, статья 182 гласила: «Кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимого в единосущной троице бога, или на пречистую владычицу нашу Богородицу и присно-деву Марию, или на честный крест господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на бесплотные силы небесные, или на святых угодников божиих и их изображения, тот подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от двенадцати до пятнадцати лет».
Земляные тюрьмы при монастырях.
Наказание плетьми, клеймение и каторжные работы сроком от 6 до 8 лет следовали, если хула на церковь была произнесена не в церкви, а в публичном месте. Ссылки и каторга лишь цветочки по сравнению с монастырскими тюрьмами, которые были с середины XVII до начала XX века основным местом содержания «богохульников». После садистских пыток, заключенного отправляли в «каменный мешок» или яму, зачастую пожизненно.
Вырытые в земле двухметровые ямы по краям обкладывались кирпичом или бревнами, крыша состояла из досок, на которые была насыпана земля. Оставляли лишь небольшое отверстие, через которое опускали узника и потом подавали ему скудную пищу. Чаще всего, заключенный был скован кандалами по рукам и ногам, он спал и испражнялся прямо на солому, которой был устлан пол ямы. Редкость, когда кто-то долго выживал в подобных условиях, выносили из ямы «вперед ногами» и хоронили тайно Могилу обычно прикрывали дерном, чтоб не было никаких признаков захоронения, само собой не ставили никаких крестов или надгробий.
Любые действия не остаются без последствий.
Появившиеся при Николае I сведения о том, что староверов на Руси в 10-11 раз больше, чем дает официальная перепись, прочно укоренились в общественном мнении. Перепись при Николае II, проведенная в 1897 году, вновь показала лишь 2% староверов и все газеты того времени буквально взорвались, вынеся на первые полосы заголовки с вопросом: «Так 2% или 20?».
1917-й и последующие события был лишь ответной реакцией народа на 300-летнее унижение и издевательство со стороны романовской власти и «карманной» церкви, которая первой и предала эту власть не прошло и недели, после отречения императора, выбросив царское кресло из зала заседаний Синода.