Найти в Дзене
Все о технике

Схема и моменты затяжки ГБЦ на двигателях ЗМЗ: ЗМЗ 402; 405; 406; 409; 514

Оглавление

При сборке двигателя автомобиля каждая деталь должна быть установлена с соблюдением технических норм и правил. Одним из самых важных этапов является затяжка головки блока цилиндров (ГБЦ). Правильный момент затяжки обеспечивает герметичность системы, равномерное распределение нагрузки и долгий срок службы двигателя. Пренебрежение рекомендациями производителя может привести к серьезным последствиям, включая повреждение двигателя, утечку компрессии или охлаждающей жидкости и необходимость дорогостоящего ремонта.

Почему важно затягивать ГБЦ правильно

-2

Неправильная затяжка ГБЦ может вызвать серьёзные проблемы как с самой головкой блока цилиндров, так и с блоком двигателя. Рассмотрим основные причины:

  • Повреждение резьбы в блоке двигателя. Чрезмерный момент затяжки может вырвать резьбу в блоке, что потребует её восстановления или замены блока.
  • Срыв шпилек и болтов. Сильная затяжка может привести к срыву шпилек или болтов, что создаст дополнительные сложности при ремонте.
  • Повреждение плоскостей ГБЦ и блока. Неравномерная или чрезмерная затяжка может повести плоскости прилегания, что нарушит герметичность.
  • Повреждение прокладки ГБЦ. Неправильный момент затяжки может привести к прорыву прокладки, утечкам масла или охлаждающей жидкости.
  • Трещины в ГБЦ. Чрезмерный момент затяжки увеличивает риск появления трещин в материале головки.

К чему может привести неправильная затяжка ГБЦ

-3

Если момент затяжки или порядок не соблюдены, это может привести к следующим последствиям:

  • Прорыв прокладки ГБЦ, что вызовет утечку масла или охлаждающей жидкости.
  • Появление трещин в ГБЦ из-за чрезмерного давления.
  • Утечка компрессии в цилиндрах, что снизит мощность двигателя и увеличит расход топлива.
  • Деформация прилегающих плоскостей, что потребует их шлифовки.

Порядок и момент затяжки ГБЦ в зависимости от мотора

Для каждого двигателя предусмотрены своя схема и моменты затяжки ГБЦ, которые зависят от конструкции блока и материала прокладки. Рекомендуется всегда пользоваться технической документацией производителя, чтобы избежать ошибок.

Затяжка ГБЦ ЗМЗ-402

Схема затяжки:

Затяжка болтов выполняется по спирали от центра к краям в соответствии с чертежом

-4

Этапы затяжки:

  • 1-й этап: 4,0 – 6,0 кгс·м;
  • 2-й этап: 8,5 – 9,0 кгс·м;

Затяжка ГБЦ ЗМЗ-405

Схема затяжки:

Затяжка производится крест-накрест от центра к краям

-5

Этапы затяжки:

  • 1-й этап: 3,0 – 4,0 кгс·м;
  • 2-й этап: 6,9 - 8,2 кгс·м;
  • 3-й этап: Выждать не менее 2 минут;
  • 4-й этап: поворот болтов на 70°.

Затяжка ГБЦ ЗМЗ-406

Схема затяжки:

Затяжка выполняется поочередно, начиная с центральных болтов, и далее по спирали

-6

Этапы затяжки:

  • 1-й этап: 2,0 – 3,0 кгс·м;
  • 2-й этап: 6,0 – 7,0 кгс·м;
  • 3-й этап: 12,7 – 14,0 кгс·м;

Затяжка ГБЦ ЗМЗ-409

Схема затяжки:

Следует затягивать болты по диагонали, начиная с центральной зоны.

-7

Этапы затяжки:

  • 1-й этап: 4,0 кгс·м;
  • 2-й этап: 8,0 кгс·м;
  • 3-й этап: 12,0 - 14,5 кгс·м;

Затяжка ГБЦ ЗМЗ-514

Схема затяжки:

Затяжка выполняется по схеме от центра к краям.

-8

Этапы затяжки:

  • 1-й этап: 2,0 – 3,0 кгс·м;
  • 2-й этап: 7,0 – 8,0 кгс·м;
  • 3-й этап: доворот на 90°;
  • 4-й этап: контрольный доворот на 90°.

Заключение

Правильная затяжка ГБЦ — это ключ к долгой и надёжной работе двигателя. Соблюдение схемы и момента затяжки позволяет избежать серьёзных неисправностей и сохранить работоспособность автомобиля на долгие годы. Всегда следуйте рекомендациям производителя и используйте качественный инструмент для выполнения работ.