Найти в Дзене
Интересная фантастика

Боги и сверхъестественные существа в НФ. Прогрессоры братьев Стругацких

Здравствуйте, уважаемые читатели. В рамках серии обзоров о сверхъестественности и всемогуществе в НФ, будем говорить сегодня о прогрессорстве в фантастике Аркадия и Бориса Стругацких (АБC). Прежде всего, объяснюсь, почему отношу здесь прогрессорство к всемогуществу и сверхъестественности. Прогрессоры являются частью литературно-фантастической Вселенной АБC Мир Полудня, в которой опубликовано около десятка повестей и рассказов (не считая примыкающих к Миру Полудня произведений Предполуденного цикла). Основой ее научно-фантастического допущения является поступательное утопическое развитие человечества в будущем. Люди смогли построить гармоничное общество на Земле и устремились в космос. Первопроходцы и исследователи галактики обнаружили и изучили много миров, в том числе с наличием биосферы (т.е. с органической жизнью). На некоторых из них обитали и собратья по разуму. Как правило, инопланетяне Полуденного цикла внешне ничем не отличались от землян, только находились на более ранних стад

Здравствуйте, уважаемые читатели. В рамках серии обзоров о сверхъестественности и всемогуществе в НФ, будем говорить сегодня о прогрессорстве в фантастике Аркадия и Бориса Стругацких (АБC).

Прежде всего, объяснюсь, почему отношу здесь прогрессорство к всемогуществу и сверхъестественности. Прогрессоры являются частью литературно-фантастической Вселенной АБC Мир Полудня, в которой опубликовано около десятка повестей и рассказов (не считая примыкающих к Миру Полудня произведений Предполуденного цикла). Основой ее научно-фантастического допущения является поступательное утопическое развитие человечества в будущем. Люди смогли построить гармоничное общество на Земле и устремились в космос. Первопроходцы и исследователи галактики обнаружили и изучили много миров, в том числе с наличием биосферы (т.е. с органической жизнью). На некоторых из них обитали и собратья по разуму. Как правило, инопланетяне Полуденного цикла внешне ничем не отличались от землян, только находились на более ранних стадиях общественного развития . Так, общество Арканара из повести «Трудно быть богом», как в техническом, так и в социальном аспекте, соответствовало земному феодализму, а Саракш («Обитаемый остров») - середине двадцатого века, только с оглядкой на постап. Помочь собратьям по разуму в деле развития и прогресса должны были так называемые прогрессоры. Это были подготовленные учёные и разведчики, которые внедрялись к аборигенам. Вся суть их деятельности состояла в неявном воздействии на события и исторический процесс, в целом. Где-то прогрессоры занимались только наблюдением и исследованиями, а на других мирах добивались положения, позволяющего принимать важные решения, влияющие на судьбы цивилизации.

Во Вселенной Мира Полудня есть и негуманоидные разумные расы: голованы, тагоряне и др.

Разрыв в уровне знаний, технологий и возможностей между земной цивилизацией и культурами миров, куда внедрялись прогрессоры, был огромен. Поэтому, их (прогресоров) вполне можно назвать всемогущими, конечно же, с естественнонаучной колокольни. Вернее, научно-фантастической, о фэнтези будем вспоминать в других обзорах. В повести «Трудно быть богом», авторы, устами главного героя, прямо говорят о божественном статусе прогрессоров. Другое дело, что в Мире Полудня земляне не могли просто так распоряжаться судьбами иных цивилизаций. Братья по разуму имеют право на собственный выбор, ошибки и решения. С другой стороны, если вы имеете возможность им помочь, нужно ли безусловно отказываться от нее?!

Изображение для заставки. Источник: www.freepik.com. «Разработано Freepik»
Изображение для заставки. Источник: www.freepik.com. «Разработано Freepik»

Коллизия между невмешательством и необходимостью помощи становится одним из важнейших вопросов прогрессорства. Смотреть на этот вопрос можно с нескольких ракурсов. Во-первых, с точки зрения коммунаров Мира Полудня. Здесь надо принимать во внимание неопровержимость базовой исторической теории во вселенной Стругацких. Там, в блестящем космическом будущем было неопровержимо доказано, что любое человеческое общество проходит определенные стадии развития, а затем неминуемо вступает в период коммунарского Мира Полудня. Если все человеческие общества, так или иначе, развиваются по схожему сценарию, так ли пагубно будет вмешательство во внутренние дела собратьев по разуму? Итог будет одинаков, зато помощь от землян, уже прошедших все в прошлом, поможет избежать многих ошибок и сохранить жизни. В повести «Волны гасят ветер», отважный космолетчик и государственный деятель Леонид Горбовский, в разговоре с Максимом Кеммерером, Геннадием Комовым и Тойво Глумовым, относит прогрессорскую деятельность землян к своего рода рефлексии по собственному трагическому прошлому. Человечество не может изменить того, что было с ним раньше, оно может лишь помочь людям других миров.

Правда, сами земляне не очень-то и хотели бы, чтобы погрессорство применялось по отношению к ним. Начатая в повести «Жук в муравейнике» тема сверхцивилизации Странников, продолжается в «Волны гасят ветер». Герои последнего произведения, по ходу повествования, делают предположение осуществления Странниками прогрессорской деятельности на Земле. Это вызывает опасения, страх, чувство дискомфорта. Правда, дело оказалось не в прогрессорстве Странников, а в дальнейшей эволюции человеческого вида. Тем не менее, судя по всему, коммунары Мира Полудня не желали оказаться в качестве объектов, а не субъектов прогрессорского труда.

В плане отношения самих писателей к своему фантастическому допущению могу выделить несколько нюансов. Стругацкие на дают прямого ответа и отклика на работу разведчиков в иных мирах. Они предлагают читателям самим судить о допустимости или недопустимости вмешательства в дела инопланетных людей, пусть даже в форме бескорыстного порыва прогрессоров. По некоторым высказываниям Тойво Глумова, Леонида Горбовского и др., все же можно сделать вывод, что АБС критически относятся к идее прогрессорства. При этом, необходимо учитывать эволюцию взглядов самих авторов. Первые повести Мира Полудня появились в начале шестидесятых годов прошлого века, а заключительная увидела свет в середине восьмидесятых. Это огромный промежуток времени, за который люди взрослеют (ну или стареют), начинают иначе смотреть на те или иные вещи, изменяются приоритеты общества в котором они живут, становятся актуальны новые темы и вызовы, меняется мода и т.п. Тем более, речь идет о писателях – фантастах, которым просто показано воспринимать все более остро и гиперболизировано, отрефлексировать воспринятое и выдать его публике в форме научно-фантастических допущений. Вообще, замечаю и в профессиональных рецензиях, и в блогах и комментариях любителей, что АБС воспринимаются, как глыбы, с устоявшейся философией в форме научно-фантастических притч. Причем, как любителями их творчества, так и критиками. Уж простите за дерзость, но мне так не кажется. Скорее, наоборот. Они более впечатлительны и восприимчивы, чем большинство обывателей. Такова уж профессия у фантастов. Вон, заокеанский Хайнлайн от «Звёздного десанта» эволюционировал к «Фрайди» и «Иову, или осмеянию справедливости». Один и тот же человек. Так и с АБС. Думается, прогрессорство, как научно-фантастическое допущение, в более ранний период их творчества, оценивалось авторами менее критично. Но это лишь мое предположение.

Ну и остается сказать пару слов о читательском взгляде. Тут могу говорить только за себя. Нужно ли помогать обывателям Арканара, попирающим своих же гениев и ученых? Всем этим мелким лавочникам, чьи детишки бодро шли в серые дружины? Не знаю. Может быть условный барон Пампа и выросший мальчик Уно должны сами решать свою судьбу, на пути к более справедливому миру. Как земляне, в свое время. Может без этого и не получится Мир Полудня? У меня ответа нет. Да и, в отличие от Мира Полудня, нет у нас неопровержимой теории общественно-исторического развития. Ну и "мелких лавочников" сейчас оценивают более положительно, чем в шестидесятые.

В завершение, необходимо сказать пару слов об эволюции прогрессорства в Мире Полудня. В «Трудно быть богом» земляне не ставили своей целью оказание деятельного воздействия на социум местного человечества. Внедренные в местные феодальные государства пришельцы, были сотрудниками Института Экспериментальной Истории. Они наблюдали за ходом событий, чтобы потом соотнести его с «базисной теорией феодализма». Также, земляне оказывали содействие изобретателям, ученым, художникам, поэтам и прочим неординарным личностям, гонимым невежественной толпой, или дворянством, королями, герцогами и т.п. В общем, наблюдение было главным занятием прогрессоров на Арканаре.

Прогрессорская деятельность на Саркаше («Обитаемый остров») и Гиганде («Парень из преисподней») носила более системный характер. Здесь, земные агенты прямо внедрялись в структуры местного общества, для того, чтобы направлять развитие миров в нужное русло.

Ну а у меня на этом все. Спасибо за внимание.

Ссылки на новые статьи и посты Интересной фантастики публикуются в ВК-сообществе https://vk.com/infantastika