Месяц назад в возрасте 100 лет умер Джимми Картер - единственный подводник, ставший президентом США. Отслужив два года после окончания Военно-морской академии, в том числе и на линкоре USS Wyoming, он прошёл программу подготовки офицеров подводного флота и служил на борту подлодки «Помфрет» (USS Pomfret) с декабря 1948 про февраль 1951 года
После этого был переведён на экспериментальную USS K-1 (SSK-1), где дошёл до должности старпома
Основной её задачей была отработка новой гидроакустической аппаратуры, что видно даже по внешнему виду. Картер в центральном посту
Но вскоре он попал в поле зрения "отца американского ядерного флота" Хаймана Риковера. Тот оценил способности молодого офицера, Картер продолжил службу в Отделение морских реакторов Комиссии по атомной энергии (AEC) и работал над проектом новой атомной лодки.
А теперь о введённом в эксплуатацию ядерном исследовательском реакторе NRX в канадской лаборатории Chalk River. С мощностью в двадцать мегаватт он был тогда «самым мощным и лучшим в мире реактором для проведения экспериментов». При этом часть исследований проводилась в интересах атомного подводного флота США. Реактор в процессе изготовления в 1946 году:
Корпус реактора содержал 175 длинных стержней, вставленных вертикально. Из них 163 были заполнены урановым топливом, а оставшиеся двенадцать — карбидом бора, который может поглощать нейтроны и останавливать цепную реакцию деления. Если бы любые семь из этих двенадцати стержней управления были опущены в реактор, деление не могло происходить; наоборот, стержни управления необходимо было поднять, чтобы запустить реактор. Реакцию также можно было контролировать, регулируя уровень тяжелой воды в активной зоне. Ее присутствие в реакторе замедляло нейтроны, делая их более эффективными для деления.
Слив тяжелой воды также мог остановить цепную реакцию. Наконец, обычная вода циркулировала вокруг топливных стержней, чтобы поддерживать приемлемую температуру.
На пульте управления находились 4 кнопки:
- Кнопка 1 поднимала из реактора группу из четырех регулирующих стержней.
- Кнопка 2 поднимала оставшиеся восемь стержней управления.
- Кнопка 3 увеличила ток в электромагнитах, чтобы удерживать стержни на месте.
- Кнопка 4 опускала двенадцать стержней в реактор с помощью системы сжатого воздуха. Если эта система выходила из строя, то стержни могла тянуть вниз только гравитация.
Далее, как происходят аварии.
В пятницу, 12 декабря 1952 года , около 3 часов дня должен был начаться последний эксперимент дня. Для испытания была изменена система охлаждения реактора и уменьшен расход воды. Оператор спустился в нижнее помещение и ошибочно подумал, что клапаны системы сжатого воздуха находятся в неправильном положении. Он «исправил» его, в результате чего четыре стержня управления поднялись из активной зоны. В диспетчерской загорелись красные огни. Руководитель поспешил вниз и был потрясен, обнаружив ошибку. Он быстро попытался опустить стержни с помощью гравитации. К сожалению, только один стержень полностью вошел обратно в реактор, в то время как другие опустились всего лишь настолько, чтобы красные огни погасли.
Чтобы вернуть все стержни в реактор, руководитель позвонил своему помощнику и велел ему нажать кнопки один и четыре. Его помощник положил трубку, чтобы выполнить инструкции, поэтому он не услышал, как его босс крикнул, что он хотел сказать кнопки три и четыре. Из реактора поднялось четыре дополнительных стержня управления, в общей сложности семь стержней из двенадцати. Мощность в реакторе теперь удваивалась каждые две секунды.
Снова загорелись красные огни. Помощник попытался опустить группу из четырех стержней, но только один опустился обратно в реактор, и даже это заняло девяносто секунд. В диспетчерской началась паника. «Не было бы проблем, если бы система охлаждения не была изменена для испытания в тот день», — говорил позже один из участников. (как всегда любая авария есть сцепление многих факторов).
Охлаждающая вода начала кипеть, вместо того чтобы циркулировать и отводить тепло из реактора. Стержни урана расплавились, загрязнив охлаждающую воду.
Реактор, рассчитанный на мощность до тридцати мегаватт, стал выдавать до шестидесяти-ста мегаватт. Затем сотрудники сбросили тяжелую воду в резервуар и успешно остановили деление. Полная потеря контроля длилась всего шестьдесят две секунды.
Но впереди было еще больше проблем. Руководитель в подвале услышал, как он подумал, звук поршней, активируемых воздухом, за которым последовал глухой удар. На самом деле, шум был взрывом образовавшегося в реакторе водорода. Охлаждающая вода теперь выливалась из поврежденного устройства.
Авария закончилась, но радиация распространялась. В общей сложности в подвале скопилось 4,5 миллиона литров воды. Вода была в семь раз более радиоактивной, чем общее мировое производство радия на тот момент, согласно книге Canada's Nuclear Story, написанной журналистом Уилфридом Эгглстоном.
Воздух также был загрязнен. Авария стала первым в мире расплавлением активной зоны реактора. Тяжесть ядерных аварий измеряется по шкале в семь уровней. Если чернобыльская была на седьмом уровне, то в Chalk River на пятом.
К устранению последствий были привлечены и американские специалисты. Риковер создал группу из 23 человек, руководить которой назначил 28-летнего Картера.
23 моряка и Картер тщательно спланировали свои действия, прежде чем заняться этой серьезной ситуацией. Из-за высокого уровня радиации в здании было важно, чтобы ни один человек не подвергался её воздействию более 90 секунд за раз. Каждый шаг разборки активной зоны реактора, вплоть до последнего болта, был выполнен на макете, изготовленном по точным спецификациям поврежденного. На нём Картер и его люди практиковались в выполнении ремонта как можно быстрее.
Сегодня известно, что даже 90 секунд воздействия того уровня радиации — это слишком много, и вся команда подверглась большему облучению, чем считается безопасным. Позже Картер писал: «Мы ... находясь в высокорадиоактивной среде, выполнили свою работу. У меня была радиоактивная моча в течение шести месяцев, и я думал, что у меня больше никогда не будет ребенка, но дочь Эми всё же появилась позже».
Более 800 сотрудников канадской компании по ядерной энергетике и канадских и американских военных работали 14 месяцев, прежде, чем авария была окончательно ликвидирована. На снимке рабочие в защитной одежде на Chalk River в 1954 году
24 мая 1958 года на этом же реакторе произошла вторая авария, с дефрагментацией уранового стержня, примерно, четвёртого уровня. И снова сотни людей в спецкостюмах участвовали в её устранении. Но Картер уже занимался выращиванием арахиса и его это не коснулось.
....................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4