Найти в Дзене
Дамир Исхаков

В этом природном явлении предки татар видели могущество Тенгри

Изучение болгарской мифологии имеет важное значение для понимания идеологии, специфики общественного созна­ния и духовной культуры болгар и других народов Поволжско-Уральского региона. Автор - Гамирзан Давлетшин Болгарские мифы дошли до нас прежде всего благодаря археологическим находкам, их отголоски слышны в тради­циях народов Волго-Уральского региона, в языковом мате­риале. Средневековые путешественники, побывавшие в Бол­гарии, также уделили некоторое внимание болгарским обы­чаям и традициям. В этом смысле болгары немало унаследо­вали от своих предков — гуннов, народов, населявших Тюркский каганат, хазаро-болгар. В.В. Бартольд писал: «...к болгарам перешло, если не во всей Восточной Европейской равнине, то в бассейне Волги наследие хазар». Это, естественно, относится и к духовному наследию. Несмотря на раннее проникновение ислама в Поволжье (IX в.), у болгар сохранились многочисленные пережитки политеизма. Древние болгары, как и другие народы, одухот­воряли окружающий мир, природу.

Изучение болгарской мифологии имеет важное значение для понимания идеологии, специфики общественного созна­ния и духовной культуры болгар и других народов Поволжско-Уральского региона.

Автор - Гамирзан Давлетшин

Болгарские мифы дошли до нас прежде всего благодаря археологическим находкам, их отголоски слышны в тради­циях народов Волго-Уральского региона, в языковом мате­риале. Средневековые путешественники, побывавшие в Бол­гарии, также уделили некоторое внимание болгарским обы­чаям и традициям.

В этом смысле болгары немало унаследо­вали от своих предков — гуннов, народов, населявших Тюркский каганат, хазаро-болгар. В.В. Бартольд писал: «...к болгарам перешло, если не во всей Восточной Европейской равнине, то в бассейне Волги наследие хазар». Это, естественно, относится и к духовному наследию.

Несмотря на раннее проникновение ислама в Поволжье (IX в.), у болгар сохранились многочисленные пережитки политеизма. Древние болгары, как и другие народы, одухот­воряли окружающий мир, природу. По их языческим веро­ваниям, разные природные явления, объекты управлялись от­дельными божествами.

Определенный материал для изучения болгарского тра­диционного политеизма дает изображение мифологического «древа жизни», «мирового дерева», «небесного древа», у та­тар — «яфан агачы» («дерево яфан»).

Древо жизни, реконструкция ИИ
Древо жизни, реконструкция ИИ

Гуннские, древне-тюркские, хазаро-болгарские представления, связанные с не­бом, Тенгри, продолжают бытовать и у волжских болгар. По представлению ряда народов, на ветвях такого дерева (по количеству ветвей) помещаются божества. Этим, очевидно, следует объяснять одинаковое количество ветвей на «древах жизни», изобра­женных на некоторых болгарских предметах.

Мотивы «древа жизни» были одним из популярных сю­жетов в болгарском изобразительном искусстве. Кроме от­дельных изображений, встречаются каменные шаблоны для его массовой отливки. На последних простая форма «миро­вого дерева» представляется в виде попарно отходящих ветвей-листьев. Наличие дырочек говорит о том, что данный предмет носился в качестве амулета.

Амулеты у древних булгар
Амулеты у древних булгар

У тюркских народов и в этот период высокие деревья и горы настолько тесно отождествлялись с культом Тенгри, что, как отмечает тюркский филолог XI в. Махмуд Кашгари, да­же тюрки, еще не принявшие мусульманства, называли высо­кие горы и высокие деревья именем Тенгри.

Культ «древа жизни» сохранился и широко распростра­нился среди народов Среднего Поволжья. По представле­нию мордвы, «мировое дерево» находилось посреди поля или луга и на его ветвях помещались божества. Этому дереву приносили жертву, сообщали о своих проблемах, просили по­мочь. Татары также верили, что на каждой ветке священного дерева имеется по божеству. Воз­ле него они забивали жертвенного барашка.

Наверно, не случайно татарские кладбища похожи на ро­щи. С древних времен татары сажали над могилой дерево, которое, по их мнению, качаясь и шелестя листьями, восхва­ляет величие Аллаха (от этого татарская поговорка «агач башы тәсбих әйтә» — «вершина дерева перебирает четки (величает Аллаха)»).

Как и у хазаро-болгар, они считались священными и, даже если засыхали, их нельзя было трогать, потому что в них вселялись души умерших. Эта идея нашла свое отражение в обряде, когда бесплодные женщины обра­щались с молитвой к священным березам, прося одарить их ребенком. У крещеных татар береза также считалась свя­щенным деревом.

Берёза как символ печали на татарском кладбище, реконструкция ИИ.
Берёза как символ печали на татарском кладбище, реконструкция ИИ.

Вообще, береза у татар — это «кладби­щенское» дерево, символ печали, поэтому, как правило, возле домов ее не сажали. Видимо, культ березы у татар восходит к древнетюркским временам. У тюркских народов Южной Сибири был когда-то распространен культ березы-матери (каен ана).

В татарском языке слова с корнем «каен» — береза, обозначающие родственные отношения (каен анасвек­ровь, каен атасвекор, каен сеңелзоловка и т.д.), воз­можно, как-то связаны по смыслу с березой.

В татарском фольклоре часто встречаются образы Ак тирәкБелое де­рево, Күк тирәкГолубое или Небесное дерево, Бай тирәкБогатое дерево. Эпитет «бай» в названиях деревьев, свя­занных с Тенгри, встречается и в мифологии сибирских тюрок.

Например, «бай каен» — богатая береза у шаманов счи­талась священным деревом. Слово «бай» означало самую высокую степень в иерархии деревьев, т.е. святость. Эпитет «бай» имеет еще значение «священный» и довольно часто встречается в тюркской мифо­логии.

Например, одно из названий совы — «байгыш», т.е. бай+кош — имеет ту же этимологию: важная, священная пти­ца. Ниже мы остановимся на этом образе. «Бай тирәк» — дерево родины, рода. Например, вот как разъясняет один из снов хана Тохтамыша придворный толкователь снов в дастане «Идегей»:

Бай тирәк твой на землю упал,
Этот Бай тирәк — ты сам.
Девяносто листов —
Это девяносто ратей твоих,
Столько же знамен боевых.

Само понятие «дерево рода» относится к более раннему историческому периоду. Например, в поэме «Кысса-и Йусуф» основатель рода Якуб отождествляется с раскидистым высоким деревом, а его 12 сыновей — с 12-ю ветвями дерева.

На упомянутых болгарских литейных формах, изобража­ющих «древо жизни», обычно имеется 17 отростков, включая и верхушку. Можно предположить, что у древних болгар были 17 божеств. Вера в 17 божеств, связанных с «древом жизни», была и у алтайских тюрок. Все эти божест­ва были созданы главным богом — Тенгри — единственным верховным божеством.

Очевидно, на попарно отходящих ветвях «древа» распо­лагались божества, управлявшие противоположными явле­ниями, как, например, бог жизни и бог смерти, бог ночи и бог дня, бог лета и бог зимы и другие боги, зафиксированные у башгирдов Ибн Фадланом. Здесь речь идет о 13 божествах, включая и Тенгри. Это число позже встречается и в языческом пантеоне крещеных татар. Дуализм болгарс­кой мифологии отражается и в восприятии ими молнии и грома как результата столкновения между верными и невер­ными джинами. Дуалистическое мышление, характерное для всех архаичных обществ, составляло основ­ной стержень и протоболгарской мифологии.

Молния
Молния

Главным божеством у болгар, венчавшим языческий пан­теон, как почти у всех древнетюркских народов, был бог неба Тенгри. Его имя встречается в болгарских эпитафиях XIII- XIV вв. и в «Кысса-и Йусуф» Кул Гали. Болгарские обря­ды поклонения Тенгри в принципе не отличались от обрядов других тюркских народов.

Амулет в виде сильно стилизованного антропоморфного существа
Амулет в виде сильно стилизованного антропоморфного существа

Среди болгарских археологических материалов часто встречаются плоские костяные амулеты в виде сильно сти­лизованного антропоморфного существа. По фор­ме они напоминают лицевую поверхность стелы с надписью Кюль-Тегина. Основную часть амулета составляет прямоу­гольная, почти квадратная плоскость (туловище) с неболь­шим ступенчатым ромбовидным выступом (голова). Почти вся плоскость амулета покрыта солярным («циркульным») орнаментом, обозначающим солнце — атрибут Тенгри. Та­кие амулеты в области «шеи» имеют сквозные отверстия, в которые вдевались металлические кольца для подвешива­ния. Эти амулеты с известной долей осторожности можно считать миниатюрными изображениями Тенгри.

В подвесках-амулетах отражены основные качества Тенг­ри. Тенгри был, главным образом, небесным божеством. Со времен древних тюрок он величается как «Кöк Тенгри» (Не­бесный бог).

Слова Тенгри и Небо для древних тюрок были синонимами. В поэме «Кысса-и Йусуф» Тенгри наделен эпитетом «хозяин неба» («гареш изеси»). Такие же эпитеты давались и некоторым животным, таким, как конь (күк ат), баран (күк тәкә), бык (күк үгез), олень (күк болан), собака (күк эт), волк (күк бүре). Данный эпитет означал не только и не столько масть животного (си­вый), сколько его принадлежность к небу и Кöк Тенгри. Изоб­ражения именно этих животных были наиболее распростра­ненными в болгарском искусстве. Часто они наделялись ми­фическими чертами.

В подвесках Тенгри изображен громад­ным человекоподобным существом.

Его тело составляет вся небесная сфера. Древние сувары представляли Тенгри «гро­мадным героем». В этом отношении весьма любопытно, что чуваши представляли бога как великого исполина в белых одеждах, голова которого касается небес, а ноги — земли (Н.В.Никольский).

Головы антропоморфных существ и жи­вотного в подвесках также касаются небес (Тенгри). У тюркс­ких народов, в том числе у поволжских татар, эти представ­ления отражаются во фразеологизме «Баш (түбә) күккә тию» дословно: «головой коснуться неба»).

Это выражение пол­ного счастья, высшей радости. В древнем понимании оно оз­начало приобщение к небу и его властелину Кöк Тенгри. Уместно вспомнить строки из Большой надписи, сделанной в честь Кюль-Тегина и Бильге-хана:

«Когда наверху было создано голубое небо, а внизу бурая земля, между ними были созданы сыны человеческие».

Здесь говорится, что три божественные силы: Небо, Земля и Человек возникли одновременно, причем Человек — как бы дитя Неба и Земли, но он так же могуч. Он божествен тем, что ноги его стоят на земле, а голова достает до неба.

В татарских заклинаниях говорится:

«Земля, земля, дай мне силы шестикратной (т.е. силу для ног, для рук, для головы, тела, души и сердца), 60- кратного зерна (т.е. по 60 зерен от каждого посеянного зер­на), дай мне силу молодого жеребца».

И в древне­греческой мифологии бог Антей получает силу, коснувшись земли. Геракл победил Антея только после того, как сумел оторвать его от земли. В татарском языке и в настоящее время используются фразеологизмы, связывающие человека с небом: «возносить до небес», т.е. удостоить самой высокой похвалы, «подпрыгнуть до небес» (русский вариант — «быть на седьмом небе»), «күктән төшкән» («с неба свалиться»), «күкрәге белән күк терүп, арты белэн җир терүп» («грудью упираться в небо, а спиною — в землю»). Последнее выра­жение особенно важно, поскольку в точности соответствует описанному выше болгарскому изображению. Иначе говоря, это описание нашими предками своего собственного Атланта. По представлению болгар, даже цвет Тенгри (голубой, бе­лый, светлый) имел оберегающую силу.

Небесный Тенгри, реконструкция ИИ
Небесный Тенгри, реконструкция ИИ

Все они имеют оттенки неба: ярко-синий, голубовато-серый, сине-серый. Небольшая рельефная обработка (несколько вертикальных и горизон­тальных линий) превращает отвлеченную схему-символ в че­ловеческие фигуры: ромбовидные — в мужские, треуголь­ные — в женские. Интересна география их распростране­ния. Они компактно встречаются только в трех точках. Са­мые ранние были найдены в урочище Басандайка на р.Томи в Сибири. Более поздние (X-XI вв.) были обнаружены в Саркеле — Белой Вежи и в Билярском городище.

По представлениям древних, Тенгри управлял громом и молнией. Ибн Фадлан сообщает:

«...если молния ударит в дом, то они не приближаются к нему и оставляют его таким, какой он есть, и (также) все, что в нем (находится), — чело­века и имущество и все прочее, пока не уничтожит его время. И они говорят: этот дом (тех), на котором лежит гнев (бо­га)».

Почитание места и человека, пораженных молнией, наблюдается еще у кавказских гуннов, хазар. Они приносили в таких местах жертвы.

Этнографические материалы из истории народов Сред­него Поволжья могут дополнить наше представление об от­ношении болгар к молнии. По поверьям татар, в строитель­ном деле и в качестве топлива запрещалось использовать дерево, пораженное молнией.

Человек, убитый молнией, счи­тался богоугодным, т. е. священным. Лучина из дерева, под­вергнувшегося удару молнии, могла служить лечебным средст­вом. Башкиры окуривали больного углями от дерева, пораженного молнией. Подобное почитание молнии отмечается и у тюркоязычных народов Сибири. По мнению ученого Н.А.Алексеева, почтение к мол­нии было унаследовано от общих предков тюркских наро­дов и утвердилось очень давно.

По обычаям казанских татар, удмуртов и чувашей, огонь, зажженный молнией, нельзя было ворошить, заливать водой. Для тушения использовалось молоко черной коровы. Башкиры и восточные марийцы для этой цели употребляли кислое молоко. Все эти факты можно рассматривать как отголоски бытовавшего в древности обряда жертвоприношения богу молнии.

По верованиям башкир, татар, чувашей, мордвы, тюркоя­зычных народов Сибири, молния есть результат борьбы Тенг­ри со злыми силами. Бог посылает ангела с кнутом, к концу которого привязаны огненные камешки («яшен ташы»). Сры­ваясь с кнута, они образуют молнию и поражают шайтана. Камни, найденные в том месте, где ударила молния, носили при себе как обереги против пора­жения молнией. Все это созвучно отмеченным Ибн Фадланом болгарским представлениям о молнии как столкновении «между верными и неверными джинами».