Найти в Дзене
С Богом по жизни

Моя жизнь пуста

"Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин; у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей. И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были Илий и два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям её и дочерям её части; Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево её. Соперница её сильно огорчала её, побуждая её к ропоту на то, что Господь заключил чрево её. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала её, а эта плакала и не ела. И сказал ей Елкана, муж её: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твоё? не лучше ли я для тебя десяти сыновей? И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сид
Оглавление
"Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин; у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей. И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были Илий и два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям её и дочерям её части; Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево её. Соперница её сильно огорчала её, побуждая её к ропоту на то, что Господь заключил чрево её. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала её, а эта плакала и не ела. И сказал ей Елкана, муж её: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твоё? не лучше ли я для тебя десяти сыновей? И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его. Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста её; и как Анна говорила в сердце своём, а уста её только двигались, и не было слышно голоса её, то Илий счёл её пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. И отвечал Илий, и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твоё, чего ты просила у Него. Она же сказала: да найдёт раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лицо её не было уже печально, как прежде. И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь. Через несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, говорила она, от Господа я испросила его. И пошёл муж её Елкана и всё семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои. Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастёт, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда. И сказал ей Елкана, муж её: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила. Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца, и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом, отрок же был ещё дитя. И закололи тельца; и привела отрока к Илию и сказала: о, господин мой! да живёт душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; о сём дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение моё, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу" (1 Цар. 1:1-28).

Анна была всего лишь крестьянкой, которая мало чем отличалась от тысяч подобных ей женщин, но, казалось, ей повезло больше других, так как у нее было все, чтобы сделать ее жизнь содержательной и счастливой. Муж любил ее, и они не бедствовали. Ее духовная жизнь со служением Богу предков занимала значительное место в ее жизни. Почему же она испытывала неудовлетворенность?

Жизнь Анны была пустой. И сегодня многие, так же как и Анна, не знают безмятежности и покоя. У всех нас более или менее одинаковые благословения, но, несмотря на это, мы часто бываем как жадные дети, которые говорят: "И это всё?"

Мы стремимся заполнить свою жизнь физическими или интеллектуальными удовольствиями. Мы можем до конца своих дней искать, но так и не найти смысла в жизни, потому что пренебрегаем ее наиболее важной частью — духовной.

Как важно для христиан подняться выше этих бесплодных поисков! Бог не хочет, чтобы жизнь Его детей оказалась несостоявшейся. Иисус обещал, что каждый из Его последователей будет иметь жизнь и даже с избытком (Ин. 10:10).

В наших поисках этой жизни с избытком нам может помочь урок, который Бог преподал Анне. Мы можем проследить, как с Божьей помощью Анна сделала свою пустую жизнь содержательной. Бог Отец помог ей, так почему же нам сомневаться, что Он может сделать то же самое и для нас?

БРЕМЯ ПУСТОЙ ЖИЗНИ

Политические, социальные и религиозные условия времени и обстоятельств, в которых жила Анна, мало способствовали духовности. В то время почитание Бога и служение Ему достигли самой низкой точки за всю историю Израиля. Некогда прекрасная скиния, возведенная в пустыне, теперь имела жалкий вид. С каждым новым поколением горячая вера, которая вела народ Израиля к обладанию своим наследием, становилась все слабее и слабее. Ко времени, в которое жила Анна и которое описывается в 1 Цар. 1, такая вера почти исчезла практически во всем Израиле.

Проблема, омрачавшая жизнь Анны, была глубоко личной. В то время, когда способность женщины родить ребенка ценилась особенно высоко, Анна была бесплодной.

Это несчастье влекло за собой ряд других. Одно из них было экономического характера. Без сына, который бы мог о ней позаботиться в случае смерти мужа, в старости Анну ждали нищета и одиночество. Возможно, еще хуже того дело обстояло с ее социальным статусом. В то время бездетность была позором. Можно представить себе, как некоторые женщины, знавшие Анну, отпускали в ее адрес едкие замечания. Анна должна была терпеть их ухмылки и многозначительные переглядывания. Не исключено, что при возможности наносились и более серьезные оскорбления. В то время уже существовала, хотя и в примитивном виде, надежда на Мессию. Не имея сына, Анна не могла надеяться стать матерью Мессии или хотя бы оказаться звеном в Его родословной. Отсутствие ребенка превращало ее жизнь в одинокое, бессмысленное существование.

Елкана, любящий супруг Анны, наверное, был лучом света в ее сумрачной жизни. И все же, как многие мужчины, он был не в состоянии понять всю глубину ее горя. Ее нужду он старался восполнить щедростью. Когда Елкана делил мясо после ежегодной мирной жертвы в Силоме, он всегда давал Анне вдвое больше, чем остальным. Он предлагал ей поесть и забыть о своих переживаниях (1 Цар. 1:4, 5, 8).

Не в пример некоторым мужчинам, Елкана постоянно говорил Анне о своей любви к ней: "Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?" (1 Цар. 1:8). Он, должно быть, считал, что его щедрость наилучшим образом свидетельствовала о его любви к Анне. И все же он не понимал самой острой нужды Анны. Его щедрость при разделе мяса и прочие дары не могли удовлетворить ее желания иметь сына.

Мы должны понять, что материальные подарки не могут удовлетворить духовных запросов! Еда, уход от мучающей проблемы и удовольствия могут лишь на время заглушить острую боль от одиночества и страха.

Сложная домашняя ситуация также отягощала бремя Анны. У Елканы была еще одна жена. В тот исторический отрезок времени Бог допускал многоженство. Материальное состояние Елканы позволило ему взять в жены Феннану, которая родила ему сыновей и дочерей.

Закон и культура того времени четко определяли роль каждой жены (Втор. 21:15-17). И все же конфликты между женщинами бывали неизбежны. Суть этого конфликта великолепно отражает китайский язык с его иероглифической письменностью. Когда соединяются иероглифы, обозначающие мужчину и женщину, то это сочетание становится иероглифом супружества. Если соединить вместе иероглифы, обозначающие мужчину, женщину и ребенка, то это будет означать семью. А сочетание иероглифов мужчины, женщины и еще одной женщины дает иероглиф беды!

Глубокая любовь Елканы к Анне не удержала Феннану от презрительного отношения к ней. Она мучила Анну тем, что постоянно напоминала ей о ее бездетности (1 Цар. 1:6). Насмешки Феннаны отягощали Анне бремя ее бессмысленной жизни. У Анны было все для жизни, но не было того, ради чего стоило жить.

-2

ПУСТАЯ ЖИЗНЬ ОБРЕТАЕТ СМЫСЛ

Решение

Могла ли Анна при таком количестве проблем найти хоть малую часть из того, что наполнило бы ее жизнь смыслом? И все же она не утратила надежду. Поль Турнье, известный своим вкладом в исследование христианской психологии, однажды заметил, что ни одну проблему нельзя решить до тех пор, пока она не находит своего решения в рамках религии конкретного человека. Это и было то направление, которое избрала Анна. Она нашла ответы в доме Господнем, как и псалмопевец в Пс. 72:16-17: "И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих; доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их". Ее трудности привели ее к пониманию истинного значения преданности Господу.

Мы можем только догадываться об отчаянии Анны, когда ей раз за разом не удавалось стать матерью. Ни один из невежественных методов лечения того времени не мог помочь ей. Учитывая духовность Анны, не вызывает сомнения, что она искренне молилась о сыне. Но, несмотря на ее молитвы это желание ее сердца оставалось неудовлетворенным. И только после того, как она дала особое обязательство перед Богом, Он ответил на ее молитву.

Ее обязательство было конкретным: "Господи Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его..." (1 Цар. 1:11).

Наконец-то Анна пришла к новому пониманию своих запросов. В прошлом ее желание иметь сына, скорей всего, было направлено на себя. Сын поднял бы ее в глазах мужа. Сын прекратил бы насмешки Феннаны и других. Однако все эти добрые причины в своей основе были эгоистичными.

Анна возвысилась над своими мирскими помыслами и эгоизмом. Она решила, что, если Бог даст ей сына, он до конца своих дней будет принадлежать Господу.

Наши беспокойства и тревоги тоже объясняются тем, что мы не достигли этого духовного уровня Анны. Мы эгоистично думаем, что являемся собственниками своей жизни. Мы оставляем без внимания библейскую весть о том, что все принадлежит Богу в соответствии с Его правом Создателя (Агг. 2:8; Пс. 23:1).

В своей эгоистичности мы порой уподобляемся мальчишке, который прижался носом к витрине кондитерского магазина. Взрослый, пожалев его, зашел в магазин и купил ему полный кулек сладостей. Малыш тут же набил полный рот конфетами. В умилении взрослый спрашивает его: "Вкусно?" Мальчик кивает с набитым ртом. "А можно мне попробовать?" — не унимается угостивший мальчика. И, когда появляется возможность пошевелить языком, мальчишка сердито отвечает: "Нет! Это мое!"

Иногда так соблазнительно почувствовать себя благородным и довольным собой после крупных подаяний церкви или на другие добрые дела. Но вместо этого мы должны смирить себя перед Богом, понимая, что все, что мы даем Ему, Он прежде дал нам.

Мы можем обрести покой, если мы посвятим Богу все, что имеем, все, чем являемся, и все, чем можем стать. Бог призывает нас любить Его безраздельно (Мф. 22:36-37). Только когда мы отдаем Ему всю нашу любовь, Он получает нас без остатка. Я знаком с одним человеком, который многие годы страдал от избыточного веса. Он рассказал мне, как ему удалось научиться управлять собой и есть умеренно: "Я узнал, что Бог заботится о всех сторонах моей жизни, в том числе и о питании. Раньше я говорил, что не обсуждаю свое питание с Богом потому, что вряд ли Его интересуют такие незначительные вещи. Затем я понял, что не хочу говорить Богу о своей еде потому, что боюсь, что Он заберет ее у меня". Мы должны осознавать, что, если Бог забирает что-либо у нас, Он может взамен нам дать нечто гораздо лучшее. Мы никогда не станем бедней оттого, что отдадим Богу себя и все, что имеем.

Анна смогла понять нечто особенно важное о молитве. Ее молитва иллюстрирует тот принцип, что Бог нам "скорый помощник в бедах" (Пс. 45:2). Как выразительно ее объяснение своей молитвы: "...Изливаю душу мою пред Богом" (1 Цар. 1:15).

Анна разложила молитву на основные элементы. Она признала верховенство и могущество Бога. Она приблизилась к Его престолу в смирении. В своей молитве она дважды назвала себя Божьей рабой. А у рабы, она знала, Божья воля должна стоять на первом месте. И она высказала свою просьбу, не выходя за рамки этой воли. Смирение, готовность служить и покорность — вот некоторые из основных составляющих успешной молитвы.

Торговалась ли Анна с Богом, добиваясь от Него ответа? Можем ли мы поступать так же? Можем ли мы получить желаемое, пообещав Богу что-либо взамен? Думать так — значит превратно понимать обет Анны и ее молитву. Анна не торговалась. Она просила Бога о даре, а затем пообещала Ему вернуть этот дар. Такая молитва — не торговля с Богом, потому что она бескорыстна.

Молитвы, подобные молитве Анны, могут идти только от непоколебимой веры в Бога. Нам тоже не возбраняется с дерзновением просить Бога о чем-то значительном. Правда, мы можем постесняться обратиться к Богу с такой просьбой по той причине, что чувствуем себя недостойными или неспособными распорядиться Его даром. Мы не должны стесняться. Бог не только может дать нам то, о чем мы просим, но также и силу, чтобы правильно использовать Его дар.

После своей молитвы Анна стала другим человеком: "И пошла она в путь свой и ела, и лицо ее не было уже печально, как прежде" (1 Цар. 1:18).

Что привело к таким переменам в Анне? Она не получила никакого чудесного знака от Бога, что Он услышал ее и ответит на молитву. Эта перемена в Анне произошла оттого, что изменилось ее внутреннее состояние.

Никто не управляет нашим внутренним состоянием, кроме нас самих! Многим приходилось слышать: "Поступишь иначе, и чувствовать себя будешь иначе". Удивительно, но, попытавшись последовать этому совету, мы приходим к выводу, что это действительно так. Если мы решим поступать так, как Анна, то увидим, что наши чувства и поступки будут другими. Никогда не ждите, что к вам придут какие-то иные, лучшие чувства, — прежде измените свои действия. Новые действия могут привести к новым чувствам.

Что заставило Анну решиться на такую перемену? Ее новое состояние было результатом ее веры в Бога. Она молилась и действовала, исходя из своей веры в Бога. Ее желание не исчезло, но теперь она положилась на Бога. Даже если бы Он не удовлетворил ее просьбу о сыне, она бы теперь все равно сохранила внутреннюю безмятежность и веру в Него. Она смогла бы смириться со своим положением, зная, что живет в соответствии с Божьей волей.

По мере продвижения каждого христианина в его духовном развитии, молитва все меньше будет походить на "список покупок" и все больше — на "незаполненную квитанцию". Мы должны быть готовы целиком положиться на Бога и просить Его вписать в эту квитанцию ту сумму, которую мы должны будем заплатить. Именно так и поступила Анна.

Верность данному слову

Дать обет не трудно; для некоторых пообещать что-либо — пара пустяков. Можно дать обещание под влиянием сильных эмоций, не подумав о том, какова будет цена этого обещания. Анна обладала качеством, без которого невозможно найти смысл в жизни. Не считаясь с тем, чего ей будет стоить ее обещание, она не отказалась от своего слова.

Разве она не рассуждала так, как зачастую рассуждаем мы? На ее месте мы, наверное, сказали бы: "Как я могу оставить своего единственного сына там, где даже священники не отличаются добродетелью?" Или вот еще одна возможная отговорка: "Господи, у меня только один сын и никакой надежды на то, что еще будут дети. Не возьмешь ли Ты несколько овец взамен?" К чести Анны, она сдержала свое слово. Когда Анна отняла своего сына, Самуила, от груди, и он немного подрос, она привела его в дом Господа в Силоме и сказала: "О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его..." (1 Цар. 11:27, 28).

Мы не должны походить на того человека, который позвонил одному из руководителей церкви в понедельник, после того, как накануне, в воскресенье, он вместе с другими членами общины заполнил карточку с указанием своих предположительных пожертвований на будущий год. "Можно мне взять свое обещание назад? — спросил он. — Вчера я был слишком религиозным и погорячился в ущерб себе". Давид говорил о том, что Бог одобряет праведника, который исполняет свою клятву, даже если это очень трудно (Пс. 14:4).

Награда

Сколько, наверное, было переживаний, когда семья Елканы спустя несколько лет пришла к скинии. Они вели с собой сына, радость их жизни, зная при этом, что домой они пойдут одни. Мы в наше прагматичное время, вероятно, удивляемся, как они могли пойти на такую жертву. Мы можем совершить подобное только в том случае, если у нас будет такое же состояние духа, что и у Анны: "О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу" (1 Цар. 1:27-28).

Проигрывала ли Анна, делая такой дар? Могла ли она быть счастлива только тогда, когда Самуил был с ней? Оплакивала ли она потерю сына, когда вернулась домой? Нет и еще раз нет! Она не считала, что потеряла Самуила. Она видела его каждый раз, когда ходила к скинии. Хотя теперь он жил в Силоме, она все равно могла заботиться о нем (1 Цар. 2:19). Бог щедро благословил Анну еще тремя сыновьями и двумя дочерьми (1 Цар. 2:21).

То, что мы даем Богу от всей души, никогда не пропадает! Он может и готов дать нам взамен даже больше, чем мы отдаем Ему (Мф. 10:27-29; Фил. 4:19). По Своей благодати Бог благословляет не только в вечности, но зачастую многократно благословляет и в этой жизни (Mк. 10:30).

-3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя Анна была крестьянкой, жившей много столетий назад, ее проблема — пустота жизни — существует и поныне. А решение, принятое Анной, — безоговорочная преданность Богу — актуально и в наши дни.

Кто-то написал на стене: "Бог знает ответ". Другой добавил: "Да, но на какой вопрос?" На самом деле, не имеет значения, каков вопрос; ответ всегда один и то же: Бог.

Испытания | С Богом по жизни | Дзен