Тема книги
Тема, затронутая архим. Епифанием, является, наверное, самой важной экклезиологической проблемой, беспокоящих православных людей в течении последнего полувека. Вызов экуменизма, ставший реальностью в 1960-х, стал сейчас еще более острым, так как приобрел гораздо большие масштабы.
В умах церковных людей сегодня происходит сильное брожение, рождаются сверхнасущные вопросы такого порядка: можно ли поминать патриарха Кирилла; можно ли еще ходить в храмы Московского Патриархата; где сейчас находится настоящая Церковь; не пора ли уходить в какую-нибудь внепатриархийную деноминацию или к старообрядцам?
И хотя на эти вопросы архим. Епифаний напрямую не отвечает, так как он отошел к Богу в далеком 1984 г., однако, по аналогии с его ответами, касающимися Константинопольского патриархата, можно сделать однозначные выводы. Именно поэтому необходимость изучения книги архим. Епифания сегодня очень высока, ибо поможет народу Божиему избежать двух крайностей, имеющих одинаково дьявольский источник, – экуменизма и зилотства.
Впечатления от книги
Позволю себе поделиться своими впечатлениям: после прочтения данной книги испытываешь необыкновенное умиротворение и просветление, прямо-таки по-другому смотришь на церковную историю и на современное положение вещей в Церкви, понимаешь почему так мало на тему экуменизма высказываются наши епископы, а также осознаешь непричастность многих современных экуменистов и зилотов духу православной экклезиологии.
Главная причина молчания наших епископов на тему экуменизма
Главная причина молчания наших епископов на тему экуменизма: опасность раскола гораздо выше, чем опасность экуменизма. К примеру, в книге архим. Епифания из 435 стр. - только менее 100 посвящены экуменизму, а остальные - раскольничеству (зилотизму).
Для тех, у кого нет времени читать всю книгу, сразу изложу три основных аргумента в пользу данного вывода.
Аргументы в пользу главной причины
Первый аргумент: более 500 лет (со времени Толедского собора 589 г.) восточные иерархи терпели Филиокве и не исключали из своих диптихов западных епископов и римских первосвященников. Они терпели их заблуждения до конца, ограничиваясь в основном увещеваниями и соборными осуждениями еретических идей. Имя римского папы окончательно было вычеркнуто из константинопольского диптиха только в 1009 г. В целом двусмысленная ситуация продолжалась до 1054 г., пока Рим сам не отлучил себя от Церкви, со своей стороны прервав литургическое общение с Константинополем. При этом Константинополь в ответ на анафематствование папскими легатами в 1054 г. патриарха Константинопольского не наложил ответное анафематствование на римского папу, но только на его легатов, оставив открытой дверь для возврата Рима в Церковь. По-настоящему раскол стал исторической реальностью лишь в 1098 г., когда в завоеванных крестоносцами окрестностях Антиохии латиняне начали создавать свою иерархию, а окончательно стал неисцельным в 1204 г. после разгрома Константинополя.
Второй аргумент: подобное снисхождение и долготерпение ортодоксальные греческие иерархи канонических Церквей Константинополя и Эллады проявляли, начиная с 1960-х гг.. Никто из них не объявлял об отлучении патриархов Константинопольских Афинагора, Димитрия и Варфоломея, позволявших себе еретические высказывания, сослужения с католиками и другие неканонические действия. Православные иерархи канонических Церквей не заявляли об их безблагодатности и извержении из сана, так как в отношении этого не было Соборного решения. А осторожность в высказываниях греческих иерархов до сих пор вызвана, опять-таки, именно опасением раскола. И это притом, что открытые сослужения с католиками Афинагор начал с 1960-х гг., то есть он зашел намного дальше, чем наш патриарх!
Третий аргумент: даже Святые Отцы до соборного решения об осуждении не дерзали говорить о том, что тот или иной ересиарх лишен сана или безблагодатен! Так, например, свт. Кирилл Александрийский считал еретика Нестория епископом до его соборного осуждения.
Рекомендации
Очень рекомендую всем православным христианам чтение этой книги, ибо от того, насколько правильно мы пройдем по узкой дорожке между двумя крайностями – экуменизмом и зилотством, зависит сохраним ли мы свое пребывание в Ковчеге спасения – в Матери Церкви, а значит спасем ли мы свою бессмертную душу или нет.
Автор статьи: Максим Анатольевич Злобин, православный христианский миссионер, публицист, выпускник аспирантуры Московской духовной академии.
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш канал "Просвет-сообщество"! На канале много интересного и полезного для души!
Ссылка на саму книгу архим. Епифания (Феодорополуса) «Две крайности: экуменизм и зилотство» (Издательство «Святая Гора», Москва, 2006):
#ЕпифанияФеодорополус #ДвекКрайности #ЭкуменизмЗилотство #ИздательствоСвятаяГора #МаксимЗлобин #ПросветСообщество