Однозначно худшим королем Англии за все время является Иоанн Безземельный, правивший с 1199 по 1216 годы. Только вдумайтесь: при нем королевство потеряло почти половину всех земель! А ведь он получил во владение колоссальные территории в континентальной Европе. Они по площади превосходили размер самой Англии и даже размер владений французского короля!
Современники называли Иоанна "вялым мечом" из-за череды провалов как во внешней, так и внутренней политике. Можно ли вообще представить более оскорбительное прозвище для средневекового короля и, соответственно, рыцаря?
Так вышло, что в середине XII века Генрих II, сын королевы Англии и графа Анжу, единолично унаследовал оба домена родителей, подконтрольные им феоды и герцогство Нормандию в придачу. Позднее он также женился на Алиеноре Аквитанской и через брак с ней получил герцогства Аквитань и Гасконь, графство Пуату, а также зависимые от них графства Лимож, Марш, Перигор и Овернь. В общем то, что на карте выше выделено оттенками красного цвета. Далее эти земли получил сначала второй сын Генриха (из 4 сыновей пережили отца только двое) Ричард Львиное Сердце, который в Англии провел меньше 6 месяцев после коронации и говорил на французском и окситанском языках. А после его смерти власть перешла к четвертому сыну Иоанну, вскоре известному как Вялый Меч.
С первых дней правления Иоанну, как и его предшественнику, приходилось проводить много времени в своих владениях на континенте. Спокойно заниматься внутренними делами государства ему не давал французский король Филипп II, чья активная подрывная деятельность стала головной болью его английского визави. Филипп умело плел интриги и настраивал континентальную знать против их сюзерена. И, что удивительно, Иоанн ему в этом даже помогал своими неуклюжими действиями. В результате, когда монарх из Парижа заметил, что соперник достаточно слаб, он призвал вассалов собирать войско, чтобы завоевать Нормандию.
Величественный замок Шато-Гаяр, построенный Ричардом Львиное Сердце как раз для защиты герцогства, стоял перед французской армией. Он находился в удачном месте (см. на картине выше), возвышаясь над рекой Сеной, и был главной преградой в регионе для армии Филиппа. Последний перед решающей операцией захватил все укрепления поменьше, что окружали и могли поддержать Шато-Гаяр, а затем спокойно приступил к шестимесячной осаде замка с 1203 по 1204 годы. К осаде тяжелой, но успешной. Английские отряды тщетно пытались деблокировать замок, а сам Иоанн с основным войском выманивал Филиппа в Бретань.
Что вообще Вялый Меч делал в Бретани? Дело в том, что ранее он пленил их 16-летнего герцога Артура I, который вскоре умер в заточении при неизвестных обстоятельствах. Конечно, бретонцы считали, что их правителя убили самым наглым образом. А самое интересное: Артур являлся сыном старшего брата Иоанна (третьего сына Генриха II, а Иоанн был четвертым, как мы помним) и по принципу первородства претендовал на все владения деда.
Проблемой Артура стала строгая приверженность французскому королю - он вырос при дворе в Париже и состоял в крепких отношениях с Людовиком, старшим сыном короля Филиппа. Алиенора Аквитанская, самая влиятельная старушка Европы (ей тогда было под 80 лет!), не видела внука на троне, поэтому продвинула сына Иоанна. И через пару лет Артур объявил о своих притязаниях, получив благословение от Филиппа, и пошел войной на свою бабушку. Он осадил ее в замке Мирабо в 1202 году, куда примчал Иоанн с крупным войском и схватил племянника.
Так вот бретонская знать, подстрекаемая французским двором, так и не простила смерть Артура и взбунтовалась. Пока противники брали Шато-Гаяр, Иоанн настойчиво душил восстание в надежде, что французы свернут осаду и придут на помощь бретонцам. А те, вопреки ожиданиям, невозмутимо подчинили всю Нормандию.
После блестящей кампании в Нормандии король Филипп повернул на юг, где покорил Анжу, далее пали Мэн, Турень и Пуату. Их закрепили за французами в двухгодичном мирном договоре 1206 года. Столь легкое продвижение Филиппа объясняется очень просто: из-за низкой популярности Вялому Мечу приходилось пользоваться услугами наемников (крупные вассалы игнорировали его призывы), очень быстро превращавшихся в мародеров. Это еще сильнее било по его репутации. В результате к моменту перемирия из континентальных владений под его властью оставалась лишь Аквитания.
Иоанн не унывал, он временно отступил в Лондон и всерьез занялся армией и флотом, чтобы организовать вторжение. Ему мешали две беды: местные бароны-бузотеры, недовольные его правлением и не желавшие поддерживать монарха, и опустевшая казна. Однако, несмотря на все эти проблемы, у короля Англии имелся козырь - Оттон, сын старшей сестры Матильды. Вот, тот самый племянник, на которого можно было положиться и который в 1209 году очень удачно стал правителем Священной Римской империи. У Оттона IV более чем хватало проблем внутри немецких земель, но разве он мог отказаться от победоносной войны. Его триумф над сильным соседом определенно укрепил бы его власть. Кроме императора, в стане союзников Иоанна числились граф Фландрии Фердинанд (младший сын короля Португалии, удачно женился) и граф Булони Рено де Даммартен (друг детства короля Филиппа, между прочим). Им обоим мешала сильная Франция под боком.
Вот, что прекрасно умел делать Филипп II, так это действовать на опережение. Заметив, как сгущаются тучи вокруг его владений, он приступил к организации вторжения в Англию. И плацдармом для нападения выбрал, разумеется, Фландрию. В 1213 году он вместе со старшим сыном Людовиком всерьез потрепали графов Булони и Фландрии. И тем пришлось бежать в Лондон. Французская армия была готова к вторжению, флот, находившийся в гавани Дамме, тоже был готов отплыть. Но тут вмешался папа римский и запретил Филиппу вторгаться в Англию. Иоанн, которого понтифик ранее подверг опале, внезапно исправился и наладил хорошие отношения. Бывало и такое.
Англичане тогда воспользовались моментом: они нанесли сокрушительный удар по флоту Филиппа и уничтожили его корабли в сражении при Дамме. Надежды французов на вторжение разрушились. Инициатива оказалась в руках Иоанна, который, правда, не смог выжать из ситуации все дивиденды в тот же год. Злополучные бароны помешали. Но в году следующем, то есть в 1214, союзники (Иоанн, Оттон IV, Фердинанд Фландрский и Рено Булонский) наконец собрались с силами и отправились на поиски генерального сражения. При этом действовали они отдельно.
Так, английский король высадился в северной части Аквитании, откуда пошел к центру. Перед этим Иоанн отправил к союзникам английский отряд под командованием Уильяма Длинного Меча (не Вялого). И те начали наступление с севера, через Фландрию. Там, недалеко от фламандского города Бувин, в месяц июль их встретил Филипп. Конечно, не один. Его армия насчитывала чуть больше 6200 человек: 1200 рыцарей и их конной свиты, 2000 опытных наемников и 3000 наспех собранных ополченцев. Тем временем армия императора и двух графов выглядела опаснее: 1500 рыцарей и последователей, а также 7500 пеших воинов. Общее соотношение сил в битве при Бувине выглядело следующим образом: 6200 против 9000.
Непосредственно в сражении обе армии построились классическим образом, сформировав три крупные тактические единицы. Первыми в бой вступили легковооруженные всадники Филиппа на правом фланге французов. Они спровоцировали фламандских рыцарей, которые без труда справились с назойливыми противниками и, воодушевившись, продолжили свое наступление. Остановил их герцог Бургундии, чьи рыцари приняли удар фламандцев на себя.
Завязался тяжелый бой, под герцогом убили коня, а его самого чуть не затоптали. Он чудом выжил и возглавил контратаку бургундцев. Три часа возились они с фламандцами, в воинственности которых уже никто не сомневался. Завоевать преимущество удалось лишь после пленения графа Фердинанда Фландрского - это сильно ударило по боевому духу всего левого крыла союзной армии.
В то же время в центре возникла тяжелая ситуация для короля Франции. Там его ополчение столкнулось с имперскими пехотинцами Оттона. Последние буквально катком прошлись по ополченцам, стремительно продвинувшись к позиции Филиппа. И копьями они закололи королевского коня. Самого монарха спасла от рокового укола качественная кольчуга. Вскоре свита Филиппа отбросила распоясавшихся простолюдинов.
Французские рыцари многократно контратаковали. Отважно, как и подобало рыцарям, сражались буквально все без исключения. Примером им были король Франции и император Священной Римской империи (к слову, оба далеко не молодые - особенно по меркам Средневековья). Под Оттоном IV тоже выбили коня, сам он находился на волоске от смерти. И второй раз, когда его преследовал французский рыцарь, он не стал искушать судьбу и покинул поле боя. Стоит отметить, что немецкие всадники не побежали за ним, а продолжали сопротивление, пока их практически не истребили. Имперское знамя было захвачено, и центр союзников посыпался как карточный домик.
Хуже всех показал себя правый фланг сборной армии, где Уильям Длинный Меч очень быстро попал в плен. Глядя на происходившее в центре, англичане оставили своего командира на милость победителей и отступили. К тому времени из союзников позиции держали только брабантские копейщики, занявшие круговую оборону. И под их прикрытием действовал булонский граф Рено де Даммартен с конной свитой, наносивший не критичные, но болезненные удары по армии Филиппа. Как только брабантская защита ослабла, французские рыцари ворвались в круг и разбили копейщиков. Графа Булони пленили.
Король Франции Филипп II триумфально вернулся в Париж, ведя за собой вереницу из сотен прославленных пленников. В столице он получил прозвище "Август" и официально объявил о присоединении к своим владениям Анжу и зависимых графств, а также герцогства Нормандии. Править в Бретани он поставил своего человека, который вскоре обособился от обеих государств.
Все пленники подверглись величайшему позору. Уильяму Длинному Мечу повезло: его одним из первых обменяли на французского представителя высшей знати. А Фердинанда, графа Фландрии, держали 13 лет до 1227 года, пока его полностью не выкупили за огромные деньги. В худших условиях, в мрачном заточении и прикованным к столбу, держали Рено де Даммартена, который в том же 1227 году свел счеты с жизнью.
Ничего хорошего не ждало и проигравших монархов. Оттона в 1215 году сместил конкурент в лице Фридриха II. Бывшему императору оставалось увядать в собственных владениях, занимаясь периферийными разборками. Отлично дела шли у Иоанна Вялого Меча - он, не встречая сопротивления, почти занял графства в центре Франции. Вот только успехи продолжались до поры, пока не пришла весть о поражении союзников при Бувине. Этот факт заставил короля отступить к точке, откуда началось его вторжение. Позже, уже вернувшись в Англию, в 1215 году Иоанн под давлением все тех же английских баронов подписал "Великую хартию вольности", сильно ограничившую монархическую власть в стране. Вот так одна битва повлияла на три крупнейшие державы Европы.
Обязательно подпишись на наш канал в Telegram: t.me/lytzar
Читай также: