Найти в Дзене
Исторические сражения

Самая недооцененная битва Средневековья: многие о ней не знают

Однозначно худшим королем Англии за все время является Иоанн Безземельный, правивший с 1199 по 1216 годы. Только вдумайтесь: при нем королевство потеряло почти половину всех земель! А ведь он получил во владение колоссальные территории в континентальной Европе. Они по площади превосходили размер самой Англии и даже размер владений французского короля! Современники называли Иоанна "вялым мечом" из-за череды провалов как во внешней, так и внутренней политике. Можно ли вообще представить более оскорбительное прозвище для средневекового короля и, соответственно, рыцаря? Так вышло, что в середине XII века Генрих II, сын королевы Англии и графа Анжу, единолично унаследовал оба домена родителей, подконтрольные им феоды и герцогство Нормандию в придачу. Позднее он также женился на Алиеноре Аквитанской и через брак с ней получил герцогства Аквитань и Гасконь, графство Пуату, а также зависимые от них графства Лимож, Марш, Перигор и Овернь. В общем то, что на карте выше выделено оттенками красно

Однозначно худшим королем Англии за все время является Иоанн Безземельный, правивший с 1199 по 1216 годы. Только вдумайтесь: при нем королевство потеряло почти половину всех земель! А ведь он получил во владение колоссальные территории в континентальной Европе. Они по площади превосходили размер самой Англии и даже размер владений французского короля!

Современники называли Иоанна "вялым мечом" из-за череды провалов как во внешней, так и внутренней политике. Можно ли вообще представить более оскорбительное прозвище для средневекового короля и, соответственно, рыцаря?

Такое государство принял король Иоанн. Название "Анжуйская империя" появилось лишь в литературе XIX века, а упоминаемые в тексте короли исконно именовались "королями англов (или франков), герцогами тех-то, графами тех-то". Кстати, Филипп II впервые в истории стал использовать титул "король Франции" вместо "король франков". Источник: wikipedia.org
Такое государство принял король Иоанн. Название "Анжуйская империя" появилось лишь в литературе XIX века, а упоминаемые в тексте короли исконно именовались "королями англов (или франков), герцогами тех-то, графами тех-то". Кстати, Филипп II впервые в истории стал использовать титул "король Франции" вместо "король франков". Источник: wikipedia.org

Так вышло, что в середине XII века Генрих II, сын королевы Англии и графа Анжу, единолично унаследовал оба домена родителей, подконтрольные им феоды и герцогство Нормандию в придачу. Позднее он также женился на Алиеноре Аквитанской и через брак с ней получил герцогства Аквитань и Гасконь, графство Пуату, а также зависимые от них графства Лимож, Марш, Перигор и Овернь. В общем то, что на карте выше выделено оттенками красного цвета. Далее эти земли получил сначала второй сын Генриха (из 4 сыновей пережили отца только двое) Ричард Львиное Сердце, который в Англии провел меньше 6 месяцев после коронации и говорил на французском и окситанском языках. А после его смерти власть перешла к четвертому сыну Иоанну, вскоре известному как Вялый Меч.

С первых дней правления Иоанну, как и его предшественнику, приходилось проводить много времени в своих владениях на континенте. Спокойно заниматься внутренними делами государства ему не давал французский король Филипп II, чья активная подрывная деятельность стала головной болью его английского визави. Филипп умело плел интриги и настраивал континентальную знать против их сюзерена. И, что удивительно, Иоанн ему в этом даже помогал своими неуклюжими действиями. В результате, когда монарх из Парижа заметил, что соперник достаточно слаб, он призвал вассалов собирать войско, чтобы завоевать Нормандию.

Замок Шато-Гаяр, который называли ключом к Нормандии, в 1196 году. Современная реконструкция. Художник: Steffen Biko
Замок Шато-Гаяр, который называли ключом к Нормандии, в 1196 году. Современная реконструкция. Художник: Steffen Biko

Величественный замок Шато-Гаяр, построенный Ричардом Львиное Сердце как раз для защиты герцогства, стоял перед французской армией. Он находился в удачном месте (см. на картине выше), возвышаясь над рекой Сеной, и был главной преградой в регионе для армии Филиппа. Последний перед решающей операцией захватил все укрепления поменьше, что окружали и могли поддержать Шато-Гаяр, а затем спокойно приступил к шестимесячной осаде замка с 1203 по 1204 годы. К осаде тяжелой, но успешной. Английские отряды тщетно пытались деблокировать замок, а сам Иоанн с основным войском выманивал Филиппа в Бретань.

Что вообще Вялый Меч делал в Бретани? Дело в том, что ранее он пленил их 16-летнего герцога Артура I, который вскоре умер в заточении при неизвестных обстоятельствах. Конечно, бретонцы считали, что их правителя убили самым наглым образом. А самое интересное: Артур являлся сыном старшего брата Иоанна (третьего сына Генриха II, а Иоанн был четвертым, как мы помним) и по принципу первородства претендовал на все владения деда.

Проблемой Артура стала строгая приверженность французскому королю - он вырос при дворе в Париже и состоял в крепких отношениях с Людовиком, старшим сыном короля Филиппа. Алиенора Аквитанская, самая влиятельная старушка Европы (ей тогда было под 80 лет!), не видела внука на троне, поэтому продвинула сына Иоанна. И через пару лет Артур объявил о своих притязаниях, получив благословение от Филиппа, и пошел войной на свою бабушку. Он осадил ее в замке Мирабо в 1202 году, куда примчал Иоанн с крупным войском и схватил племянника.

Так вот бретонская знать, подстрекаемая французским двором, так и не простила смерть Артура и взбунтовалась. Пока противники брали Шато-Гаяр, Иоанн настойчиво душил восстание в надежде, что французы свернут осаду и придут на помощь бретонцам. А те, вопреки ожиданиям, невозмутимо подчинили всю Нормандию.

Оммаж бретонского герцога Артура I французскому королю Филиппу II. Если проще, молодой герцог официально объявлял себя вассалом короля. Миниатюра из хроники Сен-Дени, XIV век
Оммаж бретонского герцога Артура I французскому королю Филиппу II. Если проще, молодой герцог официально объявлял себя вассалом короля. Миниатюра из хроники Сен-Дени, XIV век

После блестящей кампании в Нормандии король Филипп повернул на юг, где покорил Анжу, далее пали Мэн, Турень и Пуату. Их закрепили за французами в двухгодичном мирном договоре 1206 года. Столь легкое продвижение Филиппа объясняется очень просто: из-за низкой популярности Вялому Мечу приходилось пользоваться услугами наемников (крупные вассалы игнорировали его призывы), очень быстро превращавшихся в мародеров. Это еще сильнее било по его репутации. В результате к моменту перемирия из континентальных владений под его властью оставалась лишь Аквитания.

Иоанн не унывал, он временно отступил в Лондон и всерьез занялся армией и флотом, чтобы организовать вторжение. Ему мешали две беды: местные бароны-бузотеры, недовольные его правлением и не желавшие поддерживать монарха, и опустевшая казна. Однако, несмотря на все эти проблемы, у короля Англии имелся козырь - Оттон, сын старшей сестры Матильды. Вот, тот самый племянник, на которого можно было положиться и который в 1209 году очень удачно стал правителем Священной Римской империи. У Оттона IV более чем хватало проблем внутри немецких земель, но разве он мог отказаться от победоносной войны. Его триумф над сильным соседом определенно укрепил бы его власть. Кроме императора, в стане союзников Иоанна числились граф Фландрии Фердинанд (младший сын короля Португалии, удачно женился) и граф Булони Рено де Даммартен (друг детства короля Филиппа, между прочим). Им обоим мешала сильная Франция под боком.

А это крупная победа Иоанна в морском сражении при Дамме в 1213 году. Огнем объят французский флот. Художник: Dariusz Bufnal
А это крупная победа Иоанна в морском сражении при Дамме в 1213 году. Огнем объят французский флот. Художник: Dariusz Bufnal

Вот, что прекрасно умел делать Филипп II, так это действовать на опережение. Заметив, как сгущаются тучи вокруг его владений, он приступил к организации вторжения в Англию. И плацдармом для нападения выбрал, разумеется, Фландрию. В 1213 году он вместе со старшим сыном Людовиком всерьез потрепали графов Булони и Фландрии. И тем пришлось бежать в Лондон. Французская армия была готова к вторжению, флот, находившийся в гавани Дамме, тоже был готов отплыть. Но тут вмешался папа римский и запретил Филиппу вторгаться в Англию. Иоанн, которого понтифик ранее подверг опале, внезапно исправился и наладил хорошие отношения. Бывало и такое.

Англичане тогда воспользовались моментом: они нанесли сокрушительный удар по флоту Филиппа и уничтожили его корабли в сражении при Дамме. Надежды французов на вторжение разрушились. Инициатива оказалась в руках Иоанна, который, правда, не смог выжать из ситуации все дивиденды в тот же год. Злополучные бароны помешали. Но в году следующем, то есть в 1214, союзники (Иоанн, Оттон IV, Фердинанд Фландрский и Рено Булонский) наконец собрались с силами и отправились на поиски генерального сражения. При этом действовали они отдельно.

Так, английский король высадился в северной части Аквитании, откуда пошел к центру. Перед этим Иоанн отправил к союзникам английский отряд под командованием Уильяма Длинного Меча (не Вялого). И те начали наступление с севера, через Фландрию. Там, недалеко от фламандского города Бувин, в месяц июль их встретил Филипп. Конечно, не один. Его армия насчитывала чуть больше 6200 человек: 1200 рыцарей и их конной свиты, 2000 опытных наемников и 3000 наспех собранных ополченцев. Тем временем армия императора и двух графов выглядела опаснее: 1500 рыцарей и последователей, а также 7500 пеших воинов. Общее соотношение сил в битве при Бувине выглядело следующим образом: 6200 против 9000.

Непосредственно в сражении обе армии построились классическим образом, сформировав три крупные тактические единицы. Первыми в бой вступили легковооруженные всадники Филиппа на правом фланге французов. Они спровоцировали фламандских рыцарей, которые без труда справились с назойливыми противниками и, воодушевившись, продолжили свое наступление. Остановил их герцог Бургундии, чьи рыцари приняли удар фламандцев на себя.

Завязался тяжелый бой, под герцогом убили коня, а его самого чуть не затоптали. Он чудом выжил и возглавил контратаку бургундцев. Три часа возились они с фламандцами, в воинственности которых уже никто не сомневался. Завоевать преимущество удалось лишь после пленения графа Фердинанда Фландрского - это сильно ударило по боевому духу всего левого крыла союзной армии.

В то же время в центре возникла тяжелая ситуация для короля Франции. Там его ополчение столкнулось с имперскими пехотинцами Оттона. Последние буквально катком прошлись по ополченцам, стремительно продвинувшись к позиции Филиппа. И копьями они закололи королевского коня. Самого монарха спасла от рокового укола качественная кольчуга. Вскоре свита Филиппа отбросила распоясавшихся простолюдинов.

Французские рыцари многократно контратаковали. Отважно, как и подобало рыцарям, сражались буквально все без исключения. Примером им были король Франции и император Священной Римской империи (к слову, оба далеко не молодые - особенно по меркам Средневековья). Под Оттоном IV тоже выбили коня, сам он находился на волоске от смерти. И второй раз, когда его преследовал французский рыцарь, он не стал искушать судьбу и покинул поле боя. Стоит отметить, что немецкие всадники не побежали за ним, а продолжали сопротивление, пока их практически не истребили. Имперское знамя было захвачено, и центр союзников посыпался как карточный домик.

Рено де Даммартен и отряд из Брабанта в последнем бою. Художник: Graham Turner
Рено де Даммартен и отряд из Брабанта в последнем бою. Художник: Graham Turner

Хуже всех показал себя правый фланг сборной армии, где Уильям Длинный Меч очень быстро попал в плен. Глядя на происходившее в центре, англичане оставили своего командира на милость победителей и отступили. К тому времени из союзников позиции держали только брабантские копейщики, занявшие круговую оборону. И под их прикрытием действовал булонский граф Рено де Даммартен с конной свитой, наносивший не критичные, но болезненные удары по армии Филиппа. Как только брабантская защита ослабла, французские рыцари ворвались в круг и разбили копейщиков. Графа Булони пленили.

Король Франции Филипп II триумфально вернулся в Париж, ведя за собой вереницу из сотен прославленных пленников. В столице он получил прозвище "Август" и официально объявил о присоединении к своим владениям Анжу и зависимых графств, а также герцогства Нормандии. Править в Бретани он поставил своего человека, который вскоре обособился от обеих государств.

Все пленники подверглись величайшему позору. Уильяму Длинному Мечу повезло: его одним из первых обменяли на французского представителя высшей знати. А Фердинанда, графа Фландрии, держали 13 лет до 1227 года, пока его полностью не выкупили за огромные деньги. В худших условиях, в мрачном заточении и прикованным к столбу, держали Рено де Даммартена, который в том же 1227 году свел счеты с жизнью.

Ничего хорошего не ждало и проигравших монархов. Оттона в 1215 году сместил конкурент в лице Фридриха II. Бывшему императору оставалось увядать в собственных владениях, занимаясь периферийными разборками. Отлично дела шли у Иоанна Вялого Меча - он, не встречая сопротивления, почти занял графства в центре Франции. Вот только успехи продолжались до поры, пока не пришла весть о поражении союзников при Бувине. Этот факт заставил короля отступить к точке, откуда началось его вторжение. Позже, уже вернувшись в Англию, в 1215 году Иоанн под давлением все тех же английских баронов подписал "Великую хартию вольности", сильно ограничившую монархическую власть в стране. Вот так одна битва повлияла на три крупнейшие державы Европы.

Обязательно подпишись на наш канал в Telegram: t.me/lytzar

Читай также:

Даки: опаснейшие враги Рима с двуручными серпами
Исторические сражения
9 января 2025