На Алтае много дорог и направлений. Одни дороги заасфальтированы и по ним передвигаться очень даже приятно, другие гравийные и в сухую погоду без пыли не проехать. Одни проходят по весьма простому ландшафту, другие проложены там, где, казалось бы и проехать невозможно. Но есть дороги которые редко посещаются туристами и ведут в первозданные уголки гор Алтая. Сейчас узнаем, что же это за дороги.
Друзья, подпишитесь на канал - здесь очень много об Алтае!
Первая дорога находится, хочется написать: за горами, за лесами. В принципе так оно и есть. За Южно Чуйским хребтом и начинается она от села Джазатор и проложена до села Аргут (Аркыт). Но до самого села Джазатор еще нужно добраться. Придется преодолеть весь Чуйский тракт, проехать всю чуйскую степь в сторону Южно Чуйского хребта, затем преодолеть довольно продолжительный участок гравийной дороги от чуйской степи до Джазатора. Конечно зимой дорога за хребтом более комфортная, укатанная и ехать по ней одно удовольствие.
Но давайте вернемся к дороге Джазатор - Аргут. Что же в ней такого опасного? Дорога расположена на месте слияния трех самых высоких хребтов Алтая. Ее длина составляет 40 (57) км. На прохождение пути уходит от двух часов и больше. На пути придется пересечь несколько рек, две из них по деревянным мостам. Три перевала и один опасный участок, который проходит над пропастью глубиной в несколько сот метров. Дорога грунтовая, без покрытия: то идет вдоль реки, то поднимается на головокружительную высоту. Соединяет два села, значительно отличающихся по численности населения. Маршрут пролегает через степные и лесные участки.
В интернете есть информация, что ее построили в 1982 году. Когда-то здесь дорог не было. По склонам над правым берегом Аргута проходила старая конная тропа. На месте села Старый Аргут стояла небольшая пастушеская стоянка из нескольких домов. Постепенно она превратилась в небольшую деревню. Колхоз из Джазатора организовал там бригаду скотоводов.
Колхозники решили проложить к бригаде автомобильную дорогу. Из Джазатора отправили тракторы с острыми лезвиями, чтобы прорезать узкую дорогу на крутых склонах, где раньше шла конная тропа. Через два месяца дорогу сделали.
В некоторых местах она шла по широким полянам возле берегов Аргута. Где-то дорога пробиралась сквозь лес. Иногда поднималась на головокружительную высоту, превращаясь в узкий карниз на осыпном каменистом склоне. За краем колеи обрывалась километровая пропасть. Двум машинам на таком карнизе нельзя было разъехаться, одна машина едва цеплялась за узкий край.
Почти каждый год после открытия дороги в пропасть падали машины и тракторы. Их ржавые кузова до сих пор лежат на дне, где шумит Аргут.
Самое опасное место на староаргутской дороге — участок над Карагемским прорывом. Там Аргут прорезает тесный каньон между двумя хребтами: Катунским и Южно-Чуйским. Река бурлит в узком ущелье в километре ниже дороги, заваленной скалами с острыми гранями.
Дорога к перевалу Ачик начинается возле въезда в село Белый Бом. Через деревянный мост через Чую направо уходит гравийная дорога в ущелье. Основная часть маршрута проходит вдоль долины реки Сырнах. В нижней части дорога идет по пологим склонам среди зеленых полей и лугов, и это вполне хорошая дорога для горной местности. Но по мере подъема тропа сужается, становится больше острых камней и валунов. На первом этапе маршрут пересекает реку Сырнах вброд, встречаются высокие свесы и валуны под водой.
Дорога подходит для внедорожников с блокировками и высоким клиренсом, разъехаться с встречными машинами становится все сложнее, а дальше начинается крутой серпантин. Протяженность маршрута составляет 15 км, занимая около 1-1,5 часа. На перевале стоит кедр, обвязанный белыми полосками ткани. Высота перевала Ачик — 2045 м, он находится на границе Онгудайского и Кош-Агачского районов. На перевале две дороги: одна ведет влево в долину реки Шавла, другая направо, мимо ретранслятора, к смотровой площадке с видом на Белуху.
Здесь дорога поднимается еще выше, оставляя ретранслятор позади, и выходит на плато с поразительными видами во все стороны. На высоте 2200 м открывается панорама Северо-Чуйского хребта, виды на долину реки Катунь и Белуху. В ясную погоду кажется, что до нее рукой подать.
На плато местность болотистая, растет карликовая береза, кое-где лежит снег и образует заводи — запаситесь подходящей обувью. Добраться сюда можно только в летний сезон и при хорошей погоде.
Ретранслятор у Белого Бома не так знаменит, как Акташский, поэтому туристов здесь немного. Если у вас нет подходящего автомобиля, на соседних турбазах можно договориться об экскурсии.
Собственно следующая дорога, куда на легковой и не поедешь - дорога на акташский ретранслятор.
Ретранслятор – это радиовышка на высоте 3038 м, обеспечивающая связью Республику Алтай. Установленная на отроге Курайского хребта, она находится в 18 км к северо-востоку от поселка Акташ. Местность с вышкой красивая, но труднодоступная. Сюда добираются от Чуйского тракта и из села Акташ по Улаганскому тракту. Однако дорога ведет не прямо к ретранслятору, а уходит в 'направление' — накатанная ежегодно после зимы тропа. К середине лета она наезжена, но все равно полна ям и камней, испытывающих прочность машин.
На пути попадается заброшенный рудник, где добывали киноварь. Отвалы руды выглядят инопланетно — в виде пирамид. Рудник оставил после себя штольни и заброшенные здания. Однако нужно двигаться дальше.
Подъем на гору нелегкий, дорога проходит над обрывом. В непогоду путь опасен. Вышка установлена на отроге Курайского хребта в 18 км к северо-востоку от поселка Акташ.
Связь в Акташе и его окрестностях появилась в 1970 году. Первый ретранслятор стоял на одной из близких вершин. Через шесть лет его заменили, разместив на том же отроге хребта, но выше. Современная вышка построена в 1981 году и входила в радиорелейную магистраль РРЛ-800 с станциями на территории СССР и Монголии. Название УРС-08609 содержит коды территории и порядковый номер. «6» значит горно-алтайское направление, а «09» — это девятая из 11 вышек в Союзе.
С 2003 года ретранслятор обеспечивает сотовую связь. Сейчас он работает автономно, с периодическим обслуживанием.
Поездка к Акташскому ретранслятору — это горная дорога с серпантином, обрывами, крутыми склонами, глубокими колеями и большим уклоном. Она сложнее, чем спуск и подъем на перевале Кату-Ярык в долине Чулышмана.
Если у вас внедорожник или авто с полным приводом и высоким клиренсом, вы можете попытаться преодолеть этот сложный участок дороги до ретранслятора самостоятельно. Однако даже опытные путешественники иногда предпочитают услуги местных жителей на УАЗах.
Маршрут начинается с Чуйского тракта, главной дороги Горного Алтая. Необходимо свернуть на 791 км в поселке Акташ на улицу Ленина и проехать 4 км до развилки в направлении Улагана. Затем нужно повернуть направо, так как налево дорога ведет в Улаган.
Первые 6 км после развилки дорога проходит через лес вдоль горной реки Ярлыамры, начинающейся у одной из близких вершин. Это скорее направление, чем дорога: с промоинами и булыжниками, крутым уклоном.
Оставшиеся 7 км — это серпантин по крутым каменистым склонам хребта, требующий внимательности и расчета водителя. Иногда из-за снега или размытой дороги машины не могут достичь вершины, тогда последний отрезок приходится идти пешком.
Ну и собственно, конечно же всеми любимая дорога на Кату Ярык и великолепная ее вторая часть по долине Чулышмана. Ооох, сколько впечатлений у меня с этой дорогой. Сколько случаев было, слез, соплей, визгов, криков, злости, притяний. Однажды еду на патриоте по долине, тормозят гайцы. Тоже на патриоте стоят. Говорит мне - есть гайки на колеса? А у меня секретки стояли и 4 гайки как раз валялись. Держи, говорю. Но не подошли, странно.
А сколько тормозов и сцеплений сожжено на серпантине Кату Ярика? Уууух. Сколько грязи перемешено и тросов порвано на юге Телецкого. Но и сколько великолпеных моментов тоже было. Хотя все эти моменты через время вспоминаются с улыбкой. А сколько прицепов сломали на седле Сартыкпая. Однажды даже алтайцы подъехали со сварочником. Вот это было неожиданно.
Конечно сейчас сразу найдутся те, кто напишет - да я на пузотерке ездил и все гуд. Как говорится, дай дураку хрустальный...он и об него лоб разобьет. Ну если ты готов к риску дорогостоящего ремонта - вперед. так я однажды на патриоте на 9 км после села Балыктуюсь попал в густую пелену пыли на дороге и прямиком в корму руководителю клуба 4 на 4. Конечно же у меня радиатор потек. Пришлось закольцевать систему охлаждения без радиатора и пробовать обратно до Акташа ехать так. Доехать смог только до балыктуюля. а далее на тросу - у нас группы туристов в акташ только приехали и я водителя выдернул одного на помощь. В перевал Улаганский меня он затянул, а с него я уже без радиатора поехал.
Это я к чему историю написал? К тому, что это все местность без связи, в дали от инфраструктуры. И риск сломаться и не починиться велик. Поэтому, когда человек принимает решение поехать на неподготовленном легковом авто на чулышман, считаю, что это крайне высокий риск. Ну да ладно, что зам за дорога то?
От Акташа и почти до села Балыктуюль сейчас в 24 году сделали хороший асфальт. От балыктуюль до Кату Ярыка дорогу строят, отсыпают, расширяют, спрямляют. Скорее всего тоже асфальт положат. даже в селе Балыктуюль хороший жб мост поставили. А еще сделан новый спуск в долину Чулышмана. Более плавный и более широкий, нежели старый. Говорят, что в 25 году заасфальтируют. А вот старый спуск хоть и более романтичный, но все же даст вам натерпеться. особенно в пик сезона, когда огромные пробки. В 20 году там люди почти весь день проводили, а пробки собирались по сотне машин с каждой стороны.
Что же по самой долине, то как в 2016 году дорогу чуть разровняли, а после Коо и подняли, так больше ничего не менялось. По сути дорога есть до Балыкчи. За Балыкчей все без изменений это десятилетие. Только более разъеженая она становится. Ну а в июне, когда вторая волна половодья есть риск пожить на турбазе лишнюю неделю, пока вода не спадет и не отойдет от дороги, ведь некоторые участки становятся погруженными в воду.
Конечно эти места потрясающей красоты, великолепный микроклимат, нет связи - настоящее блаженство. Еще большее блаженство, когда приезжаешь по пыли в жару на турбазу у каменных грибов, а у тебя баня заказана, да еще и вовремя приехал.
Но в целом есть надежда, что и по долине дорогой тоже займутся. Не просто же так делают дорогу до Кату Ярыка. Да еще и такой спуск сделали. Возможно и до Кырсая она когда нибудь станет отличной, а может и асфальтированной. Что конечно же сделает ее безопасной.
Пожалуй эти четыре дороги я и отмечу, потому, что они достаточно интересные, лезут на них, особенно на Чулышман все, кто непопадя и даже на легковых. Хотя еще в 2017 представить, что сюда приедут на легковой - это вообще крайний экстрим какой то.
На Алтае есть еще много интересных дорог. Например одна такая - на перевал бугузун. Но она совсем редкопосещаемая, хотя знакомые недавно ездили по этой дороге в Тыву и дальше в Хакасию. Есть дорога с Артыбаша на перевал Обого и далее по горам и до форелевых озер - это старая лесовозная дорога. И в 2015 году на ней даже массово строили мосты. Есть дорога с Шебалино до Топольного, поперек Алтая. Местами идет по асфальту, а местами ну только направление. Еще есть дорога с шебалино через село Каспа и до Ороктойского моста. Все это интересные дороги, особенно если вы на внедорожнике или мотоцикле.
Пишите, какие еще есть на Алтае опасные дороги, но пейзажи на них великолепные. А может у вас был опыт езды по перечисленным?
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ОБ АЛТАЕ?
1. НЕСУЩЕСТВУЮЩАЯ ДОРОГА НА АЛТАЕ
2. АК ТРУ - КРАСИВОЕ МЕСТО, ГДЕ ГИБЛИ ЛЮДИ
3. МАРШРУТ ПО АЛТАЮ, ОТ КОТОРОГО ЧЕЛЮСТЬ ОТВИСНЕТ