Найти в Дзене

Самые опасные дороги Алтая

На Алтае много дорог и направлений. Одни дороги заасфальтированы и по ним передвигаться очень даже приятно, другие гравийные и в сухую погоду без пыли не проехать. Одни проходят по весьма простому ландшафту, другие проложены там, где, казалось бы и проехать невозможно. Но есть дороги которые редко посещаются туристами и ведут в первозданные уголки гор Алтая. Сейчас узнаем, что же это за дороги.
Друзья, подпишитесь на канал - здесь очень много об Алтае! Первая дорога находится, хочется написать: за горами, за лесами. В принципе так оно и есть. За Южно Чуйским хребтом и начинается она от села Джазатор и проложена до села Аргут (Аркыт). Но до самого села Джазатор еще нужно добраться. Придется преодолеть весь Чуйский тракт, проехать всю чуйскую степь в сторону Южно Чуйского хребта, затем преодолеть довольно продолжительный участок гравийной дороги от чуйской степи до Джазатора. Конечно зимой дорога за хребтом более комфортная, укатанная и ехать по ней одно удовольствие. Но давайте вернем

На Алтае много дорог и направлений. Одни дороги заасфальтированы и по ним передвигаться очень даже приятно, другие гравийные и в сухую погоду без пыли не проехать. Одни проходят по весьма простому ландшафту, другие проложены там, где, казалось бы и проехать невозможно. Но есть дороги которые редко посещаются туристами и ведут в первозданные уголки гор Алтая. Сейчас узнаем, что же это за дороги.

Друзья, подпишитесь на канал - здесь очень много об Алтае!

Первая дорога находится, хочется написать: за горами, за лесами. В принципе так оно и есть. За Южно Чуйским хребтом и начинается она от села Джазатор и проложена до села Аргут (Аркыт). Но до самого села Джазатор еще нужно добраться. Придется преодолеть весь Чуйский тракт, проехать всю чуйскую степь в сторону Южно Чуйского хребта, затем преодолеть довольно продолжительный участок гравийной дороги от чуйской степи до Джазатора. Конечно зимой дорога за хребтом более комфортная, укатанная и ехать по ней одно удовольствие.

-2

Но давайте вернемся к дороге Джазатор - Аргут. Что же в ней такого опасного? Дорога расположена на месте слияния трех самых высоких хребтов Алтая. Ее длина составляет 40 (57) км. На прохождение пути уходит от двух часов и больше. На пути придется пересечь несколько рек, две из них по деревянным мостам. Три перевала и один опасный участок, который проходит над пропастью глубиной в несколько сот метров. Дорога грунтовая, без покрытия: то идет вдоль реки, то поднимается на головокружительную высоту. Соединяет два села, значительно отличающихся по численности населения. Маршрут пролегает через степные и лесные участки.

-3

В интернете есть информация, что ее построили в 1982 году. Когда-то здесь дорог не было. По склонам над правым берегом Аргута проходила старая конная тропа. На месте села Старый Аргут стояла небольшая пастушеская стоянка из нескольких домов. Постепенно она превратилась в небольшую деревню. Колхоз из Джазатора организовал там бригаду скотоводов.

Колхозники решили проложить к бригаде автомобильную дорогу. Из Джазатора отправили тракторы с острыми лезвиями, чтобы прорезать узкую дорогу на крутых склонах, где раньше шла конная тропа. Через два месяца дорогу сделали.

-4

В некоторых местах она шла по широким полянам возле берегов Аргута. Где-то дорога пробиралась сквозь лес. Иногда поднималась на головокружительную высоту, превращаясь в узкий карниз на осыпном каменистом склоне. За краем колеи обрывалась километровая пропасть. Двум машинам на таком карнизе нельзя было разъехаться, одна машина едва цеплялась за узкий край.

-5

Почти каждый год после открытия дороги в пропасть падали машины и тракторы. Их ржавые кузова до сих пор лежат на дне, где шумит Аргут.

-6

Самое опасное место на староаргутской дороге — участок над Карагемским прорывом. Там Аргут прорезает тесный каньон между двумя хребтами: Катунским и Южно-Чуйским. Река бурлит в узком ущелье в километре ниже дороги, заваленной скалами с острыми гранями.

-7

Дорога к перевалу Ачик начинается возле въезда в село Белый Бом. Через деревянный мост через Чую направо уходит гравийная дорога в ущелье. Основная часть маршрута проходит вдоль долины реки Сырнах. В нижней части дорога идет по пологим склонам среди зеленых полей и лугов, и это вполне хорошая дорога для горной местности. Но по мере подъема тропа сужается, становится больше острых камней и валунов. На первом этапе маршрут пересекает реку Сырнах вброд, встречаются высокие свесы и валуны под водой.

-8

Дорога подходит для внедорожников с блокировками и высоким клиренсом, разъехаться с встречными машинами становится все сложнее, а дальше начинается крутой серпантин. Протяженность маршрута составляет 15 км, занимая около 1-1,5 часа. На перевале стоит кедр, обвязанный белыми полосками ткани. Высота перевала Ачик — 2045 м, он находится на границе Онгудайского и Кош-Агачского районов. На перевале две дороги: одна ведет влево в долину реки Шавла, другая направо, мимо ретранслятора, к смотровой площадке с видом на Белуху.

-9

Здесь дорога поднимается еще выше, оставляя ретранслятор позади, и выходит на плато с поразительными видами во все стороны. На высоте 2200 м открывается панорама Северо-Чуйского хребта, виды на долину реки Катунь и Белуху. В ясную погоду кажется, что до нее рукой подать.

На плато местность болотистая, растет карликовая береза, кое-где лежит снег и образует заводи — запаситесь подходящей обувью. Добраться сюда можно только в летний сезон и при хорошей погоде.

-10

Ретранслятор у Белого Бома не так знаменит, как Акташский, поэтому туристов здесь немного. Если у вас нет подходящего автомобиля, на соседних турбазах можно договориться об экскурсии.

Собственно следующая дорога, куда на легковой и не поедешь -
дорога на акташский ретранслятор.

-11

Ретранслятор – это радиовышка на высоте 3038 м, обеспечивающая связью Республику Алтай. Установленная на отроге Курайского хребта, она находится в 18 км к северо-востоку от поселка Акташ. Местность с вышкой красивая, но труднодоступная. Сюда добираются от Чуйского тракта и из села Акташ по Улаганскому тракту. Однако дорога ведет не прямо к ретранслятору, а уходит в 'направление' — накатанная ежегодно после зимы тропа. К середине лета она наезжена, но все равно полна ям и камней, испытывающих прочность машин.

-12

На пути попадается заброшенный рудник, где добывали киноварь. Отвалы руды выглядят инопланетно — в виде пирамид. Рудник оставил после себя штольни и заброшенные здания. Однако нужно двигаться дальше.

Подъем на гору нелегкий, дорога проходит над обрывом. В непогоду путь опасен. Вышка установлена на отроге Курайского хребта в 18 км к северо-востоку от поселка Акташ.

-13

Связь в Акташе и его окрестностях появилась в 1970 году. Первый ретранслятор стоял на одной из близких вершин. Через шесть лет его заменили, разместив на том же отроге хребта, но выше. Современная вышка построена в 1981 году и входила в радиорелейную магистраль РРЛ-800 с станциями на территории СССР и Монголии. Название УРС-08609 содержит коды территории и порядковый номер. «6» значит горно-алтайское направление, а «09» — это девятая из 11 вышек в Союзе.

-14

С 2003 года ретранслятор обеспечивает сотовую связь. Сейчас он работает автономно, с периодическим обслуживанием.

Поездка к Акташскому ретранслятору — это горная дорога с серпантином, обрывами, крутыми склонами, глубокими колеями и большим уклоном. Она сложнее, чем спуск и подъем на перевале Кату-Ярык в долине Чулышмана.

-15

Если у вас внедорожник или авто с полным приводом и высоким клиренсом, вы можете попытаться преодолеть этот сложный участок дороги до ретранслятора самостоятельно. Однако даже опытные путешественники иногда предпочитают услуги местных жителей на УАЗах.

-16

Маршрут начинается с Чуйского тракта, главной дороги Горного Алтая. Необходимо свернуть на 791 км в поселке Акташ на улицу Ленина и проехать 4 км до развилки в направлении Улагана. Затем нужно повернуть направо, так как налево дорога ведет в Улаган.

-17

Первые 6 км после развилки дорога проходит через лес вдоль горной реки Ярлыамры, начинающейся у одной из близких вершин. Это скорее направление, чем дорога: с промоинами и булыжниками, крутым уклоном.

-18

Оставшиеся 7 км — это серпантин по крутым каменистым склонам хребта, требующий внимательности и расчета водителя. Иногда из-за снега или размытой дороги машины не могут достичь вершины, тогда последний отрезок приходится идти пешком.

Здесь я в конце июня на ретранслятор ездил
Здесь я в конце июня на ретранслятор ездил

Ну и собственно, конечно же всеми любимая дорога на Кату Ярык и великолепная ее вторая часть по долине Чулышмана. Ооох, сколько впечатлений у меня с этой дорогой. Сколько случаев было, слез, соплей, визгов, криков, злости, притяний. Однажды еду на патриоте по долине, тормозят гайцы. Тоже на патриоте стоят. Говорит мне - есть гайки на колеса? А у меня секретки стояли и 4 гайки как раз валялись. Держи, говорю. Но не подошли, странно.

-20

А сколько тормозов и сцеплений сожжено на серпантине Кату Ярика? Уууух. Сколько грязи перемешено и тросов порвано на юге Телецкого. Но и сколько великолпеных моментов тоже было. Хотя все эти моменты через время вспоминаются с улыбкой. А сколько прицепов сломали на седле Сартыкпая. Однажды даже алтайцы подъехали со сварочником. Вот это было неожиданно.

-21

Конечно сейчас сразу найдутся те, кто напишет - да я на пузотерке ездил и все гуд. Как говорится, дай дураку хрустальный...он и об него лоб разобьет. Ну если ты готов к риску дорогостоящего ремонта - вперед. так я однажды на патриоте на 9 км после села Балыктуюсь попал в густую пелену пыли на дороге и прямиком в корму руководителю клуба 4 на 4. Конечно же у меня радиатор потек. Пришлось закольцевать систему охлаждения без радиатора и пробовать обратно до Акташа ехать так. Доехать смог только до балыктуюля. а далее на тросу - у нас группы туристов в акташ только приехали и я водителя выдернул одного на помощь. В перевал Улаганский меня он затянул, а с него я уже без радиатора поехал.

Такая дорога была по Улаганскому плато. Сейчас здесь асфальт.
Такая дорога была по Улаганскому плато. Сейчас здесь асфальт.

Это я к чему историю написал? К тому, что это все местность без связи, в дали от инфраструктуры. И риск сломаться и не починиться велик. Поэтому, когда человек принимает решение поехать на неподготовленном легковом авто на чулышман, считаю, что это крайне высокий риск. Ну да ладно, что зам за дорога то?

-23

От Акташа и почти до села Балыктуюль сейчас в 24 году сделали хороший асфальт. От балыктуюль до Кату Ярыка дорогу строят, отсыпают, расширяют, спрямляют. Скорее всего тоже асфальт положат. даже в селе Балыктуюль хороший жб мост поставили. А еще сделан новый спуск в долину Чулышмана. Более плавный и более широкий, нежели старый. Говорят, что в 25 году заасфальтируют. А вот старый спуск хоть и более романтичный, но все же даст вам натерпеться. особенно в пик сезона, когда огромные пробки. В 20 году там люди почти весь день проводили, а пробки собирались по сотне машин с каждой стороны.

-24

Что же по самой долине, то как в 2016 году дорогу чуть разровняли, а после Коо и подняли, так больше ничего не менялось. По сути дорога есть до Балыкчи. За Балыкчей все без изменений это десятилетие. Только более разъеженая она становится. Ну а в июне, когда вторая волна половодья есть риск пожить на турбазе лишнюю неделю, пока вода не спадет и не отойдет от дороги, ведь некоторые участки становятся погруженными в воду.

-25

Конечно эти места потрясающей красоты, великолепный микроклимат, нет связи - настоящее блаженство. Еще большее блаженство, когда приезжаешь по пыли в жару на турбазу у каменных грибов, а у тебя баня заказана, да еще и вовремя приехал.

-26

Но в целом есть надежда, что и по долине дорогой тоже займутся. Не просто же так делают дорогу до Кату Ярыка. Да еще и такой спуск сделали. Возможно и до Кырсая она когда нибудь станет отличной, а может и асфальтированной. Что конечно же сделает ее безопасной.

Пожалуй эти четыре дороги я и отмечу, потому, что они достаточно интересные, лезут на них, особенно на Чулышман все, кто непопадя и даже на легковых. Хотя еще в 2017 представить, что сюда приедут на легковой - это вообще крайний экстрим какой то.

На Алтае есть еще много интересных дорог. Например одна такая - на перевал бугузун. Но она совсем редкопосещаемая, хотя знакомые недавно ездили по этой дороге в Тыву и дальше в Хакасию. Есть дорога с Артыбаша на перевал Обого и далее по горам и до форелевых озер - это старая лесовозная дорога. И в 2015 году на ней даже массово строили мосты. Есть дорога с Шебалино до Топольного, поперек Алтая. Местами идет по асфальту, а местами ну только направление. Еще есть дорога с шебалино через село Каспа и до Ороктойского моста. Все это интересные дороги, особенно если вы на внедорожнике или мотоцикле.

Чуйский тракт
Чуйский тракт

Пишите, какие еще есть на Алтае опасные дороги, но пейзажи на них великолепные. А может у вас был опыт езды по перечисленным?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ОБ АЛТАЕ?

1. НЕСУЩЕСТВУЮЩАЯ ДОРОГА НА АЛТАЕ

2. АК ТРУ - КРАСИВОЕ МЕСТО, ГДЕ ГИБЛИ ЛЮДИ

3. МАРШРУТ ПО АЛТАЮ, ОТ КОТОРОГО ЧЕЛЮСТЬ ОТВИСНЕТ