Утром мы сначала долго ждали завтрак, потом долго ждали Сэсээра, тем не менее все состоялось и завтрак и Сэсээр.
По нашей доброй традиции мы поехали в музей, это оказался музей школы. Экскурсоводом у нас была жена брата Сэсээра, Одхогэрэлж, монголы сказали, что это переводится как свет и мы звали Одхонгэрэлж Светой. В отдельном небольшом здании собраны школьные достопримечательности. Под потолком висят портреты директоров школы, их много было, человек двадцать, наверное. На полу небольшими кучками учебники и рабочие тетради Света сказала, что все это выдается каждому ребенку бесплатно. В углу я заметила плакат учитель с плеткой и послушный ученик, на стене доска почета – фотографии всех отличников этой школы. Ну что сказать – их было немного! Но мы нашли фотографию там нашей Батсурэн и Светы. Мы нисколько не удивились, по ним сразу понятно, какие они умницы!
Тут же был чудный стенд с фамилиями и фотографиями людей, прославившим школу в Рэнчин Лхумбэ. На нем фотографии шести дипломатов, больше десяти писателей, актер, именем которого была названа школа и даже 4 чекиста! В отдельной комнате висит картина «Вся Монголия», которую я уже четвертый раз хочу купить, да все никак, макеты монгольского жилища, саней, яка, которого нужно в них запрягать, бюсты Сухэ-Батора и Ленина, беседующие друг с другом, грамоты, флаги, можно сказать, музей монгольского социалистического прошлого, задвинутого в чулан.
Потом Одхонгэрэлж повела нас в школу. Это школа в захудалом райцентре на севере Монголии, так что мы ничего особенного увидеть не рассчитывали, но оказалось, что это прекрасная школа.
Очень чистая, на входе зеркала, чучела большого оленя и медведя (медведь почему-то с телевизором в лапах), полы выкрашены и застелены ковровыми дорожками, в классах умывальники, есть комната – макет монгольской юрты с очагом, люлькой, подвешенной к потолку. У школы есть большой спортивный зал в отдельном кирпичном здании.
Нас повели на урок географии, потом на математику. Математика было в двенадцатом, выпускном классе, нас представили, Батсурэн показала своего сына, который сейчас живет у бабушки и заканчивает школу, мы немного пообщались, поулыбались и даже сфотографировались за партами . Затем я спросила, куда ребята поступают и чем занимаются после окончания школы – едут в Уланбатор, Россию, другие страны?
Прекрасная Одхондалай, учительница английского языка, сопровождавшая нас, ответила, что большинство остаются в Рэнчин Лхумбэ, чтобы работать пастухами, так как надо пасти овец, сарлыков, помогать семье и только самые- самые талантливые могут поехать у Уланбатор или Россию. Я смутилась, поняла, что вот сейчас она переведет мой вопрос этим ребятишкам, приветливо улыбающимся нам, и это будет не очень корректно. Типа того – ну кто у нас тут лузер, кто остается пасти овец? Мне не хотелось никого обижать и я очень уважаю стремление монголов сохранять свои традиции. Поэтому я сказала, это здорово ! Что очень важно соблюдать монгольские традиции, монгольский стиль жизни и так замечательно, что они его поддерживают. Важно не только для Монголии, но и для мира в целом. Я говорила искренне. Спасибо Easy school (это наша школа английского языка в Иркутске), в первую очередь моим учителям Тони и Джей Кей , я нашла достаточно слов, чтобы передать свою мысль. Одхондалай просияла, перевела детям, и они, к моей неожиданности, радостно зааплодировали, монголы относятся к своим стадам якам, баранам, коровам очень трепетно, как итальянцы к оливковым деревьям, каждый из которых уверен, что именно на его склоне оливки вызревают самые вкусные.
Когда мы вышли из класса, Батсурэн сказала, что эта учительница недавно вышла замуж и приглашает нас к ней в гости, чтобы посмотреть, как живет молодая монгольская семья, мы не смогли отказаться и согласились.
Вечером мы поехали в гости к Одхондалай, учительнице английского языка. Выехали мы из Рэнчин Лхумбэ и путь был не очень близкий, в это время сама Одхондалай весело рассказывала нам, что каждое утро она встает в шесть утра для того, чтобы доить яков. Да! У этой внешне совершенно городской девушки, хорошенькой и миниатюрной, с маникюром и в розовых ботиночках есть свое стадо яков! Юрта Одхондалай оказалась в пяти с лишним километрах от Рэнчина, рядом с юртой загон для скота, аккуратная скамеечка для дойки, покрытая одеяльцем, на заборе чистенькие, беленькие выделанные овечьи шкуры. У Одхондалай все было под стать ей самой – миниатюрное, аккуратное и очень милое.
Мы продолжили разговор в юрте – там стояла двуспальная кровать, буфет для посуды, очаровательный туалетный столик, в центре, конечно, печь. Одхондалай предложила нам тарак (монгольский йогурт) собственного приготовления, разнообразный сухой творог и, конечно, чай. Она рассказала, что после дойки яков в восемь утра она идет в школу на работу. Пешком??? Да, обычно пешком, иногда довозит муж на мотоцикле, но это бывает редко, так как муж – электрик, а электричество в этой части Монголии не очень часто встречается, поэтому работы в Рэнчине мало, приходится искать по окрестностям.
У них маленький сын, которому скоро будет год, с малышом водится мама Одхондалай, к которой она его относит перед работой ( мама живет в Рэнчин Лхумбэ за 5 км от юрты) или свекровь, которая и встретила нас в юрте с ребенком на руках.
Во время разговора красавица Одхондалай взяла захныкавшего малыша на руки, подняла кофточку и дала ребенку грудь, не переставая мило беседовать с нами, ничуть не смущаясь. Мы заметили, что в Монголии принято кормить детей не прикрываясь от остальных, не прерывая разговора или начатого дела.
Нас интересовало, как проходит женитьба у монголов. Одхондалай рассказала, что после того как молодые люди встречают друг друга и решают пожениться, они знакомят родителей со своим выбором, причем сначала это делает жених, если его родители одобрят, то невеста представляет его своим родителям, если и те дают добро, то можно жениться. В принципе, везде все похоже, но у монголов есть особенный подарок – талисман на свадьбу – длинная веревка, завязанная особым способом, я не записала как этот талисман называется, а потом нигде не нашла. Монголы ее подвешивают к потолку, называют – ключ к семье и дому. Этот талисман был в юрте молодой жены Одхондалай, и такой же мы видели в доме Одхонгэрэлж, хотя там браку, судя по возрасту старшей дочери уже около пятнадцати лет.
Мы вернулись в свою гостиницу немного ошеломленные от увиденного и услышанного, меня больше всего впечатлило наличие у молодой учительницы стада яков и необходимость их доить, как, впрочем, и ежедневный поход на работу и обратно пять км по степи, где-то ведь и речку там надо перейти, а зимой? И с ребенком на руках?
И при этом оставаться милой веселой оптимисткой. Мое уважение к Одхондалай безгранично.
Подборка статей по путешествию вокруг Хубсугула собрана вот здесь
https://dzen.ru/suite/adb05b56-e0d2-495d-8d4d-ac8302250670?share_to=link