Летать за границу из Петербурга стало менее удобно. Основной путь – через Стамбул. В этом городе два больших аэропорта, откуда можно продолжить путешествие. Однако из Петербурга рейсов в Стамбул намного меньше, чем из Москвы. Если из столицы ежедневно отправляется 30–40 рейсов, то из Петербурга – всего около пяти. Поэтому, если хочется сэкономить, приходится выбирать маршрут через Москву.
Полет с выбором места у окна
Мне пришлось лететь по маршруту Пулково – Шереметьево – Стамбул. Первый сегмент выполняла авиакомпания «Россия», второй – «Аэрофлот». «Россия» входит в группу компаний «Аэрофлот», поэтому билеты можно купить сразу на оба сегмента. Багаж при этом получать в пункте пересадки не нужно – его перегрузят в аэропорту.
Билет за три дня до вылета обошелся в 20 тысяч рублей с багажом. Цена – средняя. Летом билеты стоят намного дороже, а накануне поездки и вовсе неподъемно.
«Аэрофлот» сейчас берет деньги за всё, почти как лоукостер. Даже за гарантированное право сидеть у окна. Я платить не стал и решил выбрать места во время онлайн-регистрации. Однако, к сожалению, даже при открытии регистрации хорошие места могут быть недоступны.
На первом сегменте маршрута до Москвы места у окна в «Суперджете» нашлись только в самом хвосте салона. На втором сегменте Москва – Стамбул место у окна, наоборот, оказалось в самом начале.
На стойке регистрации обнаружился перевес багажа – 27 кг вместо допустимых 23. Предложили доплатить 10 тысяч рублей, но я предпочел переложить лишнее в ручную кладь.
«Шаттлом» до Москвы
В 2024 году «Аэрофлот» запустил программу «Шаттл» на маршруте Петербург – Москва. Самолеты летают несколько раз в час, но чаще всего это небольшие «Суперджеты».
Казалось бы, авиакомпания должна была сделать всё, чтобы такие перелеты проходили быстро. Однако на практике всё иначе. В Петербурге и Москве эти самолеты не ставят к телетрапам, и приходится ехать на автобусе.
Если в Петербурге подают два автобуса на «Суперджет» (100 мест), то в Москве – всего один. В результате пассажиры набиваются в автобус, как селедки в бочку. Это очень неудобно.
С точки зрения пассажиров «Суперджет» вполне комфортный самолет. Однако в двухместных рядах (компоновка салона 2+3) у сидений у окна совсем нет места под креслом впереди для размещения вещей. Это вызывает неудобства.
Среди суеты в аэропорту я заметил гору снега возле диспетчерской вышки. Это, вероятно, остатки недавнего коллапса, когда из-за снегопада Пулково почти два дня не принимал рейсы.
Взлетели над заснеженным солнечным Петербургом, направились в пасмурную Москву.
В полете угостили кофе с пряником и кофе.
Интересно, что пряники для «России» делает малоизвестное ИП. Кстати, хорошо получается.
Соседи были разными. Рядом быстро уснул офисный работник «Газпрома» (его выдавал бейдж). Через проход сидел мужчина за 60 в камуфляже. Он очень интересовался алкоголем на борту, но бортпроводница сказала, что его нет. «А из Сочи летел, было», – вздохнул он.
Цифровой аэропорт, где подвисают кабинки
На пересадку в Шереметьеве у меня было полтора часа. Вроде бы мало, но раз авиакомпания сама продает такой билет, времени должно хватить.
Шереметьево сильно расширили к чемпионату мира по футболу: построили два новых терминала и третью взлетную полосу. Однако затем пандемия и санкции привели к тому, что часть терминалов и полосу закрыли. Сейчас аэропорт работает как бы наполовину.
Но даже при сниженной загрузке из четырех моих перелетов за последние полгода все четыре были с использованием автобусов вместо телетрапов. Это отнимает время и силы.
Шереметьево выглядит очень цифровым: везде экраны, интерактивные стойки, всё сверкает огоньками. Однако часть оборудования подвисает и не выдает нужной информации.
Я попробовал пройти границу через бесконтактную кабинку. Сначала нужно вложить паспорт в сканер. Он дважды не распознал документ, но с третьей попытки всё сработало. Затем – зайти в кабинку, где фотографируют и снимают отпечатки пальцев. Там всё неожиданно сломалось: вначале погас свет, а потом кабинка попросила выйти. Пришлось переходить в соседнюю.
В конце процедуры экран спрашивает цель поездки. Там можно увидеть список вариантов, ожидаемых пограничниками. Интересно, что пункты «деловая поездка» и «работа» различаются. Видимо, первое – это командировка, а второе – работа с посещением офиса.
После завершения процедур можно попросить пограничника поставить штамп. Это важно, так как его отсутствие может вызвать вопросы при возврате.
Чем кормят до Стамбула
На международном рейсе до Стамбула мы летели на среднемагистральном Boeing 737. Вылетели по расписанию.
Из Москвы в Стамбул лететь почти пять часов. Самолет был без системы развлечений – только бортовой журнал. Удивило, что на борту была розетка, благодаря чему я мог работать за ноутбуком.
Еда – стандартная для дальнемагистральных рейсов «Аэрофлота». Самым неожиданным оказался салат из картошки с селедкой.
Аэропорт Стамбула огромен, но ночью пустой. На этот раз наш самолет поставили у гейта, расположенного близко к выходу в город.
«Ваш полет завершен. Будем рады снова видеть вас на борту „Аэрофлота“», – сказал пилот.
Всё прошло строго по графику. До встречи!