Помню, как было обидно и грустно в тот момент, когда я читал статью о последних днях Георгия Михайловича Вицина. Тогда в голове носились мысли: «Да нет, так просто не может быть! Величайшая звезда советских экранов – и смерть в нищете и забвении. Это просто несправедливо»! Но всё-таки я – спортсмен. И при этом очень люблю футбол. А потому вдвойне болезненней было узнать о том, как доживал свои последние дни легендарный советский вратарь – Лев Иванович Яшин.
В 2025 году Яшину могло бы исполниться 96 лет. Но судьба распорядилась иначе. И Лев Иванович ушёл из жизни непростительно рано - всего в 60 лет. И есть отчего – тренировки на профессиональном уровне очень быстро изнашивают тело и сильно сокращают возможные сроки жизни.
Последние дни величайшего вратаря в истории СССР и России пришлись на март 1990 года. И в каком-то смысле последний этап жизненного пути стал отдельной трагедией для многих болельщиков, которая до сих пор вызывает боль у всех, кто знал и любил этого великого спортсмена.
Сегодня, несмотря на болезненность темы, я хочу вспомнить о том, как уходил Лев Яшин, и поделиться своими мыслями о его жизни, карьере и последних днях. Хотя бы для того, чтобы читатель помнил: за кумиром тем более нужно следить, когда он уходит из фокуса общественного внимания, так как именно в это время с жизнью происходят пренеприятнейшие и даже трагические метаморфозы.
Как Лев Яшин стал легендой
Не побоюсь начать «открывающий» раздел пафосно и даже громогласно: «Лев Яшин - это не просто имя, это символ». Символ эпохи, символ советского футбола, символ несгибаемого духа и преданности своему делу.
Его достижения говорят сами за себя: единственный вратарь в истории, получивший «Золотой мяч» (1963 год), чемпион Олимпийских игр (1956), чемпион Европы (1960), пятикратный чемпион СССР. Но за этими блистательными титулами стоит самый обычный человек, который всю жизнь боролся - не только с соперниками на поле, но и с болезнями, с обстоятельствами и даже с самим собой.
Этот путь вымотал героя моей сегодняшней статьи. Но, несмотря на это, вратарь завершил карьеру футболиста только в 41 год, что по нынешним меркам считается очень поздним возрастом.
Несмотря на накапливающиеся проблемы с организмом, немного ухудшающуюся скорость и реакцию, Лев Иванович до последнего отказывался «вешать перчатки на гвоздь», потому что безумно любил футбол. А потому его игра даже в зрелом возрасте оставалась на высочайшем уровне. И болельщики уже попросту не могли представить «Динамо» без своего легендарного вратаря – он стал неотъемлемой частью клуба. Но за этим упрямством спортсмена и масс, скрывалось страшное обстоятельство - чем дольше играл Яшин за разумными пределами своего организма и возраста, тем сильнее подрывал своё здоровье.
Здоровье - цена, которую заплатил Яшин
Лев Яшин всегда выкладывался по полной программе. Его многолетний товарищ по «Динамо» Эдуард Мудрик вспоминал:
«Лев буквально на каждой тренировке принимал сотни и даже тысячи ударов по воротам. Его били жестоко и регулярно – по голове, в живот и по ногам. Разумеется, что нескончаемый каскад ударов не мог пройти бесследно, равно как и падения во время особо сложного принятия мяча. Остаться невредимым просто невозможно, когда тебя постоянно бьют. Поэтому он и подорвал своё здоровье ещё в то время, когда был действующим игроком. Но продолжал делать то, что любит всей душой».
После завершения карьеры Яшин так же решил не оставлять футбол и перешёл на руководящую должность в «Динамо». Но резкая смена деятельности и полностью «сидячая работа» только усугубила его проблемы.
Это только поверхность айсберга, зафиксированная в медицинских отчётах – проблемы с сердцем, с нервной системой, с мышечным и костным аппаратами. Кроме того холестериновые бляшки начали закупоривать вены на ногах, что сопровождалось сильными болями и постоянными «кручениями». К этому добавился хронический гастрит, переросший в язву. Но самое главное - Лев Иванович не мог отказаться от курения. Эта «нервная» привычка, к которой он пристрастился еще во время игровой карьеры, стала для него роковой.
В начале 1980-х годов Яшин пережил первый инсульт, который частично нарушил его координацию движений. Врачи настаивали на госпитализации, но он отказался, по многим причинам опасаясь потерять своё новое место в футболе. Это решение стало фатальной ошибкой. В 1984 году, во время поездки в Венгрию с ветеранами «Динамо», с ним случился второй инсульт. Местные врачи провели неудачную операцию, и Яшину пришлось срочно возвращаться в Москву. Там врачи приняли тяжёлое решение - ампутировать левую ногу из-за развившейся гангрены.
Когда Лев Иванович очнулся после операции, он увидел заплаканную жену и произнёс: «Валя, ну зачем мне сейчас нога? Я же теперь не играю в футбол»…
…Не знаю как у вас, но лично у меня эти слова до сих пор вызывают дрожь.
Но даже после ампутации Яшин не сдавался. Он продолжал встречаться с друзьями, ходить в баню (его заносили туда на руках) и шутить, несмотря на увеличивающуюся боль.
Последние дни
Вскоре у Льва Ивановича обнаружили рак лёгких. Это стало закономерным следствием многолетнего и очень увлечённого курения. Яшин полностью понимал, что болезнь неизлечима, но продолжал бороться.
В последние месяцы жизни Яшин практически не покидал квартиру – маленькую и скромную. Лишь однажды он сделал исключение, чтобы посетить торжественное мероприятие, посвящённое его 60-летию.
Газета «Футбол. Хоккей» так описала это событие:
«Появление Яшина на сцене было впечатляющим. Вратарь медленно вышел из-за кулис, придерживаемый другом и опираясь на костыль. Зал встретил его стоячими овациями, а Лев Иванович поднял костыль, приветствуя собравшихся. Так он и прошёл по сцене – медленно и величаво. И этот жест показал массам, что Яшин жив и здоров».
Но, несмотря на сугубо журналистскую браваду, это было его последним публичным появлением - в начале 1990 года легендарный человек окончательно слёг. Чувствуя приближение конца, друзья Яшина обратились к властям с просьбой присвоить ему звание «Героя Социалистического Труда». К сожалению, руководство страны не сделало этого раньше. Указ был подписан президентом СССР Михаилом Горбачёвым 7 марта, а 14 марта медаль вручили Яшину дома.
Вот как вспоминал тот неминуемый и закономерный день партнёр Яшина по сборной СССР Никита Симонян:
«В тот день я, вместе с Алексеем Парамоновым, приехал в квартиру к Яшиным. Наш друг горделиво сидел на диване, а рядом с ним были его друзья – Володя Федин, Геннадий Хазанов и Озеров. Здесь же были санитары и врач – все понимали ситуацию целиком и полностью.
Откровенно говоря, Лев Иванович выглядел плохо – он ужасно похудел, отчего его глаза запали, а впалые щёки отливали нездоровой желтизной. Впечатление максимально тягостное.
Я сел рядом и сказал: «Поздравляю тебя с наградой, Лёвушка». Он ответил тихо: «И за что она мне? В нашем виде спорта есть более достойные кандидаты».
Геннадий Хазанов позже вспоминал, что Яшин, чуть позже, после разговора с Симоняном, полушёпотом сказал ему: «Гена, зачем мне эта звезда, когда я уже умираю?». Но медаль вручили, и даже выпили по случаю коньяка. Сам Горбачёв приехать не смог, прислав вместо себя депутата - Рафика Нишанова.
Последние минуты легенды
Через несколько дней состояние Льва Ивановича резко ухудшилось, его госпитализировали в ЦКБ. Но врачи уже ничем не могли помочь. 20 марта 1990 года Лев Яшин скончался. Последние минуты жизни с ним провела его супруга Валентина Тимофеевна. Она поведала журналистам очень странный факт:
«Перед тем, как Лёва ушёл, он сказал мне: «Валя! Поезд уходит! Едем быстрее! Возьми мою куртку»»!
Хочется только верить, что Лев Иванович успел на этот смертельный поезд и что по прибытию на свою станцию нашёл покой и умиротворение…
Послесловие: память о великом вратаре
Лев Яшин ушёл, как когда-то уйдём все мы. Но его легенда живёт и поныне. С этим утверждением, я думаю, не будет спорить абсолютно никто - его имя навсегда вписано в историю мирового футбола. Он был не просто вратарём - он был символом эпохи, человеком, символом высочайшего расцвета отечественного футбола, который всем своим существованием доказал, что даже в самых тяжёлых условиях можно оставаться сильным и достойным.
Сегодня, вспоминая его жизнь, его последние дни и даже минуты, я думаю о том, как важно ценить то, что у нас есть. Яшин отдал футболу всё. И именно это, как ни крути, стало причиной его раннего ухода. Но он оставил после себя не только титулы и награды, но и пример того, как нужно жить - с достоинством, преданностью и любовью к своему делу.
С вами был Дикий Лось. Подписывайтесь, прогрессируйте и берегите себя! До встречи! 💪