Почти в каждом православном приходе России можно встретить образ блаженной старицы Матроны Московской.
Нередко можно увидеть и совместное изображение этой подвижницы со святой блаженной Ксенией Петербургской, к мощам которой на Смоленское кладбище ежедневно притекает почти столько же паломников, сколько и в Покровский монастырь к Матронушке в Москве.
А еще иной раз в наших храмах можно встретить удивительный образ, на котором изображены сразу три блаженные матушки: Матрона Московская, Ксения Петербургская и еще одна почитаемая в том же лике подвижница, имя которой, к сожалению, известно далеко не каждому прихожанину. Об этой прославленной старице я и хочу рассказать вам в этой статье.
6 февраля 1966 года…
В этот день наши соотечественники радостно отмечали первую в истории человечества посадку космической станции на Луну.
И в то же самое время в небольшую белорусскую деревеньку Коски со всех уголков необъятного Союза съезжались тысячи взволнованных печальным известием граждан, многие из которых даже и не пытались сдерживать текущие из их глаз слезы...
Все эти люди ехали в отдаленную местность для того, чтобы попрощаться с известной в народе подвижницей - матушкой Валентиной Сулковской, которую называли «последней провидицей на грешной земле». И действительно, из предреченного ею сбылось немало, хотя помнят блаженную матушку не только за это.
КЕМ ЖЕ БЫЛА ЭТА ПРОЗОРЛИВАЯ ПОДВИЖНИЦА И ПОЧЕМУ ЕЕ ТАК ПОЧИТАЛИ В НАРОДЕ?
Гонения на Церковь начались в России сразу же после революционного переворота. Ну а как же могло быть иначе: ведь Церковь поддерживала самодержавие, считая помазанного на царство государя ставленником Божиим? А представителям нового правительства необходимо было разрушить эту многовековую идеологию, поддерживающую прежнюю власть.
Владимир Ильич Ленин в те годы высказывался так: «Религия стоит на службе у буржуазии, имея задачу усыплять недовольство трудящихся обещаниями наград в загробной жизни». А потому на следующий же день после захвата Зимнего Дворца, 26 октября 1917 года, церкви и православные обители особым декретом были лишены своих земельных уделов. Спустя же еще несколько дней, указом от 2 ноября того же года, Церковь отделялась от всех сфер жизни общества, и стало совершенно понятным, что в дальнейшем существовании в России Православной Церкви новая власть нисколько не заинтересована.
Святейший патриарх Тихон 2 января 1918 года обратился к большевистскому правительству с воззванием остановиться в этом бесовском ослеплении, но обращение духовного пастыря осталось без внимания...
Матушке Валентине в ту пору было 30 лет.
Воспитанная в семье преданного Богу священника, она с ранних лет уверовала в безграничную силу молитвенных обращений к Создателю и в неотвратимое Божье наказание всякому, кто хулит Его Святое Имя.
Родной приход Валентины, где когда-то ее крестили и где долгие годы служил ее отец, после революции переделали под амбар. Все церковные святыни сожгли, а колокола переплавили. Не снеся потрясений, отец подвижницы, верой и правдой прослуживший там много лет, скоропостижно скончался, а вслед за ним слегла с тяжелейшим недугом и расстроенная всем происходящим мать.
Валентинины сестры, которые, по понятным причинам, тоже были женами священников, вместе с мужьями подверглись преследованиям: кого-то из них арестовали, кого-то отправили на поселение в далекие карагандинские степи, а одного из ее родственников-священников и вовсе расстреляли за то, что тот призывал возродить прежнее величие Церкви.
Сама матушка Валентина, как представительница неблагонадежного сословия, тоже пострадала: отобрали у нее новые хозяева и дом, и имущество, домашний скот угнали и все запасы продуктов унесли. Многие в те годы подвергались подобным испытаниям. Но этим страдания будущей подвижницы не окончились. Вскоре арестовали ее супруга Федора: его выслали в Сибирь и оттуда он уже не вернулся.
ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ
15 мая 1932 года в стране была объявлена так называемая «Безбожная пятилетка», целью которой являлось полнейшее забвение на всей территории государства Божиего Имени к 1937-му году.
В то время и произошел с Валентиной удивительнейший случай, определивший дальнейшую подвижническую судьбу этой женщины.
Тревожась о судьбе горячо любимого супруга, она посетила некую благочестивую старицу, более 40 лет прикованную к одру болезни, которую в тех местах считали прозорливицей. После долгой беседы, та женщина поведала Валентине, что поскольку час ее кончины близок, именно Валентине суждено занять место прозорливицы среди гибнущих в безбожном лихолетье душ.
И действительно, через некоторый срок женщина та скончалась, а у матушки Валентины стали вдруг не понятно отчего отказывать ноги и одновременно с тем появилась способность прозревать то, чего не дано было видеть прочим людям.
К 1937 году матушка с одра болезни уже не вставала. Потому весьма удивительно, что эта страдающая тяжелейшим недугом подвижница смогла вдруг встать с постели и пройти пешком почти 20 километров до ближайшего города. Путь ее лежал в последний действующий в тех местах приход – в церковь святой Марии Магдалины. Там матушка передала дьякону Владимиру Лобачу неизвестного содержания записку, в которой, предположительно, было предупреждение священникам и прихожанам о скорых репрессиях в отношении них. Записку ту дьякон сжег, а через несколько дней он был арестован и вскоре расстрелян безбожниками.
После того случая весть о провидице разнеслась по многим уголкам Белоруссии и в родную деревню матушки Валентины отовсюду потянулись страждущие люди. Шли они к ней не только за врачеванием, но часто еще и за тем, чтобы узнать что-нибудь о судьбе пропавших родственников, подвергшихся репрессиям, и, конечно же, за советом и духовной поддержкой.
Соседка блаженной матушки Валентины, Надежда Романовская, впоследствии вспоминала: «У матушки всегда народу было не менее ста человек. Электричка, бывало, подходит, и все с электрички к ней идут… Однажды, помню, больную подвели к ней: она только на нее руки положила, помолилась, и у этой больной – раз! – и как будто бы ничего и не бывало!..»
Насаждавшая в России атеизм власть в те годы уничтожала не только православные святыни, но и католические.
Так, в 1939 году при разорении костела в городке Будславе Минской области богоборцы со смехом публично расстреляли находившиеся там скульптуры апостолов и чудотворный образ Будславской Божией Матери – одной из почитаемых белорусскими католиками святынь, привезенной туда в 1598 году из Рима и с XVII-го столетия прославившейся многими исцелениями.
Матушка Валентина предсказала тогда жесточайшую Господню Кару за подобное бесчинство и в скором времени ужаснейшее кровопролитие на многострадальной Белорусской земле. Это пророчество она повторила весной 1941 года, сказав: «Придется людям увидеть железные птицы!», и через три месяца Белоруссия за считанные дни была оккупирована…
В дни войны к блаженной матушке нескончаемым потоком шли жены и матери отправившихся на фронт солдат. Женщины просили рассказать им о судьбе родных, ведь для многих прозорливица стала в те годы единственным источником надежды. Ее сосед Геннадий Полоневич вспоминал о том страшном периоде следующее: «Война. Все давно ушли на фронт. А она говорит мне как-то: «Гена, твоего папу убили!» Я тогда побежал домой быстрее, но никаких известий дома не было… а через несколько дней пришло с фронта извещение».
5 марта 1953 года, на рассвете, матушка Валентина таинственно пророчески произнесла: «Черная птица над Москвой летала и упала!» И через несколько часов сообщили о смерти И.В. Сталина.
Наступила «Хрущевская оттепель». Бывших политических осужденных массово реабилитировали. Однако для Русской Церкви и верующих это время оказалось новым периодом религиозных гонений.
В 1954 году вышло постановление «О научных ошибках в атеистической пропаганде», в котором Центральный Комитет Компартии требовал от местных исполнительных органов усиления борьбы с религиозными воззрениями населения и воспитания трудящихся в духе материализма. Церковнослужителей стали лишать регистрации, а верующих публично осуждали и устраивали им неприятности по месту работы только за то, что они посещали храмы.
Но не просто было властям оторвать от религии и запугать людей, переживших страшное военное лихолетье. После закрытия белорусских приходов деревня Коски, где скромно жила страдающая тяжелым недугом матушка Валентина, стала местом многочисленного паломничества.
По-разному встречала она приходящих: кому-то помогала, кого-то обличала, а с кем-то попросту отказывалась разговаривать. Окружающих удивляло, что у матушки о приходящих к ней людях было иной раз больше информации, чем у их ближайших родственников.
К примеру, вспоминали, как однажды посетил ее некий капитан на костылях, просивший облегчения мучительных болей. Но подвижница отказалась ему помогать, посоветовав призвать на помощь врачей. После ухода этого человека она с грустью сказала: «Кто мы такие, чтобы отменять наказание Божие? Этот человек избивал палкою своего отца, и за то Господь покарал его!»
Сосед блаженной матушки, Валерий Хоменко, вспоминал: «Она чувствовала, кто из приходящих к ней верит в Бога, а у кого веры нет. Тех, кто приходил без веры, она не принимала».
Однажды к матушке Валентине приехал страдавший бессонницей мужчина. Блаженная тут же к нему обратилась: «Приляг и поспи!» Мужчина лег на лавку в избе подвижницы и тут же крепко заснул, проспав двое суток. Уехал он совершенно здоровым.
Как-то осенним днем 1955 года прозорливая матушка внезапно с тревогой запричитала: «Тонут морячки! Они подняли руки к Богу!» Никто не понял сути произнесенного ею в тот день пророчества, и лишь спустя несколько лет люди узнали, что 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте произошла ужасная катастрофа - там затонул советский линкор «Новороссийск», унеся с собою жизни 657 моряков…
Власти не знали, как поступить с этой почитаемой в народе провидицей, к которой каждый день сотнями съезжались люди.
Чтобы остановить поток посещающих ее паломников, областная администрация решила разместить в газете разоблачительную статью о матушке Валентине. Однако как, в принципе, и можно было предугадать, эта статья вызвала у людей абсолютно противоположную реакцию: после рассказа о блаженной старице число приезжающих к ней богомольцев увеличилось в десятки раз.
Тогда чиновники решили поместить ее в клинику для умалишенных. Но приехавшая за нею врачебная бригада, пообщавшись с матушкой, неожиданным образом уехала обратно, оставив подвижницу в покое.
С 1961 года гонения на Церковь в СССР еще более усилились.
Весной того года в Белоруссии по решению властей был взорван выдающийся памятник XII-го века – величественный Благовещенский собор, а в ноябре 1961 года уничтожили и самый большой костел в Гродно, являвшийся архитектурным наследием XVI-го столетия. Республиканские власти предупредили возмущенных этими действиями граждан, что не будут церемониться, если кто-либо из верующей паствы попытается им помешать. Очевидцы тех событий впоследствии вспоминали, как вокруг оцепленных кварталов в те жуткие часы собрались сотни верующих людей. Опустившись на колени, они с плачем взывали к Небесному Отцу.
В том же году атеисты задумали уничтожить и Свято-Никольскую церковь, в которой служил отец подвижницы. Им нужен был кирпич для ремонта местной плотины. Когда прогремел взрыв, церковь осталась стоять, как прежде. Не обрушились ее стены и после повторного подрыва. После третьего взрыва обрушилась только церковная кровля, и тогда в деревню вошли боевые машины, чтобы растащить в разные стороны храмовые стены. Однако им удалось разрушить лишь южный и западный приделы, после чего храм, тесно связанный с многострадальным семейством прозорливой подвижницы, решено было больше не трогать.
В то время матушка Валентина поведала людям: «У нас в стране наступает голод!»
Она имела ввиду не столько очереди за хлебом, сколько, главным образом, голод духовный. И вскоре, словно бы подтверждая эти пророческие слова угодницы, была закрыта Киево-Печерская Лавра – самая известная в государстве православная обитель, после чего начались очередные репрессии в отношении верующих: к 1964 году в стране были осуждены за распространение религиозных взглядов почти полторы тысячи христиан. Однако Божией Милостью прикованную к постели 76-летнюю старицу Валентину власти в ту пору не тронули.
НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ БЛАЖЕННОЙ СТАРИЦЫ ВАЛЕНТИНЫ
Существуют свидетельства того, что матушка предвидела и дату собственной кончины.
В тот день, на удивление, к ней приехала всего одна женщина из Вильнюса, которая в благодарность за исцеление преподнесла подвижнице великолепно сшитое атласное платье. В доме была лишь сестра блаженной прозорливицы Ольга. Посмотрев в окно, блаженная матушка перекрестилась и, предавая себя Вседержителю, тихо произнесла: «Свершилось!»
Незадолго до преставления старица наставляла: «Не будет меня, но вы приходите ко мне, как к живой, и я помогу вам!» Потому и потянулись к месту ее упокоения многие богомольцы с прошениями, ведь даже в Акафисте этой угоднице поется, что она для всех приходящих к ней является скорой утешительницей.
В 2006 году Синод Белорусской Церкви канонизировал блаженную матушку Валентину. Русская же Православная Церковь чтит ее память в день Собора Белорусских святых, который отмечается в 3-е воскресенье по Пятидесятнице.
На иконах ее обычно изображают в белом, небесно-голубом или светло-зеленом одеянии, символизирующем ее неоскверненную искушениями земного мира чистоту. В руке матушки часто изображают расцветшую ветвь, иной раз даже с плодами, образно свидетельствующую о раскрывшихся в ней при жизни добродетелях.
О ЧЕМ ПРОСЯТ ЛЮДИ ЭТУ БОЖИЮ УГОДНИЦУ?
- Помимо многих исцелений, совершаемых по молитвам матушке Валентине, эту подвижницу считают покровительницей многодетных семейств и защитницей еще не явившихся на свет младенцев в материнском чреве.
- Почитают ее и женщины-рукодельницы, поскольку умудренная с детства всякому рукоделию праведница никогда не оставалась без дела. И даже не имея возможности ходить, прикованная к одру болезни, она изготавливала цветы и пояски, раздавая их своим посетителям.
- Еще матушку чтут как помощницу устроителей православных приходов и ходатаицей об искоренении церковных расколов.