Очень жаль, что чаще всего историю техники пишут люди, весьма далекие от оной, да еще и обладающие буйной фантазией (и непомерными амбициями).
Казалось бы элементарные вещи рассказываешь, а люди (отчего-то) начинают "распальцовку", вместо того, чтобы разобраться в вопросе. Раньше это злило, теперь забавляет.
Ладно, это так, лирика, просто только у людей с гуманитарным складом ума все просто, а в 19 веке в технике шло развитие, и подход к разным вопросам постоянно менялся (особенно у немцев).
В предыдущей статье я показал как калибр начал превращаться из веса снаряда в "линейную" величину: калибр снаряда или калибр ствола орудия. Мне задали вопрос: "А откуда взялся немецкий калибр 21 см".
Широко известный автор легко отвечает на сей вопрос:
По артиллерии. Удобнее начать с больших калибров, которые имеют более древнее происхождение. Гаубицы или мортиры большой мощности имели калибр 8 дюймов. В Великобритании, САСШ и России это всем известные гаубицы калибра 203,2 мм. В Германии (Пруссии) - 209,3 мм, в Австрии - 210,9 мм. И тот и другой калибр использовались в ПМВ, затем в Германии перешли на австрийский калибр - это как раз и есть немецкие 21 см. Ранние немецкие 21-см мортиры имели калибр 209,3 мм, затем, те же самые 21-см мортиры имели калибр - 210,9 мм. К сожалению я так и не нашел точный калибр французских 220-мм орудий. В любом случае 220 мм, находятся в диапазоне между 8 и 8,13 дюймами.
Ну... как бы правильно (почти), но непонятно (для нормального человека) 203,2 мм никто не будет округлять до 21 см (это уже перебор). Калибр 21-см очень старый (но чисто немецкий, а по наследству, потом, австрийский)
Фокус совсем в другом: дюймы не те. Считаем: берем 8 прусских дюймов по 2,61545 см, умножаем, и... получаем 20, 9236. Но есть нюанс. У австрийцев точно такие же орудия, стреляющие точно такими же снарядами имеют калибр 210,9.
Бред? Отнюдь нет, если знать, кто и как измерял калибр. Особенность прусской системы того времени в том, что прусаки измеряли диаметр тела СНАРЯДА, а австрийцы измеряли КАЛИБР СТВОЛА. В пояснительной записке 1875 года русским немецким языком указывалось, что 21,9-см орудие стреляет немецким снарядом, калибром 20,9-см. Запомним этот факт и обратимся к русской артиллерии. При чем здесь она? Сейчас поясню.
У каждого человека есть имя, у артиллерийской системы тоже. И ежели пушка зовется "6-дюймовая легкая полевая мортира образца 1885 года", то имеется в виду вполне конкретное орудие, на вполне конкретном лафете, стоящее на вооружении вполне конкретной армии. (В данном случае, в русской армии). И у этой (вполне конкретной модели, на вполне конкретном лафете) есть вполне конкретный угол возвышения.
Отвлечемся еще немного. Мортира - это просто короткоствольное орудие. Угол возвышения тут совершенно не при чем. Границы "пушка-гаубица-мортира" в разных странах в разное время были чуть разными, но, в целом, они похожи. А угол возвышения здесь не при чем. Вы не поверите, но были так называемые "рикошетные мортиры". Что это такое? А это орудия, предназначенные для рикошетной стрельбы, при которой снаряды летят по земле. Например, для ведения рикошетной стрельбы (при угле 0°; +1°) у ½-пудовой мортиры обр. 1838 г. был спроектирован новый деревянный станок, принятый на вооружение в октябре 1859 г. Так что оставьте в покое угол возвышения.
Да, у русской легкой полевой мортиры образца 1885 года угол возвышения был всего 30 градусов. (И "википедия" здесь не при чем, он фактически был 30 градусов). Это фактический угол возвышения орудия, который обеспечивал русский лафет.
Более того, (возможно, я кого-то огорчу) и немецкий лафет (из числа тех 12 орудий, что были поставлены в Россию) имели точно такой же угол возвышения. Больший угол возвышения этой пушке не был нужен.
Да, есть варианты (в том числе и у Круппа) с углом возвышения 45 градусов (например, то же орудие М1881) но там принцип другой, орудие снимается с лафета и устанавливается на основание, да и назначение орудия совсем другое. Нужно понимать, что русская легкая полевая мортира 1885 года, это орудие ПОЛЕВОЙ артиллерии, и это это не осадная и не крепостная мортира.
Википедия тоже пишет бред (уж простите за резкие выражения, но:
6-дюймовая полевая мортира обр. 1885 г являлась совместной российско-германской разработкой фирмы «Крупп» и Обуховского завода; ведущим конструктором был А.П. Энгельгардт.
А еще есть слова о том, что некий "Энгельгарт" первым заставил стрелять мортиры с колес".
Что, правда? Ну, для начала, посмотрим на австрийские мортиры, "стреляющие с колес", которые появились в то же время (если не раньше) Австрийская М.80 была принята на вооружение в 1880 году. А, в остальном...
Слушайте, ну, вот честное слово, даже в сталинские времена и то больше правды писали. Цитирую:
"Военное ведомство в декабре 1879 года заказало Круппу подобную мортиру в 6-дм со станком и платформой. Кроме нее, Круппу заказали одну 42-линейную (107-мм) мортиру для стрельбы снарядами от батарейной пушки. Крупп выполнил заказ. Первая стрельба из мортир состоялась 14.08.1880 г. на ГАП. Войсковые испытания показали, что переход обеих мортир из боевого положения в походное был более 25 минут. Действие 42-линейных мортир оказалось слабым. На основании войсковых испытаний опыты с ними прекратили. Одновременно А.П. Энгельгардту АК поручил спроектировать колесный мортирный лафет, передок и зарядный ящик.
25.05.1884 г. Энгельгардт представил АК чертеж лафета, а в конце декабря 1884 года первый экземпляр нового лафета был доставлен на ГАП. В течение 1885 года с этого лафета успешно сделали 500 выстрелов. Также успешно прошли испытания возкой лафета с передком и зарядным ящиком.
Опыты были закончены 7.12.1885 г., после чего Круппу заказали 12 мортир, причем длина мортир была увеличена, а вес стал 459 кг. Летом 1887 года две 6-орудийные батареи были доставлены на полигон Московского ВО. 1.12.1887 г. проведены успешные стрельбы перед комиссией. Валовое производство мортир сразу же было начато на Обуховском заводе. В 1890 году в полевых войсках было 48 мортир, а в 1894 году — 96 мортир".
Подытожим .
Пушка разработана немцами (конкретно А. Круппом). Александр Петрович Энгельгарт (в ту пору уже генерал-майор) был достаточно дельным специалистом, но к самому орудию он отношения не имеет, это автор лафета. Правда, лафет получился... (не очень).
Цитирую:
"Предстояло овладеть ближайшей к нам деревней — Сумапу. А чтобы выбить оттуда неприятеля, надо было разрушить глинобитные стенки, укрываясь за которыми, он, чувствуя себя в безопасности от ружейного огня, наносил нам большой урон. Мы знали, что рвущиеся над деревней шрапнели не наносят противнику большого вреда. Но у нас есть мортирная батарея. И вот откуда-то сзади и слева от нас бухает глухой выстрел. Высоко над головой гудит наша первая бомба, потом вторая. Третьей мы уже не слышим.
— Граф Игнатьев, мне сейчас передают, что мортиры испорчены и стрелять более не могут. Если это так, возьмите роту из резерва и отправьте батарею в тыл,— приказал Штакельберг. Все объяснилось просто. Каучуковые компрессоры мортир замерзли, и от первого же выстрела колеса разлетелись в щепки. Нелегко было вытаскивать мортиры на руках: дотронуться голой рукой до их тяжелого тела было невозможно, а теплые перчатки у солдат были редкостью. «Будь проклят, кто послал нам эту рухлядь!» — было написано на лицах офицеров и солдат." (граф Игнатьев, тот самый, Алексей Алексеевич) "Пятьдесят лет в строю"
Накатники этого орудия (как и в 76-мм пушке 1900 года) имели "бублики" из индийского каучука (их потом меняли на пружины). В Стамбульском Аскери Мюзе (военный музей) представлены аж два таких орудия. Пишут, что захвачены они во время Первой Мировой. Да, у турок были такие трофеи, и они их использовали, потому как... у них был к ним боезапас. Откуда?
Откуда-откуда, от Круппа, потому, как Альфред Фридрихович и трукам эти орудия поставлял и итальянцам (только на своем лафете).
Мне в комментариях написали: "Да, что за чушь! У нас 152-мм мортира, а у Круппа 15-см". А, вот и нет...
И, если честно, думаю, что не стоит переводить название в современные единицы измерения и писать "152-мм полевая мортира образца 1885 года", потому как можно попасть "в просак".
Я ж писал, что калибр в названии и фактический калибр нарезного орудия - вещи немного разные.
Более того, следует четко понимать, что калибр снаряда и калибр орудия - это тоже разные вещи (я не беру над- и под-калиберные снаряды, здесь все очевидно). Я уже много раз писал об этом.
Ну, дабы совсем развеять все сомнения берем чертеж снаряда РУССКОЙ 6-дюймовой полевой мортиры, но с НЕМЕЦКОЙ подписью (Прошу прощения за качество. комплект чертежей в нормальном качестве остался дома, а я пишу на ходу, в дороге).
Но, думаю здесь и так все четко видно. Калибр самого снаряда 5,9 дюйма (допуск на изготовление 0,01 дюйма в минус), или в пересчете 149,8-мм. Да, все верно. Например, у немецкой гаубицы sFH 93 фактический калибр 149,8 (если измерять снаряд, как это делали немцы) А, например, у австрийцев это же гаубицы тоже пишется как 15-см, но они считают, что у нее фактический калибр 15,5 см. Диаметр снаряда по пояскам 6,15 дюйма
Немцы не делали для русских какую-то специальную пушку, якобы увеличивая калибр. Точно такую же пушку они продавали итальянцам и туркам. Это орудие конструкции Круппа с затвором Круппа, разработки и производства Круппа (в Италию и Японию это орудия поставлялись немцами на лафете Круппа). Турки считали это орудие 15-см (потом писали, что 149,8 мм).
Да, был немецкий калибр 149,1-мм, но потом. Он появился чуть позже, и имеет совсем другие "корни" (потом распишу). В турецкой армии во время Первой Мировой были оба калибра: и 149,1 и 149,8 (только новый на фронте, а старый в крепостях).
Возвращаясь к русской 6-дюймовой легкой полевой мортире, то стоит заметить, это это орудие могло стрелять одними 6-дюймовыми снарядами, а другими нет...
Почему? (поясню потом, в одной из следующих статей)