Глобальное потепление всегда казалось мне чем-то далеким и маловероятным. Далеким - потому что, если оно и случится, то нескоро, маловероятным – потому что, люди к тому времени уже успеют предпринять какие-либо меры и предотвратить последствия.
О проблеме глобального потепления, помимо упоминаний в СМИ и программ NatGeo, я более подробно прочитала в книге, которую совершенно случайно купила в музее космонавтики и авиации в Москве. «Вселенная – емкие ответы на непостижимые вопросы» - это собрание лучших лекций фестиваля науки STARMUS. В нем можно найти лекции таких известных людей, как Стивен Хокинг, Роджер Пенроуз, Брайан Грин, Евгений Касперский и др. Книга на русском языке была опубликована в 2022 году, а лекции на английском языке опубликованы с 2014 по 2017 года, я прочитала ее только в 2024 году.
Странное ощущение во мне вызвала лекция о климате, автором которой является Крис Рэпли – профессор климатологии в Университетском колледже Лондона. Если быть точнее, название лекции: «Изменение климата. Какое будущее мы построим?».
Рэпли приводит неоспоримые доводы в подтверждение того, что климат меняется, причем не просто меняется, а в очень стремительном темпе.
Снимки из космоса подтверждают ускоряющееся таяние арктических льдов. Океан, на месте, где были льды, еще сильнее создает парниковый эффект, и льды начинают таять еще быстрее.
«У нас есть специальные поплавки, их почти 4000, каждый периодически ныряет на глубину в пару тысяч метров и по возвращении передает результаты измерения по спутниковой связи. Показатели, снятые этими поплавками, свидетельствуют, что теплосодержание океанов стабильно растет».
Крис Рэпли
О причинах глобального потепления мы не узнаем ничего нового – увеличение в атмосфере CO2. Причем рост показателей углекислого газа и нагревания нашей планеты происходит быстрее, чем кажется.
«За последние сто лет мы сожгли столько ископаемого топлива, чтобы построить и обеспечить современный мир, что содержание диоксида углерода в воздухе повысилось еще на сто единиц – мы преодолели отметку в 400».
Крис Рэпли
Это грозит затоплением мест, расположенных вблизи океанов и морей, а это уже катастрофа мирового масштаба.
«Уровень Мирового океана сегодня увеличивается более чем на 30 сантиметров в столетие».
Крис Рэпли
Ощущение потепления на себе
Я бы вообще не задумалась об этом вопросе, если бы не было объективного изменения погоды в регионе, в котором живу, а конкретно на Урале. Если бы мне сказали про влияние изменения климата на нашу планету лет 10-15 назад, то я бы не придала этому значения. «Ну есть изменения в климате, и что? Пока начнутся серьезные изменения, пройдет еще очень много времени…». Но оказывается, не так уж и много.
Примерно 2 первые недели января 2025 года в Екатеринбурге была средняя температура до +2 градусов. И это в январе! Целых две недели в январе было ощущение весны. Декабрь тоже был теплый, я бежала зимний забег в летне-весенней куртке.
Потом температура опустилась пониже, до -17, это уже что-то! Вроде уже больше походит на зиму.
Но если вспомнить зиму лет 20 назад, тогда я еще училась в школе, то ее совсем не сравнить с настоящей. В начальных классах мы сидели с утра у радиоприемников и ждали сообщения – отменят ли занятия в школе. Чтобы занятия отменили, температура должна была упасть до -35 и далее, иногда до -30,31,32 (для начальных классов). Бывало так, что мы не ходили в школу из-за холодов неделями! Такие незапланированные каникулы)
Сейчас уже мороз в -35 нам кажется чем-то слишком аномальным, хотя 15-20 лет назад – это было нормой. Так как я передвигаюсь на автомобиле, то под шубу в начале января надевала майку, чтоб «не спечься». Все ранее купленные свитера на холода, продолжают висеть в шкафу. -17 после +2 кажутся сейчас страшным холодом, хотя раньше это считалось нормальной зимней температурой.
Можно все спихнуть на то, что у погоды просто временный «глюк». Но в прошлом и позапрошлом годах тоже был «глюк»? Да, было не +2, но до -10. В детстве такая температура зимой казалась вообще жарой. Я еще думала тогда, насмотревшись на теплые страны в кино, - «Ну почему у нас не может быть также тепло зимой? Почему у нас «дубак»?». Но, как говорится, будьте осторожнее с желаниями. Сейчас вижу, как моя детская прихоть начинает сбываться…
Но если мы уже ощущаем изменения климата здесь, то получается, что все страшилки про катаклизмы реальны уже в скором будущем?
Крис Рэпли отмечает, что в самой большой зоне риске находятся страны и города, расположенные в досягаемости морей и океанов. Поскольку он сам является жителем Лондона, то не может игнорировать реальную угрозу для этого города.
Так затопит ли Лондон?
«Я возглавляю организацию, ответственную за то, чтобы Лондон, как мировая столица, был наилучшим образом подготовлен к климатическим изменениям. Ключевая проблема – повышение уровня моря. Чтобы вы понимали масштаб риска – в лондонской пойме проживает более миллиона человек, там расположено собственности на 200 миллиардов евро, 400 школ, 16 больниц, 8 электростанций, 35 станций метро, 51 железнодорожная станция и так далее. Вы понимаете, что если Лондон затопит – это будет огромной проблемой. Один масштабный выплеск на набережные уже будет катастрофой».
Крис Рэпли
Получается, что если не принять все необходимые меры прямо сейчас, то катастрофы не избежать? Рэпли говорит о том, что риск угрозы для Лондона возможен в течение ближайших 100-200 лет. Относительно масштаба принятия необходимых мер – это не так уж и много.
«Каково максимальное повышение уровня моря, от которого мы способны защитить Лондон?» Ответ на этот вопрос – около пяти метров. Дальше этой отметки уже невозможно будет предотвратить разлив реки и сдержать огромную приливную волну. Учитывая недавнее ускорение таяния полярного льда и ледников, резонно предположить, что пятиметровое повышение может произойти куда скорее, чем мы рассчитывали ранее – возможно даже в пределах пары сотен лет. Так что встает вопрос: «Стоит ли тратить баснословные суммы – 20-30 миллиардов евро – на выполнение плана по защите Лондона от затопления, если в итоге нам все равно придется покинуть эти территории?».
Крис Рэпли
Я скептически отношусь к защите от наводнений в виде дамб, укреплений и всего такого прочего. Мне кажется, что проблему нужно решать более основательно, а именно – работать над сдерживанием климатических изменений.
Какие меры по сдерживанию глобального потепления уже принимаются?
Всем известное Парижское соглашение о климате предполагает снижение уровня двуокиси углекислого газа в атмосфере всеми странами участницами. Однако, к сожалению, пока не у всех стран это получается воплотить жизнь, но кому-то все-таки удается.
Особенно Рэпли отмечает Китай, как страну с самыми высокими темпами снижения выбросов в атмосферу. Несмотря на то, что Китай является промышленным гигантом, ему удается эффективно справляться с выбросами за счет высокотехнологичных решений.
«Китай – мировой лидер по развитию производства солнечной электроэнергии и локальных сетей постоянного тока. Эта страна взяла на себя обязательство генерировать 20% используемой энергии при помощи возобновляемых источников к 2030 году. Они уже прошли пик использования угля в качестве топлива. Вы можете сказать: «Да, но 20% все еще недостаточно хорошо». Но эти 20% соответствуют тысячам гигаватт мощности, и это эквивалент всей нынешней мощности США. И Китай собирается сделать это за 15 лет. Довольно амбициозный план. Когда китайцы обязуются что-то сделать, можно быть уверенным, что они это сделают».
Крис Рэпли
Предупрежу возражения заранее, вроде «Какое нам дело до Лондона? Где он, а где мы?». Дело в том, что проблема потепления – общая. Что происходит в одном конце планеты влияет на ситуацию в другом, нравится нам это или нет.
«Взмах крыла бабочки на одном континенте может вызвать землетрясение на другом».
Цитата из к/ф «Эффект бабочки»