Найти в Дзене

О книге Виктора Франкла «Скажи жизни Да»

После книги Эдит Евы Эгер «Выбор» новая книга про узника концлагеря  Виктора Франкла «Скажи жизни "Да"» будет лёгкой для меня. Так можно решить. Но когда ты включаешься в сюжет, охватывает жуткое чувство тревоги. Его глазами смотришь на человеческую боль. Возникает внутренний диалог: смогу ли я выдержать это повествование? Мозг отказывается погружаться в то, что увидел Франкл. И предательски  нашёптывает : «Зачем тебе чужая боль? Скоро день рождения, подведение итогов, Новый год (нужное подчеркнуть) в конце концов. Давай о приятном, но зачет в МЦПО сам себя не сдаст Больше всего вводила в тревожность мысль, была ли бы я способна как автор сохранять смысл жизни даже там, где не осталось ничего, кроме человеческих страданий.Читая, чувствуешь, как  собственные проблемы — которые раньше казались тяжёлым грузом — становятся полной ерундой . Каждый абзац заставляет задумываться не только о содержании, но и о себе. Трудно читать, не потому, что текст сложен, а потому что он заставляет смотр

После книги Эдит Евы Эгер «Выбор» новая книга про узника концлагеря  Виктора Франкла «Скажи жизни "Да"» будет лёгкой для меня. Так можно решить. Но когда ты включаешься в сюжет, охватывает жуткое чувство тревоги. Его глазами смотришь на человеческую боль. Возникает внутренний диалог: смогу ли я выдержать это повествование? Мозг отказывается погружаться в то, что увидел Франкл. И предательски  нашёптывает : «Зачем тебе чужая боль? Скоро день рождения, подведение итогов, Новый год (нужное подчеркнуть) в конце концов. Давай о приятном, но зачет в МЦПО сам себя не сдаст

Больше всего вводила в тревожность мысль, была ли бы я способна как автор сохранять смысл жизни даже там, где не осталось ничего, кроме человеческих страданий.Читая, чувствуешь, как  собственные проблемы — которые раньше казались тяжёлым грузом — становятся полной ерундой . Каждый абзац заставляет задумываться не только о содержании, но и о себе. Трудно читать, не потому, что текст сложен, а потому что он заставляет смотреть прямо в глаза человеческому горю и страданию. Задаваться вопросом : «Как это? Как такое возможно? Сидеть рядом с трупом и он не мешает, не вызывает эмоций…» 

Виктор Франкл говорил об ужасах не чтобы шокировать, а просто рассказывал, что даже в аду можно остаться человеком. Когда он писал о том, как люди делили последний кусочек хлеба, поддерживали друг друга или находили силы шутить, ловишь себя на мысли: «Смогла бы я так?». Он пережил то, что трудно представить: полное обесценивание человеческой жизни, потерю близких, ежедневную борьбу за выживание. 

Пишет, что в самых тяжёлых условиях спасало только одно — осознание смысла. Эта мысль звучала как подсказка: ты в своих буднях иногда теряешь смысл. И когда погружаешься в повседневность, забываешь мечтать, благодарить за маленькие радости, наслаждаться моментами и быть счастливой просто так. Просто потому, что ты есть. Ещё тяжело, потому что он говорит не только о своем опыте, но и о нас. Мы как перед зеркалом, в котором мы видим какие мелочи отнимают у нас энергию, сколько времени мы тратим на жалость к себе, нытьё, как не ценим то, что имеем. Это не просто книга о прошлом — это книга о настоящем, о каждом из нас. Читая момент, когда Франкл описывал, как он видел свою жену в своих воспоминаниях, даже не зная, жива ли она можно ощутить стыд, ведь сколько раз в суете не вспоминаешь и не ценишь возможность просто быть с родными. Не просто рядом, а именно вовлечённо.  А для него это чувство любви было тем смыслом, который помогал выдерживать весь ужас происходящего. Сложно оставаться равнодушной, читая о людях, которые шли по мерзлой земле, едва передвигая ноги, и всё же находили силы поддерживать друг друга. Эти образы пробуждают что-то настоящее. С большим трудом, но ко мне приходило понимание, что в нечеловеческих условиях каждый борется, как может. И осуждать тех, кто не выдерживал и предавал, крал - никто не имеет права. В голове: «А как ты бы себя повела? Уверена, что осталась бы кристально чистой. Ведь фраза «Пусть тот, кто без греха, первым бросит камень» написана в Библии неспроста. И хотелось закрыть эту книгу и закрыться от реальности.

Эта книга учит смотреть глубже. Не в вещи, а в самую суть. Франкл как будто говорит: «Ты не бессилен. Даже если у тебя отняли всё, у тебя остаётся одно — свобода выбора». 

Каждый может выбрать, как реагировать на трудности, что не обстоятельства определяют состояние и отношение к ним, а  внутренний настрой. 

Автор утверждает, что человек может выжить, если найдёт ради чего. Он пишет: «Человек, знающий, зачем ему жить, способен вынести любое как». Эти слова буквально прожигали меня. А Франкл — человек, прошедший через ад, — не только сохранил волю к жизни, но и помогал другим находить её.  Каждый из нас способен найти свой смысл — даже в самых тяжёлых и казалось бы, непреодолимых обстоятельствах.