После просмотра в своё время фильма "Легенда о Коловрате" я пребывал в огромном историко-эстетическо-патриотическом восторге. Это был фильм о легендарном национальном герое русской истории - Евпатии Коловрате, который стал вести борьбу против ордынцев партизанско-диверсионными методами и геройски пал в бою. Фильм, конечно, носил нередко комиксовый характер, опираясь на стилистику супергеройского кино - но зрителю зашёл. Самое главное, что в нём мы увидели умных, сильных, красивых и храбрых русских.
Фильм Константина Буслова (очень люблю его "Крылья над Берлином", из которого в новый перекочевали Александр Метёлкин и Леонела Мантурова) посвящён подвигу обороны города Козельска. Длительное время этот город, находящийся ныне в Калужской области, а в то время бывший удельной окраиной Черниговского княжества, упорно сражался с врагом, его жители полегли, но не сдались захватчикам. За это упорное сопротивление монголы и прозвали его "Злым городом". В этом качестве он прочно вошёл в русскую историю как символ борьбы против вражеских захватчиков, сопротивления им. Стоит отметить, что до Козельска две недели сопротивлялся Торжок (ныне в Тверской области, тогда - городок в подчинении Новгорода). Козельск же превзошёл всех. Тут сошлось множество факторов - и удачное расположение крепости (между реками), и наличие в городе опытных воинов, которые знали монгольские приёмы, поэтому сумели сделать так, чтобы монголы не смогли получить хашара - живого щита из захваченных в плен мирных жителей, смогли совершить вылазку и уничтожить монгольские осадные орудия. Только стягивание крупных сил ордынцев, доставивших стенобитные штурмовые орудия, решило дело. Но память об этом героическом подвиге - осталась.
"Ты возьмёшь этот город, Бату-хан, но это не принесёт тебе славу. Слава достанется им".
Рассмотрю фильм через тезисы.
1. Брёвна прямые.
О значении прямоты или кривоты брёвен, из которых сделаны здания в фильмах, в своё время очень хорошо и чётко написал Егор Холмогоров:
Позднесоветское кино отстало от Голливуда на целую эпоху в смысле финансовых возможностей и технологии работы с декорациями, реквизитом, цветом, звуком. Постсоветский период лишь нарастил это отставание. «Кривые брёвна» воображаемых древнерусских городов стали своеобразным символом национально-эстетической беспомощности.
"Консервативная реставрация русского кино"
Лет десять назад на примере столь же неудачного фильма про славян «Волкодав» я назвал это «эффектом кривых бревен». Наши киношники просто не могут себе вообразить, что в жизни древних русичей хоть что-то могло быть не криво, не убого, не уродливо. Даже брёвна на декорациях вытёсывают вкривь и вкось, хотя дошедшие до нас памятники древнерусского зодчества поражают гармоничностью и тщательностью отделки. Весь «Викинг» состоит из таких кривых брёвен: невозможно поверить, что маленькая заштатная крепостица — тот самый Киев, величественный город, который современники считали ровней самому Константинополю.
И вот как раз в "Легенде о Коловрате" брёвна были прямые. Всё чаще и чаще в фильмах, которые касаются русской древности - как реальной, так и мифологической (как в "Последнем богатыре")
2. Русский народ - православный.
Кресты на месте. Славянские прозвища, по которым зовут героев, были вполне привычны для тогдашних русских, которые обычно своё православное имя не сообщали всем. Герои осеняют себя крестными знамениями, есть монахи и священники. Герои перед боем молятся. Так что, в этом плане, православная идентичность русских чётко отображена.
"Люди мы православные. За гробом примем венец бессмертия".
3. Монгольские захватчики здесь показаны чётко, как убийцы, грабители и насильники.
Они жестоко расправляются с людьми, убивают непокорных, устраивают грабежи, сгоняют пленных для хашара - живого щита, чтобы атаковать город, пустив впереди толпу безоружных пленных, а самим идти следом - это была жуткая и ужасная тактика монголов, за счёт которой они взяли многие укреплённые крепости. Однако под Козельском она дала сбой - жителей заранее предупредили, чтобы они спрятались или укрылись за стенами.
4. Орда - насилие и подавление, это гибель.
Поэтому для прочих народов один путь - быть с русскими. В частности, кыпчак Амет, когда он встал перед выбором, встал на сторону своего русского побратима и погиб. Кыпчаков монголы покорили с помощью обмана, страха и жестокости. Эти кочевые народы дикого поля, с которыми русские смогли как-то наладить коммуникацию (знаменитые половцы), попали под страшный удар монгольского нашествия. Пострадала от нашествия и Волжская Булгария, на месте современного Татарстана - собственно, многие современные казанские татары являются потомками именно волжских булгар. Поэтому любое "ордынство" является оскорбительным не только для русских, для памяти о нашествии и иге, но и для татар, которые пострадали от нашествия и ига не меньше.
5. Предательство - путь к гибели.
Предателей в фильме убивают. Оба русских "ордынца", предпочетших пойти на службу к врагу и изменить своим, в фильме гибнут от рук героев, один из которых фактически пожертвовал своей жизнью - но его смерть героична и прекрасна, а смерть предателя - позорна.
6. Русский народ перед нападением врага должен быть един.
Разбойники воюют вместе с дружиной. В конце именно бывший тать продолжает борьбу русских против оккупантов. Это отсылает нас к современности, когда уголовные преступники, чтобы искупить свою вину, чтобы получить свободу, отправляются на фронт - сражаться с оружием в руках. Здесь это также не лишено смысла - потому что разбойники привычны обращаться с оружием, у них есть дух воинский. И вчерашние грабители отправляются под началом своего бывшего вожака защищать Козельск. Вообще вот что-то подобное и прежде встречалось в кино - когда вор и уголовник вставал на защиту своей Родины (нарушая этим уголовный закон - не служить государству ни в каком случае и никаким образом), например, в "Штрафбате" Николая Досталя перед нами предстаёт вор Антип Глымов, добровольно пошедший на фронт из лагеря. Приведу фрагмент из его разговора с комбатом Твердохлебовым:
- Ну, положим, Глымов, ты тоже эту власть "сильно" любишь. А чего тогда добровольцем пошел? Сидел бы в лагере, не работал "в законе". Ел сытно, спал сладко. Срок догорал... Чего пошёл?
- Ел сытно, спал сладко... Комбат, я тебе горбатого лепить не буду, напрямки скажу... Ты думаешь: вор - значит, ничего святого нет? Есть! Поболее, чем у тебя. Помимо власти советской, есть ещё земля родная. Я сам из-под Орла. Село Молодовое. А там щас немец хозяйничает. А вот это для меня хуже, чем нож в горле.
7. Русские - умные, книжные, они отлично воюют, не только одной храбростью. И вообще русские - народ воинов.
Собственно, именно профессиональные воины, которые оказались в Козельске той весной, после совершенно страшной и жуткой зимы 1937 - 1238 годов, когда Северо-Восточная Русь подвергалась нашествию врага, когда в боях гибли воины, гибли князья, когда убивали мирных людей - женщин, детей и стариков, города горели, земля подвергалась разорению. Успевшие уйти от врага профессиональные воины подались на юг - и оказались, в том числе, в Козельске, на границе Черниговского княжества. В фильме воины в городе ведут бои профессионально. Руководят ими грамотно, опираясь на добытые одним из персонажей сведения о нравах и порядках монголов, о их воинской тактике. Всё это помогает. Зазря никого не ложат - и когда требуется пойти, выполнить приказ и пожертвовать жизнью, то на это идут добровольно.
8. Нужно защищать своего законного князя. Даже если он мальчик. Он всё равно князь.
Молодой князь показан умным, храбрым, благородным - настоящим природным князем. Да, ему всего 12, но он уже растёт с пониманием того, кто он и что ему дана большая ответственность - за свой народ, за свой город. И он, скорее всего. погиб вместе со своими подданными. Отмечу и тот момент, что он принимает важное и судьбоносное для города решение - приказывает впустить в крепость отряд разбойников во главе с бывшими монахами, в миру бывшими разбойным атаманом Берендеем и княжеским воином Ратшей. Это дало городу не только вооружённых людей, но и умного и знающего монгольскую тактику человека, военачальника, который воюет с врагом грамотно и умело. Пустив его за стены крепости, князь обеспечил для города опытного специалиста, что позволило продержаться так долго.
9. Самопожертвование за свой народ, город, веру, семью.
Именно так воюют герои, которые сражаются до последнего и гибнут в бою, но тем самым они стоят за свою Родину, отдавая ей собственные жизни. "Бо́льши сея́ любве́ никто́же и́мать, да кто ду́шу свою́ положи́т за дру́ги своя́", гласит Евангелие.
10. Победа будет за нами!
Пожалуй, самое важное, что стоит вынести, в итоге, из фильма. Несмотря ни на что, народ победить совсем нельзя. Рано или поздно он нанесёт врагу ответный удар, возьмёт реванш. Надеюсь, что мы ещё увидим фильмы и про победы Руси над ордынцами. Дай Бог!
Спасибо всем, кто прочитал мою рецензию. На фильм очень всем советую сходить.