Найти в Дзене

Дева и Смерть: «Носферату» Эггерса

Посмотрел «Носферату» Эггерса. Сразу предупрежу — если рассчитываете на красивую страшную сказку, но никогда не видели фильмов Эггерса, лучше сперва посмотрите какой-нибудь из них. Чтобы понять, подходит ли вам такое. Потому что «Носферату», как и другие его работы, именно фильм ужасов. Со скримерами, судорогами, закатыванием глаз и струйкой слюны на губах одержимой Эллен, отгрызанием головы голубю, etc. Здесь неразрывно переплетаются прекрасное и омерзительное. А зло не сводится к видениям и кошмарам, временами обретая осязаемую форму. Таких сцен немного, но они разбросаны по всему фильму. И ощутимо встряхивают зрителя всякий раз, когда тот расслабляется и начинает медитативно созерцать заснеженные горы или улочки города 1830-х. Декорации и костюмы, на мой вкус, почти безупречны. Как и общий холодный колорит, напоминающий выцветшие акварели. Тяжелый гулкий голос Орлока почти всё время говорит на румынском, что тоже уместно. Пожалуй, в чем Эггерса подвела погоня за аутентичностью, так
Ханс Бальдунг, прозванный Грин. Смерть и Дева (деталь). Ок. 1518-1520.
Ханс Бальдунг, прозванный Грин. Смерть и Дева (деталь). Ок. 1518-1520.

Посмотрел «Носферату» Эггерса. Сразу предупрежу — если рассчитываете на красивую страшную сказку, но никогда не видели фильмов Эггерса, лучше сперва посмотрите какой-нибудь из них. Чтобы понять, подходит ли вам такое.

Потому что «Носферату», как и другие его работы, именно фильм ужасов. Со скримерами, судорогами, закатыванием глаз и струйкой слюны на губах одержимой Эллен, отгрызанием головы голубю, etc.

Кадр из фильма Nosferatu (2024).
Кадр из фильма Nosferatu (2024).

Здесь неразрывно переплетаются прекрасное и омерзительное. А зло не сводится к видениям и кошмарам, временами обретая осязаемую форму.

Таких сцен немного, но они разбросаны по всему фильму. И ощутимо встряхивают зрителя всякий раз, когда тот расслабляется и начинает медитативно созерцать заснеженные горы или улочки города 1830-х.

Кадр из фильма Nosferatu (2024).
Кадр из фильма Nosferatu (2024).

Декорации и костюмы, на мой вкус, почти безупречны. Как и общий холодный колорит, напоминающий выцветшие акварели. Тяжелый гулкий голос Орлока почти всё время говорит на румынском, что тоже уместно.

Пожалуй, в чем Эггерса подвела погоня за аутентичностью, так это в одной детали.

Усах носферату.

Грим графа Орлока (Билл Скарсгаард) в фильме Nosferatu (2024).
Грим графа Орлока (Билл Скарсгаард) в фильме Nosferatu (2024).

Понятно, что аристократ из Трансильвании, как и Влад Цепеш, прототип Дракулы и Орлока, действительно их носил бы. И всё же в первых сценах с Орлоком усы гротескны до комичности. Особенно в сочетании с ломаной речью графа. Как будто смотришь хоррор-версию «Бората». Дальше к ним, к счастью, уже привыкаешь.

Главная героиня «Носферату», безусловно, Эллен, наделенная исключительной восприимчивостью к сверхъестественному миру. Еще в детстве она привлекает внимание темной силы. Неупокоенного колдуна-вампира, который начинает посещать ее сны. Встречаются два одиночества, два голода. Здесь нет возможности любви, только всепоглощающее влечение.

Промо-постер фильма Nosferatu (2024).
Промо-постер фильма Nosferatu (2024).

Окружающие списывают поведение Эллен на склонность к истерическим припадкам и расстроенные нервы. Природу ее одержимости понимает только доктор Эберхарт фон Франц (Уиллем Дефо). По его словам, Эллен в другой жизни могла бы стать жрицей Исиды.

Оккультизм, как и фольклор — две важных темы для эпохи романтизма, вплетенные в сюжет фильма. Особенно красочна сцена, в которой цыгане ищут спящего в могиле вампира. Сам Фон Франц — эксцентричный алхимик, вроде персонажа «Саламандры» Одоевского. Он говорит о слепой вере в «газовый рожок прогресса», замечая, что Эпоха Просвещения закрыла людям глаза на реальность сверхъестественного.

Кадр из фильма Nosferatu (2024).
Кадр из фильма Nosferatu (2024).

«Носферату» пронизан тяжелой, темной страстью, переданной через тему одержимости и голода. Как настоящий упырь из сказок, Орлок чудовищен и ненасытен. Вместо лощеного аристократа из «Вампира» Полидори, с которого начинается романтизация кровопийц, мы видим сипящий полуразложившийся труп.

История о встрече девы и ожившего трупа была хорошо знакома людям конца XVIII-первой половины XIX века. Как и мода на страшное, и сочетание прекрасного и омерзительного.

Никлаус Мануэль Дойч. Смерть и Дева. 1517. Базельский художественный музей.
Никлаус Мануэль Дойч. Смерть и Дева. 1517. Базельский художественный музей.

Например, в популярной балладе «Ленора» Готфрида Бюргера (Lenore, 1773) мертвец возвращается за возлюбленной и забирает ее в могилу:

О страх!.. в одно мгновенье

Кусок одежды за куском

Слетел с него, как тленье;

И нет уж кожи на костях;

Безглазый череп на плечах;

<...> Лежит Ленора в страхе

Полмертвая на прахе.

Апостол романтизма в России, поэт Василий Жуковский, который перевел эти строки, еще и написал сразу два подражания «Леноре».

Хватало и визуальных образов. Сам мотив чудовищной Смерти и Девы, Der Tod und das Mädchen, был широко распространен в искусстве Северного Возрождения, особенно его любил Ханс Бальдунг Грин. А новый пик популярности сюжет пережил в эпоху романтизма, когда и происходит действие «Носферату»

И. Г. Фюсли. Ночной кошмар. 1781. Холст, масло. Детройтский институт искусств
И. Г. Фюсли. Ночной кошмар. 1781. Холст, масло. Детройтский институт искусств

В «Ночном кошмаре» Иоганна Генриха Фюсли уродливое создание сидит на груди разметавшейся на постели жертвы. И если Фюсли всё же облачил ее в полупрозрачные ткани, то его друг, датчанин Абильгор, в 1800 году изобразил героиню нагой.

Эта тема — сочетание женской наготы и отвратительных чудовищ, в том числе восставших мертвецов — продолжает жить в искусстве и столетия спустя. Например, в фантазиях испанца Луиса Ройо. Или в гораздо более изысканных и болезненных образах Вани Журавлева. С чьих рисунков будто сошли последние кадры «Носферату» Эггерса.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM