Найти в Дзене
частные суждения

Рыцари в фильмах и играх — при чём тут «Безумный Макс»?

Представьте себе фильм, посвящённый автогонкам. Если не «Формуле 1», то городским стритрейсерам каким-нибудь. И всё в нём замечательно, аутентично, типажи правильно подобраны и характеры жизненные. Но есть одна незначительная деталь: все машины в фильме полностью лишены окраски. Некоторые их части ржавые, прочие выглядят ободранными пескоструйкой. Если бы действие происходило в мире «Безумного Макса», то всё было бы в порядке, не так ли? Но фильм снят про наше время и в нём показан обычный город. Не правда ли, несколько странно бы такое кино смотрелось? Вот примерно также для средневекового человека выглядели бы многие наши фильмы, а также компьютерные игры про рыцарей. Если бы действие фильма разворачивалось в Средневековье раннем, то в нём рыцари, одетые в грязные кольчуги, без накидок и прочих украшений, были бы вполне аутентичными — суровая эпоха постапокалипсиса, то бишь времён после падения Римской Империи, всеобщая нищета, любое защитное снаряжение лучше, чем его полное отсутс

Представьте себе фильм, посвящённый автогонкам. Если не «Формуле 1», то городским стритрейсерам каким-нибудь. И всё в нём замечательно, аутентично, типажи правильно подобраны и характеры жизненные. Но есть одна незначительная деталь: все машины в фильме полностью лишены окраски. Некоторые их части ржавые, прочие выглядят ободранными пескоструйкой. Если бы действие происходило в мире «Безумного Макса», то всё было бы в порядке, не так ли? Но фильм снят про наше время и в нём показан обычный город. Не правда ли, несколько странно бы такое кино смотрелось?

Рыцарь типовой средневековый, одна штука. Арт из сети.
Рыцарь типовой средневековый, одна штука. Арт из сети.

Вот примерно также для средневекового человека выглядели бы многие наши фильмы, а также компьютерные игры про рыцарей. Если бы действие фильма разворачивалось в Средневековье раннем, то в нём рыцари, одетые в грязные кольчуги, без накидок и прочих украшений, были бы вполне аутентичными — суровая эпоха постапокалипсиса, то бишь времён после падения Римской Империи, всеобщая нищета, любое защитное снаряжение лучше, чем его полное отсутствие, жизнь тяжела, не до украшательства…

На миниатюре изображены рыцари кастильского короля Альфонсо X. Доспехи у них так себе, однако не только сами рыцари, но и их кони в цветных накидках.
На миниатюре изображены рыцари кастильского короля Альфонсо X. Доспехи у них так себе, однако не только сами рыцари, но и их кони в цветных накидках.

Но ко времени Крестовых походов всё стало иначе. Битва для любого средневекового феодала — это не только сражение, но и повод покрасоваться перед другими такими же рыцарями. Короли и прочая высокая знать вовсю украшала свои доспехи позолоченными деталями, эмалевыми вставками и прочими нефункциональными, зато красивыми элементами. У обычного рыцаря на такой угар гламура лишних денег не было, но и нищебродом он тоже быть не мог по определению, ведь одни только доспехи и боевой конь стоили весьма приличных денег. И каждый рыцарь стремился выглядеть как минимум достойно.

Кадр из фильма «Царство небесное». Фильм не слишком историчен, но по крайней мере рыцарей в нём одели.
Кадр из фильма «Царство небесное». Фильм не слишком историчен, но по крайней мере рыцарей в нём одели.

«Голый» доспех в те времена — признак либо очень скупого, либо абсолютно нищего рыцаря. Если не брать случай, когда ему в бою все внешние покровы поободрали (что в принципе возможно, но случается не каждый день), то помимо плаща у каждого рыцаря имелась как минимум накидка или котта.

Рыцарская котта, современная реконструкция.
Рыцарская котта, современная реконструкция.

И то, и другое могло быть из разноцветной ткани (чем ярче цвета, и чем их больше разных — тем дороже смотрится). На одежду ещё и нашивалось что-нибудь красивое — например, геральдический зверь. Разве что, в рыцарских орденах цвета одежд регламентировались и в орденском строю все были в белом, или в чёрном, с одинаковыми крестами на накидках.

Не знаю, из какого фильма этот кадр, но надеюсь, что это фэнтези, а не историческое кино.
Не знаю, из какого фильма этот кадр, но надеюсь, что это фэнтези, а не историческое кино.

Ржавым доспех не мог быть в принципе, если конечно носитель этого доспеха не скитался перед тем, как выйти к людям, по каким-нибудь лесам или пустыням в гордом одиночестве. У каждого рыцаря имелся как минимум оруженосец, но обычно боевых слуг было несколько. Их первейшей обязанностью был уход за конём, доспехами и оружием своего господина. В совсем крайнем случае (оруженосца убили, слуги разбежались) рыцарь лично свой доспех чинил и чистил. Потому что в грязном, и тем более ржавом доспехе появиться перед собратьями — страшный позор. Хуже, чем сейчас топ-менеджеру ездить на ржавой ободранной «копейке».

Кадр из фильма «Монти Пайтон и священный Грааль», 1975 г. Это комедия, но рыцари одеты правильно.
Кадр из фильма «Монти Пайтон и священный Грааль», 1975 г. Это комедия, но рыцари одеты правильно.

Но даже если доспех был не в лучшем состоянии (например, не успели его толком починить с прошлого боя), всё равно сверху обязательно надевали что-нибудь из ткани. Причём не только для красоты, но и из целесообразности. От влаги и пыли, конечно, никакая накидка доспехи не защитит, но её задача вовсе не в этом. Просто если твой противник в бою видит все детали доспеха, тем более если доспех неполон или в нём есть уязвимые места, то он, не будучи дураком, как раз в эти места и будет наносить удары. Если же поверх доспеха есть хоть какая-то накидка, то ему уже сложнее те уязвимые места находить.

Фото с исторической реконструкции. Тут рыцари одеты как следует.
Фото с исторической реконструкции. Тут рыцари одеты как следует.

Но всё же практическая польза была на втором месте, на первом — рыцарская гордость. Отсутствие принятой в данной среде красочной одежды поверх лат, с правильной символикой, для рыцаря было даже большим позором, чем для современного офицера — прийти на строевой смотр в дырявых трениках и майке-алкоголичке. У рыцарей попросту не принято было ходить в «голом» доспехе, тем более на коне, с копьём, в боевом строю. Однако почему-то киноделы зачастую (а ещё чаще дизайнеры компьютерных игр) рыцарей именно так изображают — в одном доспехе без всяких накидок.

P.S. Так было до появления готического, миланского и максимилиановского доспехов, которые красивы (и очень дороги) сами по себе. Их в самом деле носили без тканевых накидок... вот только появляются они в XV веке, то есть в самом конце позднего Средневековье. И, конечно, массовые доспехи Нового времени тоже носили без всяких украшений.