Найти в Дзене
Мария Кулижникова

Рецензия на фильм «СУБСТАНЦИЯ», 2024

Помните фильм, сейчас уже пахнущий ностальгией и нуаром — «Женщина-кошка» с Холли Бэрри? Когда-то свой первый опыт соприкосновения с боди-хоррором я пережила, смотря на то, как идеальное лицо Шэрон Стоун рассыпается на мозаику. Конечно, по сравнению с тем, что мне приготовили в «Субстанции», косметические эксперименты героини Стоун теперь кажутся детской забавой Общество сегодня перенасыщено форматами, ассоциациями и пережевыванием истин. Кинорежиссерам остаётся не так уж и много вариантов: продолжать подсвечивать злободневные темы, используя аккуратный метафорический почерк, или двигаться напролом — высекая истины прямо на лбу у зрителей. Режиссер «Субстанции» выбирает второй путь не случайно: женская красота (которая всегда требует жертв), сексизм, злоупотребление продуктами новых технологий ради поддержания молодости — все эти проблемы уже не способны затриггерить зрителя на уровне безобидных метафор. Так, рождается фильм-сенсация, в пространстве которого нет конкретного города, нет

Помните фильм, сейчас уже пахнущий ностальгией и нуаром — «Женщина-кошка» с Холли Бэрри? Когда-то свой первый опыт соприкосновения с боди-хоррором я пережила, смотря на то, как идеальное лицо Шэрон Стоун рассыпается на мозаику.

Конечно, по сравнению с тем, что мне приготовили в «Субстанции», косметические эксперименты героини Стоун теперь кажутся детской забавой

Общество сегодня перенасыщено форматами, ассоциациями и пережевыванием истин. Кинорежиссерам остаётся не так уж и много вариантов: продолжать подсвечивать злободневные темы, используя аккуратный метафорический почерк, или двигаться напролом — высекая истины прямо на лбу у зрителей. Режиссер «Субстанции» выбирает второй путь не случайно: женская красота (которая всегда требует жертв), сексизм, злоупотребление продуктами новых технологий ради поддержания молодости — все эти проблемы уже не способны затриггерить зрителя на уровне безобидных метафор. Так, рождается фильм-сенсация, в пространстве которого нет конкретного города, нет времени, нет быта — только выполированная реальность любой стареющей женщины, оказавшейся в пустой квартире на исходе карьеры.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На мой взгляд, о поставленной проблеме говорить нужно так и никак иначе. «Субстанция» — это, конечно, гиперирония, смакование фетишей и стереотипов. Зрителю не позволяют смотреть на картину со стороны своего отстранённого взгляда: он ест, спит, смотрится в зеркало вместе с героями за счёт эффекта съёмки от первого лица. Еда уподобляется женскому телу, чревоугодие — здесь не смертный грех, а рутина. Мир, в котором правит чрево — и которое насытить невозможно, потому что ему всегда будет мало.

Высказывание громкое. Помещённые в выдуманное (очевидно) пространство героини Деми Мур и Маргарет Куэлли соревнуются не друг с другом за право жить — они соревнуются с миром, в котором им не позволено сосуществовать вместе.

Почему?

Ответ — в самом финале фильма. Признаюсь, я его почти весь промотала, но его смысловая нагрузка крайне важна. Мир, который порождает подобных женщин, способен сотворить из них только монстров. Не зря продюсер героинь заявляет: «Она — моё самое прекрасное создание».

После этих слов на сцену выходит Субстанция.

Фильм снят на высшую оценку. Гиперболизированные крупные планы, фуд-фетиш, эффект вертиго, множественные отсылки к эпохе пин-апа и сексуализации женщин, звуковые напряжные дорожки и постоянный «рыбий глаз». Динамично меняющаяся картинка поддерживает саму идею абсурда. Абсурда, в котором живут вполне знакомые и понятные зрителю герои.

Конечно, этот фильм нужно посмотреть. Это новая строчка в жанре боди-хоррора, это очередная попытка показать женщине, что на самом деле имеет значение. Хочется верить, что «Субстанция» достигла своей цели и нашла своего зрителя.

Больше рецензий на фильмы и сериалы в моём телеграм-канале: @mkdecadence 💫