Все новое - хорошо забытое старое... ну, почти. Дактилоскопию как научный метод идентификации человека изобрели, как известно, в 1877 году, а впервые применили в Аргентине в 1892 году.
Однако отпечатки пальцев использовались как идентификаторы на Востоке задолго до этого. В Японии и Китае уже в Средневековье отпечаток большого пальца (обычно красной краской) на документе порой использовался как личная печать. Но - только большого пальца. И единой наукообразной системы идентификации по отпечатку пальцам там так и не появилось. Для этого требуется как минимум умение снимать отпечатки пальцев с поверхностей, картотека, и т. п.... В общем - научный метод.
Не наш случай. Я имею в виду именно систему снятия отпечатков пальцев, применяемых для идентификации конкретного человека в процессе полицейского или судебного дознания. Такая система существовала в империи Юань в XIII веке. О ней писал знаменитый Рашид ад-Дин, чья личность не нуждается в аннотациях...)
Империя Юань, напоминаю, являла собой весьма своеобразный государственный конструкт - монгольская "сверху" и полностью китайская "снизу" и, так сказать, "в середине", с китайскими общественными юридическими и социальными институтами, китайским менталитетом - и китайской же бюрократией.
В предыдущей статье я упоминал о существовании у монгольских и тюркских народов такой должности, как буларгучи - чиновник, ведавший местным "бюро находок" и одновременно розыскник пропавших вещей ("буларгу" - вообще что-то пропавшее, потерянное, утраченное, неважно что конкретно). Особенное развитие (в том числе бюрократическое) эта должность обрела именно в империи Юань.
Слово Рашид ад-Дину. Для начала - о том, как вообще работал "отдел краж и находок" местного уголовного розыска.
Итак, вы в империи Юань, вы потеряли или у вас украли некое имущество. Вам следует в первую очередь обратиться к местному наибу - полицейскому чиновнику (Рашид ад-Дин использует тюркский термин):
«...который ведает воротами; принятую челобитную относят этому наибу, и он допрашивает. Название этого дивана — Ляйс; после допроса пишут отчет о деле и вместе с той челобитной отсылают в диван Лусэ, который степенью выше Ляйса. Оттуда пересылают в третий диван, называемый Чу-ми-юан, а потом относят в четвертый диван, под названием Туиджи-юак, этот диван ведает делами “ямов” и курьеров. Эти три упомянутые дивана находятся в подчинении того дивана. А потом относят в пятый диван, называемый Руш-таи, в котором вершат дела войска; а после этого — в шестой диван, называемый Сиюнишэ, там бывают все послы, купцы, прибывающие и отбывающие [лица]; этот диван ведает ярлыками и пайзами. В настоящее время эта должность поручена персонально эмиру Дашменду. Когда [дело] будет отнесено во [все] эти шесть диванов, тогда [его] несут в Великий диван, называемый шэн, [там] допрашивают и снимают отпечатки пальцев допрашиваемых лиц...."
Типично китайская бюрократия.
Однако...
"А значение отпечатка пальца таково: как известно и подтверждено опытом, суставы пальцев у [всех] людей не одинаковы. Каждый раз, когда кто-либо дает какое-нибудь показание, эту бумагу кладут ему меж пальцев и по оборотной стороне того показания обводят чертой место, [где находятся] суставы его пальцев, для того чтобы [это] сличить со снимком суставов его пальцев, если он когда-нибудь отречется [от своего показания]. Если же они в точности совпадут, он не сможет запираться. Поступив таким образом с осторожностью во всех диванах, делают доклад и выполняют смысл приказа в отношении того [дела]»
Обратите внимание: это вовсе не дактилоскопия. Это - контуры суставов пальцев (если перевод точен в мелочах). Они снимались при каждом допросе, и при итоговом допросе на самом верхнем уровне, в Великом диване шэн, отпечатки суставов пальцев сличались с отпечатками, сделанными тому же человеку при предварительных допросах.
Зачем?
А чтобы не было такого, как - "три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных..."
- Как там тебя? Ба Чжао?
- Истинно, господин.
- Сколько и чего у тебя украли?
- Пять овец и трех наложниц, господин.
- Да? А здесь написано, что одну овцу, а наложницы и вовсе не упомянуты... Твои пальчики?
Одновременно с этим подобная система - своеобразная, хотя и слабая, страховка от нечистого на руку буларгучи. Дело в том, что буларгучи должен был выдать заявителю найденное имущество только после уплаты им пошлины - а размер пошлины порою бывал очень высок, до трети, а иногда и половины стоимости имущества. И, собственно говоря, в последнем случае это была вовсе не пошлина, а форменный грабеж: об уровне коррупции среди должностных лиц, занимающихся подобной деятельностью, средневековые источники буквально кричат.
К тому же по повсеместно распространенной, от Крыма до Японского моря, азиатской традиции - если купец умирал в чужой стране, то его имущество переходило в казну местного правителя. Если не обнаружится наследник. А наследник в таком случае должен точно знать объем истребуемого наследства.
Мурыжили наследников порою очень и очень подолгу...)
Источник - Л. Ф. Абзалов, М. С. Гатин, И. А. Мустакимов, Р. Ю. Почекаев, "К ВОПРОСУ О СУДЬБЕ УТЕРЯННОГО ИМУЩЕСТВА В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ ГОСУДАРСТВАХ"
На поиск и обработку новых интересных исторических источников, и на поддержание работы каналов "Рыжий рыцарь" и "Дневник ролевика" в целом:
Сбер: 2202 2007 1964 2231
Т-банк: 2200 7010 3870 1063