В окружающем нас мире часто бывают моменты, которые меняют судьбу человека и открывают ему новые перспективы. Следующая история — яркий тому пример.
Василий Иванович Коковихин (1907–1988) родился в Вятской губернии в семье крестьянина. Когда в годы советской коллективизации отца раскулачили и выслали, Василий нанялся на стройку в город Березники Уральской области (теперь Пермский край), а затем в 1930-х годах юноша переехал в город Надеждинск (теперь город Серов Свердловской области), где проживали его родственники. Здесь крепкий и рослый молодой человек выполнял плотницкие работы на новостроящихся объектах, в числе которых был и Дворец культуры металлургов. В городе Василий встретил свою любовь, женился, стал отцом пятерых детей.
Однажды, проезжая на своём велосипеде мимо рыночной площади, Василий остановился и стал наблюдать за работой фотографа Ибрая Нигматуллина. Люди вставали перед камерой и замирали, а через некоторое время получали готовые фотокарточки. Этот процесс так заворожил молодого человека, что он решил обменять свой велосипед на фотоаппарат и пошёл в ученики к фотомастеру Ф. Ногтеву. Он быстро освоил основы зарядки и проявления фотопластин и фотоплёнки, научился готовить растворы для печати снимков и начал фотографировать всё, что попадалось ему в объектив фотоаппарата «ФЭД».
По совету знакомых Василий показал свои фотографии в редакции местной газеты «Пролетарий». Там снимки оценили и почти все опубликовали с указанием фамилии автора. Так плотник Василий Коковихин стал фотокорреспондентом. Молодой человек быстро вписался в коллектив редакции газеты. Вместе с другими сотрудниками он регулярно отправлялся на сбор материала, в ходе которого делал качественные фотоснимки. В городе героями фоторепортажей Василия Коковихина были не только передовые металлурги Надеждинского завода, но и земляки – военные лётчики Василий Вельков (1903–?) и Анатолий Серов (1910–1939).
Нужно отметить, что редакция газеты «Пролетарий» часто выезжала по узкоколейной железной дороге в рабочий посёлок Угольный (теперь город Карпинск), который входил в пригородную зону города Надеждинска. В вагоне располагалась типография, в которой с 1931 года небольшим тиражом печаталась горняцкая газета «Даешь уголь». В этой газете в ноябре 1937 года впервые появился снимок 30-летнего Василия Коковихина, на котором автор запечатлел новопостроенное здание школы Богословских угольных копей. О первом печатном издании Богословска можно прочитать в статье
Впоследствии, когда посёлок Угольный получил статус города и название Карпинск, а газета «За уголь» стала называться «Карпинский рабочий», Василий Коковихин продолжил сотрудничество с её редакцией и на страницах газеты вплоть до 1949 года часто печатались его снимки. Героями снимков были трудящиеся треста «Богословуголь» – стахановцы и передовики производства.
Наряду с городской газетой Надеждинска Василий Коковихин сотрудничал также с областной фотохроникой, его фотографии использовала областная газета «Уральский рабочий».
Ради фотоснимков Василий Коковихин часто преодолевал большие расстояния, проходя пешком по 40-50 километров, чтобы запечатлеть горняков на Богословских угольных разрезах (теперь город Карпинск), шахтёров Турьинских рудников (теперь город Краснотурьинск) и Северо-Уральских бокситовых рудников (теперь город Североуральск), что кажется сегодня невероятным.
Не обошёл стороной фотограф и такое великое событие для города и страны, как митинг в честь Дня победы СССР над Германией на стадионе «Металлург» города Серова.
Когда в 1950-х годах на металлургическом заводе имени А. К. Серова возник массовый интерес к туризму, «дядя Вася», как прозвали Василия Коковихина молодые заводчане, сопровождал группы туристов в пеших и лыжных походах, документируя прохождение многодневных маршрутов. За особые заслуги в деле развития самодеятельного туризма Василий Коковихин был удостоен звания мастер спорта СССР по туризму.
Василий Коковихин был заядлым охотником и рыбаком, любил путешествия и походы, поэтому нередко находил сюжеты для своих фотографий на природе.
Страсть к фотографии не только преобразила жизнь Василия Коковихина, но и сохранила для потомков важные моменты истории родного края. Каждая работа фотографа – это не просто изображение героических людей, которые своим трудом строили будущее страны, а история, способная передать дух ушедшей эпохи.
Источник: Гулина Г. Коко из уральской глубинки // Серовский рабочий. – 2024
Фотографии улучшены и раскрашены при помощи нейросетей
Об авторе первых фотографий Богословска можно прочитать в статье