Найти в Дзене

Сингапурская модель образования: эталон или перегиб?

На недавнем эфире приводились примеры успешных учеников, обучавшихся по так называемой «Сингапурской модели». Неуспешные истории, как водится, оставили за кадром 😎 Я не успел высказаться из-за ограничения времени, поэтому сделаю это здесь. Считается, что Сингапурская модель — эталон современного образования, образцовая система. Но так ли это? Основная критика Во-первых, в научном и педагогическом сообществе накопилась значительная критика этой модели. Приведу ключевые замечания: 1. Чрезмерная ориентированность на тесты и рейтинги.В погоне за высокими позициями в международных рейтингах (PISA, TIMSS и пр.) теряется целостный подход к развитию личности. Детей в большей степени учат сдавать тесты, нежели осмысливать материал. 2. Высокий уровень стресса у учеников. Постоянная конкуренция и экзамены приводят к выгоранию и тревожным расстройствам. Эксперты отмечают рост проблем с ментальным здоровьем школьников. 3. Фрагментарный подход к заимствованию методик. Сингапур активно пере

На недавнем эфире приводились примеры успешных учеников, обучавшихся по так называемой «Сингапурской модели». Неуспешные истории, как водится, оставили за кадром 😎

Я не успел высказаться из-за ограничения времени, поэтому сделаю это здесь.

Считается, что Сингапурская модель — эталон современного образования, образцовая система. Но так ли это?

Основная критика

Во-первых, в научном и педагогическом сообществе накопилась значительная критика этой модели.

Приведу ключевые замечания:

1. Чрезмерная ориентированность на тесты и рейтинги.В погоне за высокими позициями в международных рейтингах (PISA, TIMSS и пр.) теряется целостный подход к развитию личности. Детей в большей степени учат сдавать тесты, нежели осмысливать материал.

2. Высокий уровень стресса у учеников. Постоянная конкуренция и экзамены приводят к выгоранию и тревожным расстройствам. Эксперты отмечают рост проблем с ментальным здоровьем школьников.

3. Фрагментарный подход к заимствованию методик. Сингапур активно перенимает педагогические находки из других стран, в том числе России, но, как утверждают критики, внедрение часто происходит без глубокого понимания теоретических основ (например, идей культурно-исторической психологии).

4. Ограничение свободы самовыражения. Жёсткая дисциплина и акцент на достижениях сужают возможности для развития креативности и индивидуальности учеников.

Всё новое — хорошо забытое старое

Во-вторых, многие методы, используемые в Сингапуре, вдохновлены отечественными педагогическими подходами.

Например:

- Методика Занкова и исследования Выготского, посвящённые развитию мышления, получили признание во всём мире.

- Виктор Шаталов ещё в СССР создавал целостную систему, где сложные темы объяснялись через наглядные образы и многократное повторение. Его подход вдохновил педагогов как в России, так и за её пределами.

Российская система образования базируется на глубоком научном фундаменте, заложенном такими учёными, как Гальперин, Давыдов и Эльконин. Эти подходы формируют у ребёнка не только навыки решения задач, но и системное мышление, которое способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала.

Практика как критерий истинности

В-третьих, результаты говорят сами за себя. Российские школьники стабильно занимают призовые места на международных олимпиадах по математике, физике, химии и программированию. Это достижение — следствие глубокой подготовки, заложенной в нашей образовательной системе.

Мы часто ищем лучшее за границей, забывая, что у нас уже есть мощные инструменты обучения. Российская школа уважает способности детей, поддерживает их развитие и помогает раскрыть потенциал.

Вывод

Сингапурская модель даёт высокие результаты в международных рейтингах, но за этим успехом стоит жёсткая система тестирования, высокий уровень стресса и утрата творческой свободы. Российская система, напротив, основывается на научных методиках, которые помогают детям мыслить, учиться и творить. 

А что важнее в образовании, по вашему мнению:

высокие рейтинги – ставьте 🔥

или целостное развитие ребёнка – ставьте ♥️

#ВячеславЛебедев #Нейропсихолог #Педагогика