Найти в Дзене
The Music Rocks

Рок. Классика скандинавского прогрессивного рока. Швеция (часть IV)

Каким-то странным и непостижимым образом в 90-е годы произошел неожиданный всплеск интереса к прогрессивному року во всем мире. В 80-е происходило окончательное вымирание «рок-динозавров» 60-х и 70-х годов. Поэтому требовалось, по словам известного рок-поэта «новое молодое вино», т.е. молодая кровь, способная оживить отмирающую неотъемлемую часть мировой культуры под названием прогрессивный рок. Тем более, что данное ответвление рока традиционно претендует на воспитание молодежи в эстетическом и когнитивном планах. Все изрядно металлизированное, выпанкованное, техно-попсовое стало терять свою прежнюю привлекательность и в странах Европы стала прорастать яркая растительность неопрогрессива, ностальгически приправленная романтизмом 70-х и новейшими навороченными аранжировками передовой звукорежиссуры. И шведский прогрессивный рок засветился новыми красками, рождая новые группы и имена. Вот только следы бунтарского экспериментального Svenska Progg затерялись далеко во времени. Это был музыкально-эпический триумф симфонического прога, конечно же, сразу обретшего свою новую продвинутую и преданную аудиторию. А также, это был своеобразный реванш за упущенные возможности шведских музыкантов во время «золотого» периода англосаксонского рока. Однако, стоит здесь заметить, что львиную долю успеха данных групп составляет эффект неожиданности от реставрирования музыкальных идей традиционного прогрессивного рока и новых возможностей звука. В плане изобретательности, эксперимента и тем более бунтарства эти музыканты себя не утруждали. Но тем не менее временная реинкарнация «великого» прошлого состоялась.

Группа Anglagard одной из первых взяла на себя миссию по возрождению прогрессивного рока и его одновременной модернизации. Взяв за вооружение все музыкальные «цепляющие» моменты ведущих мастеров жанра: закрученные клавишные диссонансы в духе Gentle Giant, затейливо переходящие в градационные «кримзоновские» риффы и в апофеозе переходящие чуть ли не в пассажи ELP и Genesis, шведские кудесники действительно создали уникальное чудо, проникнутое какой-то печалью и тревогой. Именно в этой группе мы находим то, что до этого не было в группах шведского прогрессива и к чему он стремился все 70-е, черпая вдохновение у британских мастеров жанра. К чисто национально самобытной легкой созерцательной наивности добавилось эпическая красота, а к традиционной меланхолии – экзальтированная музыкальная рефлексия. Очень эффектными выглядят нежные переливы флейты Анны Холмгрен и хрупкая акустика Торда Линдмана на фоне «взрывающейся» ритм-секции Йохана Хогберга (леворукий бас) и Маттиаса Олссона (ударные) и «по-фрипповски» тревожной гитарой Йонаса Энгдегарда. На втором альбоме это напряженное раздумье сменяется какой-то эфемерной призрачной атмосферой, навеваемой клавишными Томаса Джонсона, призванной, наверное, разряжать общее тревожное настроение, но она лишь больше завораживает и придает музыке мистический оттенок. Складывается такое ощущение, что музыканты, будучи фанатичными приверженцами прогрессивного рока 70-х, пытались по максимуму возродить не только музыку, но и дух, атмосферу того времени. И это им безусловно удалось, но это стало возможным лишь на некоторое время. Выложившись полностью, музыканты якобы завершили свою миссию, но, через какое-то время, в 2000-х, звуки этой музыки начали раздаваться опять. Но это было уже нечто другое…

Видео:

Аудио:

https://musify.club/track/anglagard-kung-bore-1835312

https://musify.club/track/anglagard-hostsejd-1835349

https://musify.club/track/anglagard-sista-somrar-1835352

https://musify.club/track/anglagard-ganglat-fran-knapptibble-bonus-track-on-remastered-cd-1835313

В это же время расправила свои черные мрачные крылья другая группа шведского неопрога Landberk. Все мрачные оттенки «Малинового короля» единым роем сбиваются в композициях этой группы, создавая атмосферу тревоги и отчаяния. Это было тоже новшеством на шведской прогрессивной сцене, ибо раньше группам Швеции все же не хватало драматизма. Целых двадцать лет потребовалось шведскому, слегка инертному, рок-восприятию, чтобы усвоить уроки мудрых «динозавров» и порадовать любителей прогрессива очередной реставрацией казалось ба навсегда утраченных «прог-навыков». Однако без «фирменной» меланхоличной шведской психоделии не обошлось. Особенно интересно звучат рычащие задумчивые пассажи бас-гитариста Стефана Димле и неожиданные соло Рейне фиске на фоне монотонных минорных «зонгов» вокалиста Патрика Хелье. Группа, кстати, переняла не только «прогрессивный» опыт знаменитых групп, но и «сняла шляпу» перед малоизвестным, но весьма талантливым британским психоделическим коллективом «Т2», исполнив на втором альбоме его композицию «No More White Horses».

-2

Видео:

Аудио:

https://musify.club/track/landberk-skogsraet-2470214

https://musify.club/track/landberk-tradet-2470215

https://musify.club/track/landberk-the-tree-1611169

https://musify.club/track/landberk-pray-for-me-now-1611170

https://musify.club/track/landberk-you-and-i-1611173

https://musify.club/track/landberk-lonely-land-1611174

https://musify.club/track/landberk-kontiki-2470207

https://musify.club/track/landberk-mirror-man-2470208

https://musify.club/track/landberk-tell-2470212

Еще одни «птенцы гнезда Кинг Кримзон» группа Anekdoten, добавила новой шведской концепции психоделии еще и весьма ощутимую тяжесть звучания. Влияние Фриппа энд Сотоварищи просто поражает и одновременно захватывает. Недаром первым названием группы было «Король Эдвард». Ощущение той самой «давящей» музыкальной концепции пропитанной атмосферой альбомов Starless And The Bible Black и Red и еще чуть-чуть от той «шизофренической» романтики первых альбомов, которую очень явственно передает виолончель Анны Софи Дальберг. Нервные фрипповские гитарные «опусы», озаряемые вспышками меллотрона (Никлас Берг) парящие в раскатистой ритм-секции (Эрик Лильстрем (бас) и Петер Нординс (перкуссия) гармонично сочетаются со шведской этнической арт-доминантой: меланхолией, созерцательностью и северной угрюмостью. А само название группы говорит о присутствии в их творчестве элемента самоиронии, учитывая явную «безрадостность» материала. Эти настроения присутствуют буквально на всем пространстве первого альбома Vemod, в котором практически нет проходных композиций. А вот на втором («глазном») альбоме Nucleus уже чувствуется еще одно влияние, в котором уже без труда проглядываются их легендарные земляки из «Тридцатилетней войны». И лишь в начале 21 века, куда кумиры «анекдотчиков», поместили своего «шизофреника», стал формироваться свой собственный стиль, который оказался уже не таким впечатляющим как дебют.

-3

Видео:

Аудио:

https://musify.club/track/anekdoten-karelia-207845

https://musify.club/track/anekdoten-where-solitude-remains-207847

https://musify.club/track/anekdoten-the-flow-207849

https://musify.club/track/anekdoten-wheel-207851

https://musify.club/track/anekdoten-nucleus-1777069

https://musify.club/track/anekdoten-harvest-1777070

https://musify.club/track/anekdoten-rubankh-1777073

https://musify.club/track/anekdoten-here-1777074

https://musify.club/track/anekdoten-in-freedom-1777076

Был ли этот неожиданный интерес к прогрессивному року в Швеции спонтанным и разрозненным? Оказывается нет. Один из оставшихся ветеранов шведской прог-сцены 70-х Пэр Линд, весьма виртуозный органист, пианист, клавесинист, классик, джазмен и неформал в одном лице, все 80-е грезил возрождением прогрессивного или арт-рока. И вот в 1991 году, этот достойный продолжатель Бо Хэнссона, создает Шведское общество арт-рока, активными участниками которого и были наши новые знакомые Anglagard, Landberk и Anekdoten, преданные и талантливые последователи англосаксонского прогрессивного рока, и, в частности, психоделии, без которой шведы, как уже можно убедиться, обойтись не могут. Каждая из этих групп взяла в качестве творческого ориентира определенные грани кримзоновского «бриллианта» и отшлифовала их так, что они вновь заблестели новыми красками, завораживающими и вдохновляющими. А актуализацией симфонического начала занялся наш новый персонаж Пэр Линд, создав свой коллектив Par Lindh Project, где значительная часть композиций представляла из себя величавые симфонии и одиозные рок-сюиты. Особенно это проявлено на альбоме 1997 года Mundus Incompertus (переизданном в 2012 году). На проникновенном, полном красоты и драматизма вокале Магдалены Хагберг группа взлетела на большую высоту, чтобы к началу 2000-х обрушиться несбыточными мечтами в хаос и распад из-за обнаруженной у вокалистки онкологии. Но зато шведский прогрессив очередной раз продемонстрировал всему миру свое мастерство. Творческая жизнь группы Пэра Линда продолжается в наши дни уже в ином составе, но тяга к классике и симфонической музыке осталась прежней и неизменно получает восторженные отклики слушателей и хвалебные рецензии музыкальных критиков.

-4

Видео:

Аудио:

https://musify.club/track/par-lindh-project-green-meadow-lands-2902939

https://musify.club/track/par-lindh-project-the-cathedral-2902940

https://musify.club/track/par-lindh-project-baroque-impression-no-1-2884333

https://musify.club/track/par-lindh-project-the-crimson-shield-2884334

https://musify.club/track/par-lindh-project-jazz-eruption-2902945

И заканчиваем наш эпический экскурс в шведские прог-сферы обзором группы, носящей название, отсылающее нас в прошлое прогрессивного рока, в его «цветочное хиппианское детство». The Flower Kings – является одним самых популярных коллективов современного прогрессивного рока (не только шведского). Ройне Стольт прог-энтузиаст и гитарист из известной уже нам группы Kaipa как будто решил синтезировать все рок-квинтэссенции великих мировых прогрессивных рок групп, объединив этот оригинальный гештальт общей музыкально-текстовой концепцией добра, мира, любви, счастья в общем всего хорошего вопреки всему плохому. Где-то вот зазвучал «флойдовский» мотив, потом стала проясняться «кримзоновская» колея… А это уже что-то из Genesis. Ну вот и Джетро… Приблизительно такие ассоциации мелькают в восприятии при прослушивании всех этих синтетических чудес. Но больше всего, конечно, чувствуются влияние Yes. Ощущаются как их великие эпические «конструкции», так и великие огрехи, которые с иронией давно уже замечают «прожженные» прогресивщики. Это знаменитая «йесовская» музыкальная гигантомания, выраженная в огромном массиве альбомной музыкальной информации, с концептуальным потенциалом на «сорокопятку». Это у них началось с «топографических океанов» (или как некоторые шутят с «тайн золотых рудников»), но музыканты вовремя опомнились и свернули в более продуктивное русло. Только «Цветочные короли» этот принцип возвели в идефикс всего своего творчества и притом совершенно без ущерба для своей «просветительской» деятельности и даже с выгодой. Ностальгия по старому прогрессивному року списала все погрешности и даже, такое ощущение, записала их в достоинства, как разновидность эксперимента. Как, сказал один из наших классиков: «За далью-даль». И все это как-нибудь интригующе-экстравагантно названо. А Майлз Дэвис выразился бы в своей резкой манере: «Теннис без сетки». Но, тем не менее этот чарующий музыкальный калейдоскоп продолжается, группа жива и здравствует, выпускает диски и вполне заслуженно имеет массу поклонников.

-5

Видео:

Аудио:

https://musify.club/track/the-flower-kings-world-of-adventures-876205

https://musify.club/track/the-flower-kings-atomic-prince-kaleidoscope-876206

https://musify.club/track/the-flower-kings-oblivion-road-876209

https://musify.club/track/the-flower-kings-retropolis-876274

https://musify.club/track/the-flower-kings-the-melting-pot-876278

https://musify.club/track/the-flower-kings-poor-mr-rains-ordinary-guitar-1170319

https://musify.club/track/the-flower-kings-don-of-the-universe-1170363

https://musify.club/track/the-flower-kings-stardust-we-are-1170370

https://musify.club/track/the-flower-kings-garden-of-dreams-5-attack-of-the-monster-briefcase-4336961

https://musify.club/track/the-flower-kings-astral-dog-4336974

И на этом мы завершаем наш обзорное исследование шведских групп прогрессивного рока, при этом, конечно же, сделав несколько важных выводов, подытоживая все вышесказанное.

Швеция, оказывается не только страна, нелестно воспетая нашими гениями Пушкиным и Маяковским. Это не только страна Карлсонов, Пеппи и Нильсов со своими «шведскими» столами, «шведскими» семьями, «шведским» стыдом и «шведским» социализмом. Это страна весьма патриотичных людей с очень своеобразным стереотипами поведения, включающих в себя меланхолию, уступчивость, умеренность и трудолюбие. Все это удивительным образом сублимировалось в рассматриваемом нами явлении – шведском прогрессивном роке, при прослушивании которого, в любом виде, в тяжелом, экспериментальном, симфоническом, джазовом, парадоксально везде все равно чувствуется ощущение некоего странного умиротворения, мелодичности или даже релакса. А также в шведском прогрессивном роке:

  • напрочь отсутствует черная (афроамериканская) музыкальная составляющая. Никаких отголосков блюзов ритм-энд-блюзов и т.д. Если это джаз, то очень европеизированный. В 90-х годах джазовая составляющая вообще растворилась в преобладающем симфонизме и неопсиходелии.
  • использование шведского народного фольклора
  • шведская психоделия берет свое начало из творчества ведущих прогрессивных британских коллективов и немецкого краут-рока, замешанном на шведской меланхолии и созерцательности.
  • свою неповторимую роль играет участие женщин в творческом процессе. Это добавляет эмоциональности и драматизма в ткань композиции.
  • музыканты вырабатываются полностью. Наработанный материал честно и в полной мере присутствует на дисках, без «заделов на потом», и не дробя, как это иногда принято у некоторых их именитых британских и американских коллег.
  • слабость текстов и шоу-элементов, без которых нельзя создать цельное произведение на века, и маловыразительная концептуальная составляющая.
  • тяга к экспериментальной экзотике или к экзотическим экспериментам.
  • чем дальше по времени, тем чаще группы начинают петь на английском языке, таким образом сохраняя и развивая традицию мирового прогрессива.

Уже неизвестно в какую сторону «прогрессирует» современный прогрессивный рок. Существует масса групп работающих в данном направлении, в том числе и шведских. Почему же сейчас при таком развитии звукорежессуры, информационной доступности и вообще развитии техники, электроники, IT-технологий мы не видим прог-звезд, равных звездам 60-х, 70-х, 80-х и даже 90-х. Да, наверное, это и есть ответ на вопрос. Когда этого всего не было, или было мало, творческое напряжение порождало концепцию и величайшую силу самовыражения. Сегодняшняя пресыщенность технологиями и информацией угнетает «поисковый» потенциал и заставляет нас «идти по круглой дороге», как когда-то пророчески спели гуру всех шведских прог-музыкантов King Crimson, добавив при этом загадочный и поучительный посыл: «Звуков нет – вот музыки соль.»

P.S. Ну и как бы бонусом, могу рекомендовать Вам (в основном любителям прогрессивного джаз-рока) некое музыкальное «послесловье», небольшой редкий музыкальный фильм, где судьба свела двух знаменитых гитаристов Швеции. Проект организовал джазовый ударник Петер Санделл, пригласив еще знаменитого шведского джазового пианиста и композитора Стефана Нильссона. Раньше фильм был в You Tube в свободном доступе, сейчас я обнаружил его только здесь: https://vk.com/video-53366111_171266099?ysclid=m52a1sg1h3248204205.

Спасибо всем, кто читает, понимает, интересуется данной темой, а также тем, кто подписался на мой канал. Рад буду вашим мнениям в комментариях и оценкам в лайках.