К сожалению, до сих пор у большого количества людей распространено мнение, что кочевник, с одной стороны - эдакая вольная разгуляй-птица, куда хочу, туда и лечу, а с другой - что кочевник при этом абсолютный голодранец, живущий едва ли не в каменном веке, у которого даже железному ножику и железному наконечнику стрелы взяться неоткуда. Я даже перестал уже объяснять многочисленным апологетам гениальной мысли "откуда у монголов железо" истинное положение дел. Надоело хуже горькой редьки. Как говорит мудрый народ - нет ума роженого, не дашь и ученого. Ладно, это я о своем, о наболевшем, отвлекся, простите...
В общем, евразийские кочевники всегда сосуществовали в тесном контакте с местным оседлым населением. И никогда они не были вроде того ежика - который птица вольная, куда пнешь, туда и летит...
Места в степи на самом деле мало. Особенно для номадов, вынужденных держать просто огромные стада всякой живности. Все пастбища от начала века - поделены. Все водопои - поделены. Залезть на чужую территорию без спроса просто нереально - это немедленная война, где пленных не берут, их просто ставят рядом с повозкой и укорачивают саблей до уровня тележной чеки.
Потому что если твое стадо потравит мои пастбища - моему нечего будет есть. Если твое стадо придет на мой водопой и... испачкает его - моему негде будет пить. Последнее особенно характерно для засушливых районов, где источникам воды нужно время для восстановления и самоочистки.
В организованных государствах номадов маршруты кочевий различных орд, туменов, сотен и племен, пастбища и водопои всегда тщательнейшим образом регулировались на самом высшем уровне, во избежание конфликтов, а значит, и бунтов. А в смешанных государствах кочевников и оседлого населения, какими были со времен гуннов чуть ли не все державы от Каспийского моря до Китая, было необходимо еще и обеспечивать сохранность посевов земледельцев от потравы стадами кочевников.
И этому тоже есть источники.
Например, в государстве Хулагуидов (Иране, завоеванном ханом Хулагу, при его династии) существовала особая категория должностей - юртчи.
Юртчи - чиновник, ведающий "маршрутизацией". Он определяет маршруты кочевий, места стойбищ и т. п. для каждого конкретного "подразделения" - от племени до тумена и даже ханской ставки. Последним в монгольском Иране ведал старший юртчи. Он же при этом отвечал за обеспечение ханской ставки ресурсами, поскольку здесь имелась прямая связь: выберешь неправильное место, с плохой травой - последствия вполне прямые, от плохого надоя до падежа скота.
Юртчи должен был знать расположение и маршруты всех стойбищ, расположение вассальных поселений оседлых земледельцев, а также - обладать знаниями о политическом весе того или иного эмира, хана, племенного вождя и т. п. из подчиненных ильхану (великому хану). Поскольку кормные места распределялись еще и в соответствии с политикой государства. Что автоматически означало - юртчи должен был великолепно разбираться в генеалогии местных вождей, поскольку у тюркских и монгольских народов во главу угла ставилась родовитость. Знатность рода и вытекающие из нее права рода.
Кроме того, при расчете мест кочевий особое внимание уделялось тому, чтобы юртчи,
«размещая кочевников в дали от деревень и обрабатываемых полей [...] Он всегда должен следить за тем, чтобы юрты монголов и [других] кочевников держались в дали от селений земледельцев, дабы каждый занимал отведенное им место, не покидая его, чтобы никто не посягал на имущество и не беспокоил людей, так чтобы можно было получить всеобщее удовлетворение»
(с)"Дастур аль-катиб фи та'йин аль-маратиб", или "Руководство для писца при определении степеней", Мухаммед Хиндушах Нахчивани, 1360-е. Иран.
Вот так. А вы говорите - дикари, мол...)
У монголов та же самая должность называлась - нунтугчи.
P. S. Кстати, существовала еще и должность буларгучи (булагурджи). это буквально - следователь или розыскник, обязанный разыскивать пропавшее имущество (в первую очередь скот и рабов) и возвращать его хозяевам.
Арсланшах — человек верный и надежный, всегда состоял при ставке в качестве буларгуджи и выполнял обязанности этой службы добротно и с полной осмотрительностью: поэтому он вновь утверждается на должность буларгуджи ставки на летних и зимних квартирах на всех путях и дорогах [движения] орды. Его слуги обязаны искать повсюду пропавших рабов и животных, приводить найденных к подножию его [буларгуджи] знамен, и держать их там до тех пор, пока не заявятся владельцы с указанием своих примет и должным определением своих прав собственности, они могут быть переданы им за установленную плату. Этот указ вступает в силу, дабы эмиры и везири — столпы государства и руководители Великого Дивана, и все простолюдины из монголов, тюрков и персов признали Арсланшаха буларгуджи ставки, пусть обращаются к нему по всем вопросам, касающимся этой должности, и не позволяли никому другому вмешиваться [в его дела]. Владельцы при розыске потерянного имущества (буларгу) должны обращаться к нему, дать описание его [потерянного имущества] и сообщить об обстоятельствах, при которых оно было потеряно, заплатить за это причитающееся, и то, что они утеряли, вернуть себе. Им запрещено прибегать ни к какому беззаконию, к какому-либо собранию могущественных людей и лишать его [буларгуджи] правомочия. Руководители Великого Дивана должны ежегодно выделять внесенную в реестры на имя буларгуджи сумму без [какого-либо] вычета, чтобы он мог использовать ее на свои нужды и расходы своих слуг, тем самым споспешествуя своему делу. Он [буларгуджи], со своей стороны, должен выполнять требования к своей должности и всегда быть во главе ее таким образом, чтобы владельцы потерянного имущества могли его снова быстро найти и вернуть свою собственность; он должен во всем иметь перед глазами страх Божий, руководствоваться им на своей должности, никому не отказывать в том, что им принадлежит, и удерживать при себе [потерянное имущество] только до тех пор, пока он не выяснит истину.
(с) Образец ярлыка на назначение на должность буларгучи означенного Арсланшаха. "Дастур аль-катиб фи та'йин аль-маратиб"
Наибольшее развитие должность буларгучи получила в империи Юань (китайской метрополии области монгольского господства). О буларгучи писал Марко Поло:
«У птиц великого хана, а также у птиц других князей, к ноге привязана серебряная бляха, а на ней написано имя того, чья птица и кто ее держит; как поймают птицу, тотчас же знают, чья она, тому и отдают. А когда не знают, чья птица, несут ее к князю (в старофранцузскому оригинале - барону. Прим. авт. блога) bularguei; зовут так того, кто стережет добро без хозяина. Найдут ли коня, или меч, или птицу, или что другое, и коли не знают, чья вещь, несут ее к тому князю, а он сторожит и бережет найденное; а кто нашел, коли тотчас не принесет, почитается за вора; а кто потерял, идет к тому князю, и тот приказывает отдать потерянное. Завсегда тот князь пребывает со своим знаменем в самом высоком месте стана, чтобы те, кто что-либо утерял, тотчас же видели его. Так-то ничего не теряется, а все находится и по принадлежности возвращается.»
Само же слово "буларгу" у монголов означало вообще нечто потерянное, украденное, местонахождение чего неизвестно. В первую очередь под этим подразумевались животное или раб.
Буларгучи называют человека, которого назначают от Великого Дивана для того, чтобы во время откочевки орды он со своими нукерами повторно обходил места стоянок людей и всё [обнаруженное там], будь то невольник, невольница или животное — лошадь, мул, верблюд, вол, осел — оставшееся на [этом] месте или скрывшееся, гнал перед собой и обеспечивал его сохранность. Если кто-либо обнаружит [свое имущество], он подводит [утерянную вещь] к нему, чтобы передать ему ее. И он прилагает усилия к обереганию этих утерянных вещей до тех пор, пока не обнаружатся и не будут установлены их владельцы, которым они принадлежат, после чего он передает [их владельцам]. Буларгучи устанавливает [особое] знамя у входа в свой дом и стан с тем, чтобы люди по этому знаку могли снова найти его дом и стан, прийти к нему и снова поискать то, что они потеряли.»
(с) Мухаммед Хиндушах Нахчивани, 1360-е. Иран.
А еще монголы (и китайцы) уже в Средневековье умели снимать отпечатки пальцев ))
Но об этом - в следующей статье.
Источники:
1. . Ф. Абзалов, М. С. Гатин , И. М. Мустакимов, "К вопросу о тюрко-монгольских категориях военно-служилых людей в государствах Чингизидов (на примере «Дастур ал-катиб»)".
2. Л. Ф. Абзалов, М. С. Гатин, И. А. Мустакимов, Р. Ю. Почекаев, "К ВОПРОСУ О СУДЬБЕ УТЕРЯННОГО ИМУЩЕСТВА В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ ГОСУДАРСТВАХ"
На поиск и обработку новых интересных исторических источников, и на поддержание работы каналов "Рыжий рыцарь" и "Дневник ролевика" в целом:
Сбер: 2202 2007 1964 2231
Т-банк: 2200 7010 3870 1063