Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Вам будет чудиться эта светлая, прозрачная ночь благословенного юга»

Наверное, настало время поговорить об экранизациях «сказочных» повестей Гоголя. У нас ещё впереди разговор о «Портрете», но там, я думаю, всё-таки мистика иного плана.

Конечно же, нет ничего удивительного, что первые фильмы по гоголевским произведениям появились очень рано. Из обрасти курьёзов: пресловутая Википедия указывает фильм 1907 года «Майская ночь, или Утопленница» (с пометкой «не сохранился»), в то время как в другой статье пишет о «первом художественном фильме, снятом в Российской империи», - «Понизовая вольница», - вышедшем в 1908-м… Комментировать не буду, но совершенно ясно, что привлекала кинематографистов, видимо, та самая «чертовщина», о которой мы говорим. Нашла названия двадцати пяти экранизаций, вышедших ещё по революции (правда, в большинстве всё с той же пометкой), примерно половина из которых – экранизация фантастических повестей.

А первый сохранившийся звуковой фильм (к тому же ещё и цветной) – это «Сорочинская ярмарка» режиссёра Н.В.Экка, вышедший в 1938 году. Все желающие могут найти его.

-2

Может быть, потому, что фильм сохранился в довольно скверном качестве, или потому, что текст во многих местах переведён на украинский язык (снят он был на Киевской киностудии, и обычно указывают, что это первый цветной фильм в украинском кинематографе), особенного удовольствия от его просмотра я не получила, хотя по-своему и любопытно.

В 1940 году на той же Киевской киностудии, и тоже в цвете, была экранизирована «Майская ночь», которую тоже можно найти на трекерах (и, увы, тоже в весьма низком качестве).

-3

Среди исполнителей главных ролей – очень известные Н.М.Ужвий (Свояченица), В.С.Ивашёва (Ганна), Т.К.Окуневская (Панночка). И всё же мне показалось, что фильм уступает более позднему.

А следующей экранизацией, если не считать фильма-оперы 1944 года «Черевички», была снова «Майская ночь» (я прошу прощения у уважаемых читателей, что не рассматриваю ни здесь, ни где-либо ещё фильмов мультипликационных, – ну не люблю я этот жанр!). Замечательный фильм, снятый А.А.Роу, мне кажется, великолепно смотрится и сейчас. Его иногда называют «первым советским фильмом ужасов», но мне такой подход видится слишком примитивным.

Далеко не сразу фильм стал классикой, поначалу больше говорили о его технической стороне. Дело в том, что снимался он в двух вариантах: в обычном и стереоскопическом формате. О восприятии стереоварианта могу судить лишь по восторженным воспоминаниям моих родителей; в интернете встретила вот такой рассказ киноведа Н.А.Майорова: «Очень часто на показах "Майской ночи" (1952) Александра Роу в стереоварианте зрители — причем даже подкованные! — говорили про запах яблонь. Ответственно заявляю: ни на одном из показов мы не использовали ароматизаторы, это всё сила изображения!»

Конечно, сейчас, в век компьютерных технологий, трудно удивить необычными съёмками, но увидеть такое в фильме, снятом более семидесяти лет назад…

-4

И вот за разговорами об удачном использовании стереоэффектов как-то забывали об артистах, а подчас высказывания кинокритиков просто умиляют. Так, нашла в интернете перепечатку из журнала «Советский экран», где, похвалив стереотехнику, выделяют единственного исполнителя, да и то… Судите сами: «Неоспорима большая актерская удача Г.Милляра, виртуозно и, если можно так сказать, убедительно играющего чёрта». Хотела бы поинтересоваться, какого чёрта нашла дама-критик в «Майской ночи»! Милляр, разумеется, в фильме играл, как и всегда у Роу, и, бесспорно, великолепно (иначе просто не умел!), но сугубо бытовую роль Писаря:

-5

Но мне кажется, что и кроме него, в фильме есть великолепные актёрские работы. Прекрасен, как всегда, А.Л.Хвыля – ещё один из постоянных участников фильмов Роу; но ведь рядом с ним – изумительная Свояченица – Э.В.Цесарская!

-6

И конечно, удивительно красивы две тогда ещё совсем юные актрисы – Т.Г.Конюхова (Ганна) и Л.В.Юдина (Панночка):

-7

Придаёт очарования фильму и музыка – в самом начале звучит, как и указано у Гоголя, народная песня «Солнце низенько, вечiр близенько» (если я не ошибаюсь, это обработка Н.В.Лысенко для оперы «Наталка-Полтавка»), а затем - хор парубков и песня Левко «Спи, моя красавица» из оперы Н.А.Римского-Корсакова (мелодии из оперы вплетены и в, как сейчас сказали бы, саундтрек к фильму). К сожалению, так и не смогла выяснить, кто исполняет вокальную партию Левко. В одном из отзывов встретила имя С.Я.Лемешева, но могу со стопроцентной уверенностью сказать, что это никак не он. Полагаю, что, раз в записи музыки участвовал оркестр Государственного Академического театра оперы и балета Украинской ССР им. Т.Г.Шевченко под управлением К.А.Симеонова (в то время - дирижёра Государственного симфонического оркестра Украинской ССР), то и пел кто-то из солистов этого театра.

*****************

«Читайте вы его "Майскую ночь", читайте её в зимний вечер у пылающего камелька, и вы забудете о зиме с её морозами и метелями; вам будет чудиться эта светлая, прозрачная ночь благословенного юга, полная чудес и тайн; вам будет чудиться эта юная, бледная красавица, жертва ненависти злой мачехи, это оставленное жилище с одним растворённым окном, это пустынное озеро, на тихих водах которого играют лучи месяца, на зелёных берегах которого пляшут вереницы бесплотных красавиц...» Так писал В.Г.Белинский. И, по-моему, эти строки можно (с небольшими поправками) отнести и к фильму Роу.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

"Оглавление" по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь