"На кухне мисс Элизы", Аннабель Эббс (Великобритания)
Жанр: исторический и биографический роман
На самом деле книга не только про кулинарию...
Здесь кулинария - это способ реализовать себя, найти своё предназначение и, как следствие, получить уверенность в себе и стать самодостаточной,
залечить свои психологические раны, ведь любое творчество их залечивает, если погрузиться в него с головой,
хоть немного улучшить жизнь простых, бедных людей и привлечь внимание богатых англичанок к своим кухням, куда они и заходить-то перестали,
вернуть англичанам забытые рецепты их изысканной английской кухни.
-Вы, англичане, не понимаете .... вкуса. Не знаете толка в еде. Сплошной уксус и кайенский перец. Только бы скрыть своё неумение готовить. Вы можете только травить людей.
Естественно, это сказал француз.
А я задумалась, у нас ведь тоже еда - это что-то очень быстрое и повседневное, необходимое, чтобы наесться. Мы не смакуем, мы потребляем и, может быть, многое теряем в жизни. С другой стороны, французы немного перебарщивают со вкусами, по моему мнению, но всё же хотелось бы приготовление и приём пищи сделать более осознанными.
Элиза и Энн
Главные героини, Элиза и Энн - нестандартные, не такие как все, они очень утончённые, и несмотря на разницу в социальном положении очень друг другу подходят.
Элиза - поэтесса, она видит красоту мира и облекает её в стихи. У неё также ярко выражено чувство собственного достоинства. Она не идёт на поводу у общественных предрассудков, очень прогрессивная для своего времени. И ещё она - старая дева. А старые девы, как известно, были в то время не в чести.
Я вижу в серебряной чаше для пунша своё отражение: тронутая сединой копна тёмных волос, паутинка морщин вокруг глаз, складки в углах губ. Мне тридцать шесть. И я никто.
Энн из очень бедной семьи, беднее уже некуда. Её чувство собственного достоинства заключается в трудолюбии, ответственности, скромности. При этом она очень чувствительна к красоте и в природе, и в творениях рук человеческих. А хорошая еда для неё - это чудо и мечта, которая неожиданно становится реальностью.
У Энн всё спорится в руках, она такая трудяжка. И так предана своей семье, несмотря на ужасную нищету.
Они обе очень классные и одержимы кулинарией!
Всё это время мисс Элиза рассказывает мне, как обидно, что в Англии никто не умеет готовить кофе.
-Нет смысла покупать дешёвые ягоды....А обжаривать и молоть их нужно перед самым приготовлением.
Она в последний раз поворачивает ручку мельницы и добавляет, будто вспомнив:
-Молоко должно быть горячим, а сливки - самыми свежими и холодными.
Кулинарная книга как произведение искусства
В пору всеобщей безграмотности кулинарные книги видимо писали кухарки и без особого старания.
Следуя предложению известного издателя, Томаса Лонгмана, Элиза берётся за написание своей кулинарной книги, хотя до этого писала только стихи. Она превращает кулинарные рецепты в поэзию, также как и блюда, которые она учится готовить, кропотливо выверяя каждый ингредиент, каждую унцию.
Элиза изучает множество кулинарных книг, собирает рецепты через переписку, доводит блюда до совершенства, чтобы составить новые более изысканные и точные рецепты. Энн - её необходимая помощница, никто не может её заменить.
В романе нет рецептов, по которым можно было бы что-нибудь приготовить, но они тут и не нужны. Нужна атмосфера, которая воодушевляет пойти на свою кухню, найти какой-нибудь новый рецепт и с удовольствием приготовить новое блюдо, немного поэкспериментировав с приправами.
-Когда записываешь время приготовления и количество ингредиентов, постарайся добавлять свои наблюдения.
-Какие наблюдения? - хмурюсь я.
-Например, на прошлой неделе, когда я тушила айву, сок был красновато-рубинового цвета, а у тебя он получился с чудесным золотистым оттенком. Значит твоё бланманже будет красивее, чем моё. Отчего так получилось?
Я краснею:
-Вы сказали тушить её час, а она стала мягкой через полчаса, и я сняла с огня раньше. Извините, мисс.
-Великолепно! - говорит она. - Именно такие наблюдения я хотела бы включить в нашу кулинарную книгу.
Иногда Элизе в голову приходят странные рецепты. Один из них:
"Возьмите одну просторную кухню, - думаю я, - поместите в неё хорошую плиту, десять медных кастрюль, пять форм, семь деревянных ложек, хороший набор ножей и умелую, преданную помощницу. Добавьте необходимое количество сит, дуршлагов, черпаков, щипчиков, скалок, разделочных досок, кисточек..."
По-моему, очень неплохой рецепт для жизни.
Драгоценности или книги?
Элиза пожертвовала своими украшениями, чтобы сохранить книги.
Мы берём с собой только самое необходимое...Остальное будет продано с молотка: эстампы и картины, хрусталь, серебряные блюда, пуховые перины, настенные часы, ковры и книги. Все, кроме моей маленькой библиотеки, которую я отвоевала, предложив взамен свои ювелирные украшения. К нескрываемому удивлению сестёр, до глубины души поражённых тем, что я предпочла книги тройной нитки жемчуга, золотым серьгам с бриллиантами и броши с аметистами и розовым кварцем.
Вордсворт, Китс, Шелли, Кольридж, а также женщины поэтессы Фелиция Хеманс, Энн Кэндлер, Летиция Лэндон - её любимые.
Я задумалась: есть ли у меня книги, которые я предпочту украшениям. И которые я буду всегда возить с собой в маленьком чемоданчике. Честно говоря, меня совсем не волнуют украшения.
Уж замуж...?
Остался последний вопрос. Я хочу спросить у мистера Арнотта, можно ли мне писать стихи.
Вот так договаривалась Элиза со своим будущим супругом, она спрашивала разрешения писать стихи. И много ещё о чём спрашивала. Вот в таком незавидном положении находились европейские женщины не так давно.
Да, она будет иметь свой дом, роскошные и дорогие наряды, целый взвод прислуги и при этом выполнять требования мужа, лишаясь того, что для неё действительно важно и дорого. Яростный феминизм возник не на пустом месте. Кстати, в романе уже появляются первые его ростки.
Богатые и бедные
Книга - довольно трагичная. Пока Элиза отстаивает свою независимость, Энн борется с нищетой. В восемнадцатом веке разница между богатыми и бедными была сокрушительной.
Когда глаза привыкают к полумраку, я замечаю в углу помятый металлический сундук. Ларь для муки? Я открываю ржавую крышку. Внутри лежат четыре подпорченных яблока, накрытый кувшин с водой, банка свиного жира, два маленьких яйца в курином помёте, мисочка ежевики и миска с серой мукой, больше похожей на дорожную пыль. Я закрываю крышку, вспоминая кладовую в Бордайк-хаусе, с полками, ломящимися от мяса, рыбы, масла, сливок, сахара. Я думаю о полковнике Мартине, беспардонно требовавшем перепелиные яйца и копчёную треску, сваренную в сливках с мелкой солью; о том, как миссис Мартин оставляла на тарелке половину жареного голубя и большую часть пудинга с лососем; о том, сколько продуктов пропадает зря на кухне у богатеев.
На каторгу или виселицу за украденного кролика - вполне возможно. Закон всегда на стороне богатых.
Очень интересно наблюдать, как представительницы этих, таких разных слоёв обрели взаимопонимание с первой минуты встречи, и как росла и развивалась их дружба.
Быстротечность жизни
Книга заканчивается удивительно быстро. Казалось бы, ещё много чего впереди, я предвкушаю дальнейшие события из жизни Элизы и Энн. Но нет, это обманчивое впечатление. Раз и дверь захлопывается.
Мы живём только раз, жизнь коротка, значит надо хватать всё, что можешь, а не ждать, пока испортится и сгниёт.
Не нужно откладывать на потом что-то удивительное, интересное, что бы хотелось пережить и на что не хватает времени. Потом его точно не будет.