Важная задача детства и подростничества заключается в развитии способности строить отношения не только со взрослыми, но и с ровесниками. Другими словами важно научиться дружить. В искусстве (литературе, живописи, кинематографе и мультипликации), философии, социологии, педагогике и даже политике этому феномену уделяется большое внимание. В психологической литературе о механизмах создания и поддержания дружбы сказано меньше. При подготовке данного текста использован наукоемкий текст И. Кона и адаптированная для подростков инструкция о дружбе И. Млодик.
Рассуждая о теме дружбы и обращаясь к своему профессиональному и личному опыту для меня кажутся важными два аспекта, необходимые для выстраивания дружеских отношений: открытость и уважение к личным границам своим и другого. Эти два психологических аспекта находятся в тесной взаимосвязи и даже некотором противоречии. Их можно сравнить с достаточно широко описанным взаимодействием феноменов Свободы и ответственности.
В дружбе мы открыты к другому человеку – мы доверяем ему свои секреты, делимся своими самыми сокровенными мечтами и желаниями, а также открыты к его особенностям характера, ценностям и потребностям. Эта часть дружеских отношений достаточно хорошо представлена в кинематографе. Так, в мини-сериале Котенок по имени Гав голодный щенок готов поделиться с другом своей сосиской. Он боится грозы, но готов поддержать интересы друга, и пойти боятся грозы вместе. Щенок открыт для разных форм взаимодействия с котенком.
Про уважение к личным границам и правам друзей снимают меньше фильмов, но больше говорят психологи. Последние отмечают, что у ребенка могут быть личные вещи, убеждения, представления, которыми он может не делиться даже с самими близкими друзьями. Это его право на сохранение своих границ – не делиться игрушками, не показывать трусики, не обсуждать определенные темы и т.д.. Аналогично важно уважение к границам другого и поддержание его права на ограничения к доступу в ряде аспектов своей жизни.
Это тонкая грань в том, чтобы быть открытым в отношении с друзьями и уважать их и себя. Так, сам котенок Гав не смог сохранить границы своего друга, съев его котлету. В теоретически идеальной дружбе человек осознанно открывает свои границы и впускает другого к себе в гости, и в любой момент может сказать, что своим пирогом в холодильнике делиться не хочет и вообще ему пора сериал смотреть, а гостю идти домой.
Предлагаю ответить себе на вопросы:
Что для Вас значит дружить?
Как Вы понимаете, что находитесь с кем-то в дружеских отношениях?
Что для Вас значит быть открытым и уважительным к себе и другому?
Были ли случаи, когда Ваши друзья или Вы сами нарушали границы?
Как это сказывалось на Ваших отношениях?
Автор: Екатерина Перикова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru