(Осия 8)
Грехи Израиля имели последствия, и в этой главе им уделяется главное внимание. Бог говорит, что за грехи народа «враг будет преследовать» Израиль (8:3), и его ждет «гибель» (8:4). На них «воспылал гнев» Божий (8:5), они «пожнут бурю» (8:7), и Израиль будет «поглощен» (8:8). Они «начнут страдать от бремени» великого царя (8:10). Бог «вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их», сделав так, что они «возвратятся в Египет» — то есть, иными словами, пойдут в изгнание (8:13). Что касается богатых, то «огонь пожрет чертоги» их (8:14).
За что Бог накажет израильтян? Вместе с Чарльзом Фейнбергом мы можем выделить пять причин предсказанного пророком грядущего суда: (1) они нарушали завет и Закон (8:1–3); (2) они ставили себе царей и князей без Божьего одобрения (8:4а); (3) они делали идолов (8:4б–6); (4) они искали защиты у Ассирии и других государств (8:7–10); (5) они совершали тщетное поклонение (8:11–14).
ОТВЕРЖЕНИЕ БОЖЬЕГО ЗАВЕТА
«Трубу к устам твоим! Как орёл налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой! Ко Мне будут взывать: "Боже мой! Мы познали Тебя, мы — Израиль". Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его» (Ос. 8:1–3).
Стих 1. Вполне возможно, что война, о которой говорится в этой главе, это вторжение Ассирии в 733 г. до н.э. В разгар войны между Сирией и Ефремом (735–732 гг. до н.э.) Иуда обратился к Ассирии за помощью. В результате ассирийской интервенции была захвачена большая часть территории, включая Галаад и Галилею.
Но эта глава может также указывать и на окончательное завоевание государства Ассирией, произошедшее в 722 г. до н.э. Это хорошо согласуется с концом главы 7. В таком случае грядущая война, в которой будут убиты израильские князья (7:16), — та, когда народ поведут в плен.
Сражение изображается так, будто оно уже идет. «Трубу к устам твоим!» можно понимать символически как Божье указание Осии пророчествовать и предупреждать народ. Возможно также, что Осия говорит армейскому командиру, чтобы тот трубил в трубу. Цель этой тревоги — предупредить страну о приближении вражеского войска. Хотя здесь враг и не называется, это, наверняка, Ассирия (см. 8:9).
Враг Израиля наступал «на дом Господень». В Ветхом Завете эта фраза обычно указывает либо на скинию, либо на иерусалимский храм. Однако в данном, северном, контексте это народ Израиля. Слово «дом» употреблено в смысле «семья» (см. 9:8, 15).
Враг, говорит пророк, «как орел» (нешер) — большая быстрая птица, которая устремляется на землю и хватает свою добычу (Иов. 9:26; Иер. 4:13; 48:40; Плач. 4:19; Авв. 1:8). В Законе Бог предупреждал Израиль, что если они нарушат Его закон, то другой народ налетит на них, «как орел» (Втор. 28:49).
Вот они и нарушили Божий завет и преступили Его закон, за что Израиль и подвергнется нападению. Слова «завет» и «закон» употреблены здесь как синонимы. Обычно считается, что Закон разрабатывал и пояснял положения завета (приведенные в Исх. 20 и далее), который был соглашением между Богом и Израилем и предшествовал Закону (Исх. 19).
Стих 2. После описания сцены будущей битвы народ взывает к Господу, умоляя об избавлении: «Боже мой! Мы познали Тебя, мы — Израиль». Познание, которым они хвалились, они же систематически и отвергали (4:1, 6). И вот печальный результат: когда наступит время погибели, их воззвание к Богу будет тщетным. Тогда народу будет слишком поздно «познавать» Бога.
Стих 3. Поскольку «отверг Израиль доброе», они могут ожидать лишь того, что враг будет преследовать и победит их. «Доброе» (тоб) — это праведные пути Господа и Сам Господь. Люди отвергли самое что ни на есть доброе — познание истинного Бога и служение Ему.
ЦАРИ И ИДОЛОСЛУЖЕНИЕ
«Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель. Оставил тебя телец твой, Самария! Воспылал гнев Мой на них; доколе не могут они очиститься? Ибо и он — дело Израиля: художник сделал его, и потому он не бог; в куски обратится телец самарийский!» (Ос. 8:4–6).
Стих 4. Перечисляются другие грехи, которые в конечном итоге приведут к гибели северного царства. Первый грех состоял в том, что они поставляли царей и князей без Божьего ведома. Правителей выбирали себе люди, а не Бог. Раньше царей избирал Господь, а пророк помазывал их елеем. В этом смысле они были «помазанники Господние». Однако в описываемый период цари сами силой захватывали трон.
Так как Бог всеведущ, то фраза «но без Моего ведома» кажется неуместной. Однако еврейское слово иада, «ведать», иногда означает «избирать» (Быт. 18:19). Конечно же, Бог знал все об этих царях, но Он не избирал их для правления. Они не получили Его одобрения (НРП).
Называется еще один грех, который совершили израильтяне. «Из серебра своего и золота своего они сделали для себя идолов» (см. Исх. 20:3–6). Это было злоупотребление благосостоянием, которое Бог дал им. Говоря словами Питера Крейги, «Веру в невидимого и всесильного Бога они променяли на пустые поклоны перед видимым и бессильным куском металла».
От этих идолов, которых они сделали, придёт гибель. Следствием их идолослужения будет отсечение их от Божьей защиты и Его благословений. Формулировка звучит так, будто они намеренно сделали идолов, чтобы навести на себя погибель. Однако возможно, это всего лишь риторический прием, цель которого — иронично представить незапланированный результат (гибель) таким образом, будто это сделано намеренно.
Стих 5. Вдохновленный Богом, Осия говорит о самом первом акте идолослужения, который отвернул народ Израиля от Господа. Что значит телец твой, Самария? Это мог быть телец, установленный в Вефиле, который играл заметную роль в истории северного царства. Когда северные колена отделились от Иуды, их царь Иеровоам сделал двух золотых тельцов и поставил их в Вефиле и Дане (3 Цар. 12:28–33). Народу северного царства он сказал: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль» (3 Цар. 12:28). Для пророков эти тельцы символизировали все идолослужение северного царства. Из-за идолопоклонства людей Божий гнев то и дело обрушивался на них («воспылал гнев Мой на них»), и они не могли очиститься (см. Исх. 20:5; Втор. 11:16, 17).
Стих 6. Поклонение Израиля другим богам Осия считает возмутительным, восклицая: «Ибо и он [телец] — дело Израиля». Их идолослужение — мерзость!
Свое прорицание об Израиле Осия завершает заявлением, что телец самарийский — явно не истинный Бог, поскольку он сделан человеком, им же разобьется и в куски обратится. Значение еврейского термина шебабим, переведенного как «куски», не совсем ясно. В РБО это место переведено «предан огню будет», что может говорить о том, что идол был сделал из дерева и покрыт золотом. В противоположность идолу, Господь Бог не имел начала и не имеет конца. Он управляет землей.
ОБРАЗОВАНИЕ СОЮЗОВ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ
«Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят её. Поглощён Израиль; теперь они будут среди народов, как негодный сосуд. Они пошли к Ассуру, как дикий осёл, одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе. Хотя они и посылали дары к народам, но скоро Я соберу их, и они начнут страдать от бремени царя князей» (Ос. 8:7–10).
Стих 7. Указав на грех Израиля, Бог снова предрекает им наказание. «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю». Подобные крылатые выражения, говорящие о севе и жатве, есть и в других местах Писания (10:12, 13; Иов. 4:8; Пс. 125:5, 6; Прит. 11:18; 22:8; 2 Кор. 9:6; Гал. 6:7). Израильтяне пожнут даже больше, чем посеяли. Наказание за всякое совершённое ими зло во много раз превысит эти грехи. Их зерно не даст муки. А если и даст, то ее заберут чужие — воры или иноземные захватнические армии.
Стих 8. Бог продолжает перечислять последствия грехов Израиля. Говоря о будущем, как если бы оно уже произошло, Он говорит: «Израиль... среди народов». Это означало, что народ поглощен, или уведен в плен. В изгнании народ будет, «как негодный сосуд» — как старый разбитый глиняный горшок, бесполезный, ни на что не годный, выброшенный в мусор (см. Иер. 22:28; 48:38).
Стихи 9, 10. Израиль был, «как дикий осел, одиноко бродящий» в пустыне в поисках пропитания (см. Быт. 16:12; Иов. 24:5). Они пошли к Ассуру в надежде, что союз с этим народом поддержит их. А еще Израиль был похож на блудницу, ставшую такой непривлекательной, что ей приходится нанимать мужчин, чтобы удовлетворить свою похоть. Так и Израиль приобретал подарками расположение к себе, посылая дары к народам. За образование этих запрещенных Богом союзов он платил высокую цену.
Однако их союзы не помешают Богу наказать их. За свой грех израильтяне начнут страдать, становясь слабее, малочисленнее, теряя авторитет и благоденствие. Причиной их упадка будет бремя царя князей, которое он возложит на них. Слово «бремя» (масса) может означать дань, которую платил Израиль (см. 2 Пар. 17:11). «Царь князей» — это титул царя Ассирии. По иронии, Израиль приведет к упадку тот самый царь князей, чьей помощи они добивались.
Хотя разные версии последние две строки переводят по-разному, все они передают одну и ту же мысль:
«И они начнут страдать от бремени царя князей» (Синод. пер.).
«Они начнут изнемогать под гнетом могущественного царя» (НРП).
«Задрожат под бременем дани и царь, и начальники» (РБО).
«Они будут страдать под гнётом могущественного царя» (Совр. пер.).
ТЩЕТНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ
«Ибо много жертвенников настроил Ефрем для греха, — ко греху послужили ему эти жертвенники. Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет. Забыл Израиль Создателя своего и устроил капища, и Иуда настроил много укреплённых городов; но Я пошлю огонь на города его, и пожрёт чертоги его» (Ос. 8:11–14).
Стих 11. Северное царство настроило много жертвенников. Они поклонялись идолам не только у жертвенников, которые были изначально построены Иеровоамом, они еще — по примеру того же Иеровоама — поставили языческие жертвенники на высотах по всей земле. Возводили они эти жертвенники якобы для поклонения Господу или предназначали их для дальнейшего поклонения другим богам — все они послужили им ко греху. По словам Кинга, «жертвенники строились для искупления греха, но только умножали его!» Бог повелел быть только одному жертвеннику и только в Иерусалиме (см. Втор. 12:5–14). Жертвы Он будет принимать в Иерусалиме и нигде больше. Его священники должны отправлять службу в том месте, которое избрал Он. Поэтому, когда Израиль возводил новые жертвенники и поклонялся у уже имевшихся греховных жертвенников, он умножал вопиющие грехи.
Стих 12. Израиль отверг все Божьи усилия вернуть народ к Себе. Хотя Бог продемонстрировал Свою великую любовь к Израилю, написав ему важные законы, грешный народ Божий не ответил на это выражение сострадания. В трактовке Совр. пер. («Я написал 10 тысяч законов») стих в одном упреке объединяет колкость, сарказм и гиперболу. Это намеренное преувеличение Божьей законотворческой деятельности, чтобы показать, как Израиль полностью отверг Его закон.
Гиперболическое «10 тысяч законов» подчеркивает ту истину, что Бог и так и эдак открывал Свою волю Израилю. Он написал Десять заповедей на двух скрижалях, или каменных табличках (Исх. 24:12; 31:18; 34:1, 29). Он передал Закон Моисею, который, в свою очередь, сохранил его в письменном виде. Хотя Израиль имел Закон, который ему постоянно напоминали пророки, его требования «сочтены им как бы чужие». Народ не хотел принимать Закон во внимание и каяться.
Стих 13. Как израильтяне настроили «много жертвенников» (8:11), точно так они любили приносить жертвы — но руководствуясь неправильными побуждениями. Они совершали жертвоприношения, чтобы есть мясо, а не угождать Господу. В древнеизраильском обществе простые люди редко ели мясо. В особых случаях, когда поклонник приносил животное Господу в качестве «мирной жертвы» — когда часть животного сжигалась на жертвеннике, а часть съедалась поклонником и другими, — тогда люди радовались возможности поесть мясо. Однако целью мирной жертвы было не обеспечить людей мясом, а обрести и прославить мир с Богом и мир среди Его народа. Израильтяне, видимо, игнорировали духовную цель жертвоприношений и целиком сосредотачивались на их физических благах.
Такие жертвы Богу были неугодны. Результатом игнорирования израильтянами Божьих предписаний и их насмешек над Божьей системой жертвоприношений станет то, что Господь «вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их», отправив в плен. Фразу «они возвратятся в Египет» следует понимать символически, основываясь на истории рабства там. К тому же, в 11:5 сказано, что они пойдут не в Египет, а в Ассирию.
Стих 14. Израиль, северное царство, и Иуда, южное царство, были похожи в том, что оба отвергли познание и забыли своего Бога. Он назван их Создателем, потому что Он дал им жизнь и сделал их Своим народом, когда вывел из Египта.
Забыв Бога, народ «устроил капища» (по другой версии «дворцы»; НРП; РБО) и «настроил много укреплённых городов». Связь между забвением Бога и строительством капищ (дворцов) и укрепленных городов могла быть двоякой. Во-первых, они были неблагодарными. Они забыли, что именно Бог содействовал их процветанию и дал возможность построить «чертоги». Во-вторых, у них не было веры как доверия. Они забыли, что Бог был способен защитить их, даже когда у них не было крепостей. Эти внушительные сооружения будут разрушены, когда Бог накажет Свой народ за грехи, послав на них огонь. Вторгшиеся армии в прямом смысле уничтожат города Божьего народа огнем (см. 10:14).