Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Славный король Анри IV. Часть 12. Завоевание государства (1591-1593)

Неудачи 1590 года не сломили воли короля. Францию требовалось завоевать во что бы то ни стало. Но борьба в некотором смысле становилась труднее. Король Испании Филипп II открыто вступил в борьбу за корону Франции. А это вам не какой-то там герцог Майенн. Генрих IV тщательно готовится к новой кампании. В течение зимы 1590/1591 годов его посланцы шныряют по дворам протестантской Европы. Где-то дают денег, где-то наемников, где-то военное снабжение. К весне 1591 года Беарнец имеет армию в 30 тысяч человек. С ней уже можно предпринять серьезное наступление. Но куда? Советники тянули короля в Нормандию на Руан. Взятие столицы надежно закрепило бы за Генрихом контроль над всей провинцией, служащей воротами из Англии во Францию. Но король выбирает другую цель. Многие историки считают, что во всем виновата женщина. Точнее страсть Генриха к красавице Габриели д'Эстре. Будучи двадцатью годами моложе короля, Габриеель покорила его сердце и умело воспользовалась своей властью. Дядя Габриели был гу
Оглавление
Габриель д'Эстре.
Габриель д'Эстре.

Шерше ля фам

Неудачи 1590 года не сломили воли короля. Францию требовалось завоевать во что бы то ни стало. Но борьба в некотором смысле становилась труднее. Король Испании Филипп II открыто вступил в борьбу за корону Франции. А это вам не какой-то там герцог Майенн.

Генрих IV тщательно готовится к новой кампании. В течение зимы 1590/1591 годов его посланцы шныряют по дворам протестантской Европы. Где-то дают денег, где-то наемников, где-то военное снабжение.

К весне 1591 года Беарнец имеет армию в 30 тысяч человек. С ней уже можно предпринять серьезное наступление. Но куда? Советники тянули короля в Нормандию на Руан. Взятие столицы надежно закрепило бы за Генрихом контроль над всей провинцией, служащей воротами из Англии во Францию. Но король выбирает другую цель.

Многие историки считают, что во всем виновата женщина. Точнее страсть Генриха к красавице Габриели д'Эстре. Будучи двадцатью годами моложе короля, Габриеель покорила его сердце и умело воспользовалась своей властью.

Дядя Габриели был губернатором Шартра. Лигисты захватили город и выгнали его. И вот король-рыцарь, дабы услужить даме сердца (а заодно и покорить ее), 19 февраля 1591 года осадил Шартр.

Шартр оказался «злым городом» и против всяких ожиданий сопротивлялся целых два месяца. Королевская армия теряла тут время, деньги, людей вместо того, чтобы завоевывать Нормандию. Без помощи извне шансов у шартрцев не было никаких, и 19 апреля город сдался.

Но два месяца были потеряны. Потеряны для армии короля. Но не для его противников. Они получили возможность изготовиться для броска. Так что король вместо Нормандии был вынужден блюсти Нидерландское направление.

Ходили упорные слухи, что в августе в угоду милой Габриели король взял город Нуайон. Отец фаворитки тут же был назначен губернатором города. Здесь Генрих надолго «залип» подле юбок Габриели. Только 11 ноября 1591 года королевская армия осадила Руан.

Генрих IV. Портрет 1592 года.
Генрих IV. Портрет 1592 года.

Второй выход Фарнезе

Тем временем герцог Майенн вел переговоры с испанцами. Герцог Пармский Алессандро Фарнезе сумел настоять на своих условиях и в начале 1592 года вошел во Францию. Здесь он соединился с Майенном. Образовавшаяся группировка (23 тысячи) начала наступление.

Как в зеркале повторялась ситуация 1590 года с осадой Парижа. Генрих IV осаждает город, Фарнезе приближается. Король должен решить: принимать бой здесь, отступить или идти навстречу врагу?

Уставший сидеть под стенами Руана король с энтузиазмом бросился навстречу противнику. Но не со всей армией, а лишь с 6 тысячами конницы. Остальная часть армии (возможно, свыше 20 тысяч человек) во главе с маршалом Бироном продолжила осаду.

Безрассудство? Это еще что! Отделив от кавалерийской массы около 900 человек, король принялся кружить вокруг армии Фарнезе. Возможно, для партизанских действий такой метод и хорош. Но, во-первых, во главе партизанского отряда не должен находиться король. Во-вторых, он и действовал не как партизан.

5 февраля 1592 года близ городка Омаль отряд короля внезапно для себя нарвался на всю армию Фарнезе. Имея преимущество в легкости хода, конный отряд еще мог бы избежать столкновения. При одном условии: если бы во главе его не стоял такой горячий вояка как Генрих IV.

В произошедшем бою Генрих был ранен пулей в область поясницы (а может и пониже). Собственно, словом, обозначающем мишень для этой пули, и можно обрисовать для французов исход боя. Да и всей кампании.

Руан продолжал отбивать все атаки. И дождался-таки подхода помощи. 20 апреля 1592 года Фарнезе и Майенн сняли осаду со столицы Нормандии.

Одержав эту победу, Фарнезе продолжил кампанию. Он осаждал и брал города. Генрих IV наносил по испанцам частичные удары. Фарнезе был ранен, но всё же дошел до Парижа, где укрепил гарнизон.

После этого испанцы завершили кампанию и вернулись во Фландрию. За время отсутствия там Фарнезе голландцы одержали ряд побед. Король рассердился на герцога и снял его с поста. Огорченный Фарнезе, возможно не оправившись от ран, скончался 2 декабря 1592 года.

Можно считать, что это и стало самой важной победой Генриха IV в 1592 году – умер его наиболее опасный противник.

Герцог Майенн.
Герцог Майенн.

Генеральные штаты

К исходу 1592 года оба противника – Генрих IV и Майенн – начали выдыхаться. У Генриха нарастало напряжение в отношения с католическими сторонниками. Он до сих пор не выполнил своих обещаний относительно смены религии.

Майенн же впал в слишком большую зависимость от испанцев. И это волновало уже его сторонников, не желающих получить себе на шею испанского короля или королеву. А заодно расплатиться за помощь французскими землями.

Стороны вступили в переговоры. Согласовать условия оказалось делом трудным. И даже невозможным. Но не это главное. Важно, что переговоры в принципе начались и наступило некоторое затишье в боевых действиях. Ну а если Майенн откажется продолжать разговор, всегда можно найти уставших от войны лигистов.

В начале 1593 года герцог Майенн созывает в Париж депутатов Генеральных штатов. Понятно, что в этих Штатах были представлены в основном сторонники Лиги. Однако они не были одновременно и сторонниками Майенна. Для герцога обстановка ухудшалась.

Депутатам предложили две кандидатуры на роль католического короля: сына герцога Майенна или короля Испании. Ни тот, ни другой никак не устраивали честных французов.

Причем первый не устраивал еще и испанцев. Но как они не давили, как ни подкупали делегатов, добиться успеха не смогли – даже лигистская Франция отказалась принимать иностранного монарха.

Если бы не приверженность Генриха Наваррского протестантизму… В мае 1593 года депутаты Генеральных штатов явились перед королем.

Пора, ой как пора было Генриху принять неизбежное решение.

Продолжение:

------

Все очерки рубрики "История Франции":

История Франции | Internetwar. Исторический журнал | Дзен