Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Славный король Анри IV. Часть 11. 1590 год

После поражения под стенами Парижа Генрих IV отступил в город Тур на Луаре. Нужно перевести дыхание, подсчитать силы, сторонников, союзников. Нужно немного отойти назад, чтобы посильнее разбежаться. В течение зимы 1589/1590 годов в Тур стекались либо откровенные сторонники короля, либо те, кому претила Лига и герцог Майенн с испанцами. В общем, королю было из кого собрать свой Королевский совет. Постепенно стала проясняться позиция губернаторов. Они, собственно, и определяли позицию той или иной провинции – за Беарнца или за Лигу. Франция покрылась чересполосицей. То есть какого-то явного перевеса в свою пользу Генрих IV не получил. Королевство следовало завоевать. А тут еще приходилось балансировать на кромке лезвия. Католикам «при вступлении в должность» короля Генрих IV пообещал, как минимум, внимательно ознакомиться с догматами веры (как будто он их не знал, будучи несколько раз католиком!). А протестанты ревниво следили за своим лидером – не предаст ли он истинную (по их мнению) в
Оглавление

Шаг назад, два вперед

После поражения под стенами Парижа Генрих IV отступил в город Тур на Луаре. Нужно перевести дыхание, подсчитать силы, сторонников, союзников. Нужно немного отойти назад, чтобы посильнее разбежаться.

В течение зимы 1589/1590 годов в Тур стекались либо откровенные сторонники короля, либо те, кому претила Лига и герцог Майенн с испанцами. В общем, королю было из кого собрать свой Королевский совет.

Постепенно стала проясняться позиция губернаторов. Они, собственно, и определяли позицию той или иной провинции – за Беарнца или за Лигу. Франция покрылась чересполосицей. То есть какого-то явного перевеса в свою пользу Генрих IV не получил. Королевство следовало завоевать.

А тут еще приходилось балансировать на кромке лезвия. Католикам «при вступлении в должность» короля Генрих IV пообещал, как минимум, внимательно ознакомиться с догматами веры (как будто он их не знал, будучи несколько раз католиком!). А протестанты ревниво следили за своим лидером – не предаст ли он истинную (по их мнению) веру?

Чтобы не скучать зимой, король иногда совершал вылазки в города поблизости, приводя их под свою руку. Но такие завоевания оказывались непрочными. При приближении армии католиков они переходили под руку Лиги. Требовалось разбить главные силы противника.

В конце зимы и Генрих IV, и Шарль Майенн выступили друг против друга.

Генрих IV в сражении при Иври.
Генрих IV в сражении при Иври.

Сражение при Иври

Столкновение произошло 14 марта 1590 года при деревне Иври на границе Нормандии и Иль-де-Франс.

Считается, что силы противников были приблизительно равны. Может быть с небольшим численным перевесом в пользу Майенна – тысяч по 15 с обеих сторон (у Майенна возможно 16-17 тысяч). За католиков сражался небольшой контингент испанских войск, прибывших из Нидерландов.

Генрих IV смог занять более выгодную позицию – спиной к солнцу и ветру. Видимо, он собирался вести оборонительное сражение. Ну что ж, Майенн согласился первым пойти в атаку.

В первом столкновении конница Майенна смогла опрокинуть конницу короля. Тогда, чтобы не допустить всеобщего бегства, Генрих IV с отрядом телохранителей лично бросился в гущу схватки. И, о чудо, он смог увлечь своих всадников и привести в замешательство конницу противника. Она бежала с поля боя, оставив пехоту без прикрытия.

Теперь завоевать победу для короля стало делом техники. Армия католиков была разгромлена наголову – до 6 тысяч убитых и 4 тысячи пленных. Потери армии Майенна усугубились необходимостью бежать через реку. В ней многие и утонули.

Генрих действительно стяжал славу победоносного полководца. В относительно короткий срок он одержал ряд заметных побед. И зачастую над более сильным врагом.

Осада Парижа.
Осада Парижа.

На Париж!

Ну уж теперь-то, после такой победы, парижане не могут не признать своего короля. Но оказалось еще как могут. Ну, хорошо, Генрих решил действовать иначе, не нахрапом, а тихой сапой. С апреля 1590 года он взял Париж в блокаду, а потом перешел и к осаде.

Причем теперь, чтобы надежнее отрезать столицу от Нидерландов, Генрих IV разместил свои главные силы на правом берегу Сены. Посмотрим, что скажут парижане, когда в брюхе начнет урчать, а помощи от Майенна и испанцев не будет.

Король действовал правильно. Ударил в центр именно тогда, когда армия врага была разгромлена. Он попытался взять Париж до сбора новой армии католиков. Возможно, ему это удалось бы, не встань во главе обороны столицы деятельный герцог Немур.

Еще до полного перекрытия путей подвоза Немур собрал из окрестностей сколько успел провианта. А также насколько возможно усилил гарнизон. Он не полагался только на городское ополчение, а привел в город профессиональных солдат.

Отдельные атаки осаждающих не имели успеха. Но Генрих больше полагался не на них, а на голод. Рано или поздно население огромного города начнет голодать. Оно и начало. К середине лета жители съели все запасы муки и приличных животных. Далее в ход пошли собаки, кошки и, как говорили очевидцы, крысы.

В городе начались волнения. Уже не только простолюдины, но и менее фанатично верующие буржуа громко высказывались за капитуляцию. Еще немного, еще чуть-чуть и Париж бы пал. Но Майенн и испанцы не сидели сложа руки. В августе границу перешел Алессандро Фарнезе герцог Пармский, наместник Нидерландов.

Соединенная армия Фарнезе и Майенна насчитывала свыше 20 тысяч человек. Причем из Нидерландов шла грозная испанская пехота – это вам не что-либо-как.

Алессандро Фарнезе.
Алессандро Фарнезе.

Вновь неудача

Что оставалось Генриху IV? Принять бой, имя за спиной гарнизон Парижа и перед собой равную или даже несколько большую по численности армию настоящих профессионалов во главе с настоящим полководцем? Или бросить Париж, обратившись против испанцев?

Генрих опять же поступает правильно. 30 августа он частично снимает осаду Парижа, собирает свою армию в кулак и идет против наиболее опасного противника, то есть против Фарнезе.

Но испанский полководец не вчера родился. Он четко понимал свою задачу – снять осаду с Парижа. Для этого вовсе необязательно вступать в рискованное сражение с армией короля.

Около недели Фарнезе играл с Генрихом IV в кошки-мышки. И таки переиграл Беарнца. 7 сентября испанцы захватили город Ланьи на реке Марна. Он запирал путь по реке к Парижу. И тут же в столицу двинулись баржи с продовольствием. Собственно, это было всё, что требовалось.

Неудача сказалась самым неприятным образом на армии короля – она начала разваливаться. Дворяне покидали своего монарха и разъезжались по домам. А Фарнезе тем временем откупорил еще и путь по Сене.

Униженный король снял осаду с Парижа и отступил. Фарнезе также вывел свои войска из Франции, оставив Майенну ограниченный контингент.

Начатый блестящей победой при Иври 1590 год завершился для Генриха практически ничем. Он был так же далек от завоевания королевства, как и год назад.

Продолжение:

------

Все очерки рубрики "История Франции":

История Франции | Internetwar. Исторический журнал | Дзен