Вечером 22 января я в очередной раз возвращался из Ялты, ехал на ещё не старенькой "Мальве", которой уже 14 лет. По дороге автобус сломался, водитель прекрасно знал автобус и быстро починил, опоздали в Севастополь всего на 30 минут.
За последний год это уже второй случай у меня. В августе прошлого года сопровождал я экскурсию в Симферополь в Крымский этнографический музей. Арендовали новенький КАвЗ-4238 "Аврора", 2019 года выпуска. Эти "Авроры" очень хорошие автобусы, но как и все последние модели из Кургана абсолютно не адаптированы под южный климат. И вот на обратной дороге автобус сломался, мы застряли на "Тавриде" между Бахчисараем и Севастополем. Водитель не смог починить автобус, и мы целый час ждали, когда нас заберут на подменном транспорте. Всё закончилось хорошо.
Чувствуете разницу? Старый автобус починили за 20-30 минут, а новый не смогли отремонтировать в полевых условиях.
Во-первых, водитель, конечно же, не обязан быть автомехаником. Но так повелось на бескрайних просторах нашей страны с самого начала автомобилизации, водитель что-нибудь да знает.
Во-вторых, когда АТП покупают новые модели транспорта, то очень надо, чтобы завод изготовитель прислал инструктора. КАвЗ-4238 "Аврора" это достаточно новая модель для Крыма, первые школьные автобусы появились в 2015, а на межгород первый вышел в 2017. Очень похоже на то, что АТП никакого инструктажа и обучения от производителя не получали.
Кстати, в 2018-2020 годах наш город-герой получил 150 автобусов КАвЗ-4270-70, и после первой партии Севастополь затребовал техническую адаптацию под южные условия. Вот тут на фотографиях видно.
Автобусы из партий 2019-2020 годов (справа два, ПАЗик просто рядом).
А это автобус из первой партии 2018 года.
Но для 4238 "Авроры" такой адаптации не сделано, поступают как есть. Поэтому совсем не удивительно, что летом им жарко.
Вообще, в целом ситуация на внутреннем межгороде Крыма вызывает разные чувства - от удивления до обеспокоенности.
Дело в том, что многие перевозчики начали было обновление. Смотрите, что ходило на маршруте Севастополь - Симферополь.
На последней фотографии на заднем плане виден "Вектор" - он тоже ходил по этому маршруту.
Но всё это исчезло в один момент.
К 2024 году все основные крымские маршруты из Симферополя, кроме направлений на Джанкой и Евпаторию, стали обслуживать... "Спринтеры". Это какой-то капец, ребята.
Это Луидор (отечественная копия "Спринтера") ИП Кочкорова из Бахчисарая. Согласно открытым данным этот чудак в прошлом году продал все 5 "Аврор", которые он покупал новыми в 2018 году, и вместо них купил 6 ПАЗ "Вектор Некст" (4 новых и 2 б-у) и 3 старых Луидора, всё остальное у него конкретное старьё, начиная с 1990 года выпуска, среди самых новых вот эти Луидоры, 7 штук, 2013-2018 годов выпуска, 6 "Векторов-Некст" 2021-2024 годов, 2 ПАЗ-4234 2019 года и 3 "Ивана" 2013 года. Мельчает перевозчик, "Авроры" давали ему более солидный статус. Хотя, может Эрнэс Яяевич так сознательно сделал, но это не отменяет того факта, что он мельчает. Тут, кстати, прослеживается трудность перевозчиков работать с новыми моделями.
Из Севастополя и Симферополя в направлении Керчи, Кировского, Нижнегорского и Феодосии, из Симферополя в Алушту и Ялту ходят исключительно "Спринтеры", их разбавляют иногда "Ивеко". Исключение - на Щёлкино всё ещё ходят автобусы (китайские), и всё.
Последней сдалась автостанция Северная, там в прошлом году впервые на Симферополь стали подавать "Спринтеры".
Идёт конкретная деградация внутренней маршрутной сети Крыма. Одновременно со "спринтеризацией" исчезли несколько маршрутов. У нас в Севастополе из Родного и Хмельницкого ходили прямые автобусы на Симферополь, они исчезли, как и из Залесного. Исчез также прямой маршрут Евпатория - Феодосия. На всех пропавших маршрутах ходили или "Мальвы" ("Мальвины"), или Богданы А092, когда они не смогли выйти на маршрут, то перевозчики просто отказались от маршрутов, а замены нет.
Больше всех пострадал Старый Крым. Все дальние автобусы пустили по новой трассе "Таврида", в итоге на старой дороге остались только внутренние маршруты, и автостанция в Старом Крыму, в основном, стала видеть автобусы только Щёлкино (Севастополь, Симферополь) и местные пригородные на Кировское (там ходят автобусы "Крымтроллейбуса" с интервалом 2 часа). Остальное это "Спринтеры".
В Симферополе ходят автобусы на Саки, на Евпаторию не знаю, надеюсь тоже. В Севастополе ходят автобусы на Армянск, Джанкой, Евпаторию и Ялту. При чём один из двух автобусов на Джанкой это "Мальва", единственная, которая дополняет ялтинских.
По Ялте, вообще, феномен. ЯТК-14328 умудрилась сформировать фирменную бригаду "Мальв", упакованную в рекламу "Атлантиды" и пустить их по одному маршруту, на Севастополь. Смотрится интересно, такого в Крыму больше нет.
Всего у перевозчика 8 таких автобусов, годы выпуска от 2007 до 2013. Линию можно так и назвать - "Атлантида". :). На снимке 679 "Мальва" из Атлантиды. :) Ну а 22 января возвращался на 103 "Мальве".
Всю эту ялтинскую компанию разбавляет наша "Ника Тур", у которой есть один оборотный рейс в Ялту, летом перевозчик иногда ставит довольно интересные евробусы, зимой обычно работает коротыш.
Ну а ЯТК-14328 в 2021 году купила в Ульяновске на заводе два новых СимАЗ-2258, иногда бывают на маршруте в Севастополь. Такие же автобусы в Ялте эксплуатирует "Крымтроллейбус", в основном на пригородном маршруте № 115, а также постоянно на линии Ялта - Советский, хоть один местный междугородний автобус ходит через Ангарский перевал, без троллейбусов на линии Симферополь - Алушта - Ялта была бы катастрофа.
А линию Севастополь - Симферополь спасает электричка.
Вот такие дела у автобусных хозяйств Крыма на начало 2025 года.
С уважением к читателям, автор канала Александр Рыжов.