Найти в Дзене
Записки от безделья

Грейди Хендрикс "Хоррормолл" (Horrorstör, 2011)

В 2023 году выход этой книги не заметил только ленивый. Яркая обложка в стиле каталога IKEA, любопытная аннотация, красочная оформление (и скандал с неправильной версткой первого тиража), - все способствовало известности. Правда, отзывы на книгу были самые противоречивые - от восторженных ("Божечки, побольше бы таких книг") до уничижительных ("Самое худшее, что я читала за последние 2 года"). Интересно? Интересно, подумала я и пошла лично разбираться с каталогом IKEA "Хоррормолл".

Английская и немецкая обложки
Английская и немецкая обложки

В центре сюжета - дешевый клон IKEA, американская сеть ОРСК. В одном из многочисленных магазинов сети, расположенном в Огайо, с самого открытия творится какая-то чертовщина: постоянные несостыковки инвентарных списков, ломающееся оборудование, низкий доход при достаточном количестве клиентов, пугающие смс "Помогите!", рассылаемые сотрудникам. По ночам же кто-то крадет и портит товар. Начальство решает провести внутреннее расследование. Чтобы вычислить злоумышленника, на ночь в закрытом магазине остается несколько человек. И им действительно удается кое-что обнаружить. И очень сильно пожалеть об этом...

Обратная сторона обложки
Обратная сторона обложки

Американец Грейди Хендрикс (род. в 1972 году) - писатель, сценарист, журналист. "Хоррормолл" - не литературный дебют, но первая книга, прославившая писателя и переведенная на множество языков. Вот как сам автор объясняет рождение "ОРСКа":

-4
Иллюстрация
Иллюстрация

Надо сразу понимать, что перед нами - не классический роман ужасов. Сам автор называет "Хоррормолл" пародией. Так что будет не только страшно, но и смешно. А по-настоящему жутких моментов, пожалуй, не встретится вовсе (прониклась только историей с Руфь Энн). В целом же Хендриксу отлично удается балансировать на стыке жанров, от души сдабривая оба актуальной социалочкой: о корпоративном рабстве, отупляющем однообразном труде, рабочем классе, который не в состоянии рассчитывать на нечто лучшее, нежели "партнерство" в подобном ретейле. Внутренняя кухня корпорации также описана достаточно подробно.

Аудиокнига на английском
Аудиокнига на английском

Затронуты будут и психологические проблемы, а уж по трудотерапии автор и вовсе проедется асфальтоукладчиком. В целом же книга показалась не столько пародийным романом ужасов, сколько психологическим ужастиком: многие в героях узнают себя. И ужаснутся. Собственно, психологизм и вышел для меня на первый план, полностью затмив "страшную" сторону. Кстати говоря, довольно-таки типичную для данного жанра: тут ничего нового читателя, даже поверхностно знакомого с ужасами, не ждет.

Хорош и язык автора, и переводчик постарался на славу. Цепляет уже с первого абзаца:

Начало "Хоррормолла".
Начало "Хоррормолла".

Невозможно не заметить яркую параллель, что проводит автор между реальным и потустороннем миром: сотрудники ритейла мало чем отличаются от тех, с кем им придется столкнуться. История у каждого работника своя, но в целом они похожи: вольно или невольно, но работа в ОРСКе стала их единственным смыслом существования. Кто-то покорно тянет лямку, поначалу надеясь, а потом отчаявшись вырваться в "настоящую" жизнь. Кто-то искренне верит, что принадлежит к большой и дружной корпоративной семье, которая печется о всех своих "партнерах". Кто-то бунтует против родителей, эпатируя тех нестандартной внешностью и неподходящей работой. Однако, как иронично замечает одна из героинь, "поскреби бунтаря, и обнаружишь папину кредитку".

План ОРСКа (иллюстрация)
План ОРСКа (иллюстрация)

Главная героиня Эми - типичная неудачница, которой никак не удается пробиться в люди. "Она не ожидала от жизни справедливости, но разве обязательно быть настолько беспощадной?" Но если в начале романа Эми винит в своих неудачах окружающих, то к концу понимает: проблемы следует искать в себе.

"Всю жизнь Эми не хватало самую малость. Она отступала, не успевала, бросала. Вся жизнь – сплошное отступление. Сейчас Эми старалась изо всех сил, но уже слишком поздно".

Ночь в ОРСКе переворачивает представления девушки о себе и окружающих, к которым она привыкла относиться снисходительно или даже с неприязнью. Вымученные корпоративные правила обретают смысл, и коллеги действительно становятся семьей. Особенно ярко это проявляется в финале, где ей говорят то, что девушка и сама думала только утром: "Вы ...не должны винить себя за такой поворот событий. Вы не были в ответе".

Иллюстрация
Иллюстрация

Как говорит один из героев, начальник Эми Бэзил:

"Нельзя просто уйти от беды, надеясь, что кто-нибудь исправит и приберёт".

Кстати говоря, данный персонаж мне тоже очень понравился. Эми его терпеть не может: "Дело было не в том, что он на три года моложе и на пять позиций выше. И не в том, что он тощий и нескладный гик, сплошь торчащие лопатки и локти... И не в нескончаемом потоке фальшивого корпоративного вдохновения, который извергался из него в любое время рабочего дня. Нет - проблема Эми главным образом была в том, что Бэзил вел себя так, будто жалел ее, словно взял на благотворительное попечение неудачницу, требующую особого внимания, и за это ей хотелось дать ему в морду". Однако в процессе событий девушке придется изменить свою точку зрения и по поводу себя, и по поводу зануды-начальника.

Грейди Хендрикс перед магазином IKEA, готовым посоперничать по части ужасов с отелем "Оверлук" из "Сияния" Стивена Кинга.
Грейди Хендрикс перед магазином IKEA, готовым посоперничать по части ужасов с отелем "Оверлук" из "Сияния" Стивена Кинга.

Главный злодей тоже вышел интересным. У него своя мораль и свой взгляд на жизнь, причем иногда ему нечего возразить. Что-что, а диагнозы своим жертвам он ставит правильно. Хорошо и поведение кающихся ближе к концу романа: чуда не случилось.

Финал мне очень понравился: он идеальный. Грустный, но внушающий надежду на лучшее. Кто, если не мы - девиз выживших персонажей. И действительно, если не они, то вскоре произойдет еще более страшная трагедия: ведь на последних страницах бумажной версии мы видим это:

Иллюстрация
Иллюстрация

Вообще надо заметить, что наилучший формат для чтения "Хоррормолла" - именно бумажный: в электронной и, тем более, в аудиоверсии все эти детали остаются за кадром. Оформление вообще играет важную роль в задумке автора, чья фантазия сработала что надо: продукт на выходе получился весьма оригинальный по форме и вполне удобоваримый по содержанию.

А вот недостатков в книге практически нет. Возможно, стоило бы лучше раскрыть некоторых второстепенных персонажей, но и только. Так что, если вдруг автор решит когда-либо написать продолжение, обязательно буду читать. И уж точно обращусь к другим книгам Грейди Хендрикса: смесь юмора, ужасов, психологии и социалочки пришлась весьма по вкусу.