Найти в Дзене

Геродот, поиск истока Нила и источника его разливов

Геродот, поиск истока Нила и источника его разливов Геродот обессмертил себя, написав в труд всей своей жизни "История" в пяти книгах. В книги 2 под названием "Эвтерпа" описывается его путешествие в Египет. Это была середина V века до нашей эры и тогда Египет находился под Персидским владычеством. Важнейшим вопросом, который интересовал всех учёных, философов, да и вообще образованных людей того времени был поиск истока реки Нил. В своём труде он приводит множество версий возможного истока Нила. Первый приводится собственно египетская версия: где-то далеко на юге есть две горы, с которой стекает водопад и это место и есть исток Нила. И далее приводится легенда про фараона Псамметиха, который организовал экспедицию далеко на юг за пороги, чтобы измерить глубину Нила в самом его начале, но ввиду сильного течения реки, это оказалось невозможным. Гиря лота никак не могла дотронуться до дна. Поэтому египтяне считали, что Нил вытекает из источника бесконечной глубины. Сам Геродот с самого н

Геродот, поиск истока Нила и источника его разливов

Геродот обессмертил себя, написав в труд всей своей жизни "История" в пяти книгах. В книги 2 под названием "Эвтерпа" описывается его путешествие в Египет. Это была середина V века до нашей эры и тогда Египет находился под Персидским владычеством.

Важнейшим вопросом, который интересовал всех учёных, философов, да и вообще образованных людей того времени был поиск истока реки Нил. В своём труде он приводит множество версий возможного истока Нила. Первый приводится собственно египетская версия: где-то далеко на юге есть две горы, с которой стекает водопад и это место и есть исток Нила. И далее приводится легенда про фараона Псамметиха, который организовал экспедицию далеко на юг за пороги, чтобы измерить глубину Нила в самом его начале, но ввиду сильного течения реки, это оказалось невозможным. Гиря лота никак не могла дотронуться до дна. Поэтому египтяне считали, что Нил вытекает из источника бесконечной глубины. Сам Геродот с самого начала считал эту версию неправдоподобной.

Далее приводится версия Гекатея Милетского, полных трудов которого до нас не дошло, но сохранилось довольно много цитирований его положений в античной литературе. Согласно воззрениям Гекатея, Нил брал своё начало от самой великой на Земле реки Океан, которая течёт где-то далеко на юге, и опоясывает все земли по кругу. Геродот считал реку Океан вымыслом, так как её никто не видел и, скорее всего, она являлась лишь плодом воображения Гомера, как красивый поэтический образ.

Другое мнение относительно Нила было у Фалеса Милетского: его не интересовал исток Нила, но он рассуждал о природе его ежегодных разливов - он считал, что Нил, в отличие от большинства рек, не течёт с севера на юг, а наоборот с юга на север из-за сильных ветров, постоянно дующих на юг со Средиземного моря, но летом ветры стихают, на море воцаряется штиль и в этот момент как раз воды Нила разливаются, уже не испытывая давления ветра. Геродот с этой идеей также не соглашался, так как не знал больше другого подобного примера.

Но самым нереальным Геродот считал мнение Анаксагора из Клазомен, который считал, что Нил, подобно другим рекам, стекает с высоких гор далеко на юге благодаря таянию тамошних снегов и льдов. Приведу цитату из Геродота, который полемизирует с мнением Анаксогора:

Нако­нец, третье объ­яс­не­ние, хотя и наи­бо­лее прав­до­по­доб­ное, тем не менее, самое лож­ное. Дей­ст­ви­тель­но, и оно так же реши­тель­но ниче­го не объ­яс­ня­ет, утвер­ждая, буд­то Нил выхо­дит из бере­гов от тая­ния сне­гов. Меж­ду тем Нил течёт из Ливии, затем про­хо­дит через Эфи­оп­скую зем­лю и впа­да­ет в море в Егип­те. В самом деле, как же [раз­лив] Нила может про­ис­хо­дить от [тая­ния] сне­гов, если эта река течет из самых жар­ких стран в стра­ны, зна­чи­тель­но более холод­ные. По край­ней мере, вся­ко­му, кто вооб­ще в состо­я­нии судить о таких пред­ме­тах, пред­став­ля­ет­ся неве­ро­ят­ным, чтобы [раз­лив] Нила про­ис­хо­дил от [тая­ния] сне­гов. Пер­вый и решаю­щий довод [про­тив это­го] — зной­ные вет­ры, дую­щие из этих стран. Во-вто­рых, в этой зем­ле вовсе не быва­ет дождей и она нико­гда не покры­ва­ет­ся льдом. После же сне­го­па­да в тече­ние пяти дней непре­мен­но долж­ны выпа­дать дожди. Поэто­му если бы [в этих стра­нах] шёл снег, то были бы так­же и дожди. В-третьих, люди там чёр­ные от дей­ст­вия [силь­но­го] зноя. Кор­шу­ны и ласточ­ки оста­ют­ся там целую зиму, а журав­ли, спа­са­ясь от скиф­ских холо­дов, при­ле­та­ют в эти места на зимов­ку. Итак, если бы в этой стране, по кото­рой течёт и откуда берёт нача­ло Нил, выпа­да­ло бы хоть немно­го сне­га, то ни один из при­веден­ных фак­тов был бы невоз­мо­жен, как это и логи­че­ски необ­хо­ди­мо.

В итоге рассуждении Геродот приводят собственную позицию относительно природы разливов Нила:

А если теперь, отверг­нув при­ведён­ные мне­ния, я дол­жен выска­зать свой соб­ст­вен­ный взгляд на это неяс­ное явле­ние, я ска­жу, отче­го, как мне дума­ет­ся, раз­ли­вы Нила про­ис­хо­дят летом. Зим­ней порою солн­це, гони­мое север­ны­ми вет­ра­ми, ухо­дит со сво­его обыч­но­го лет­не­го пути в Верх­нюю Ливию. Этим, одним сло­вом, и объ­яс­ня­ет­ся всё явле­ние. Ведь та стра­на, к кото­рой бли­же все­го этот бог [солн­це] и где он пре­бы­ва­ет, есте­ствен­но, самая без­вод­ная, и реки там высы­ха­ют.

Если же вда­вать­ся в подроб­но­сти, то дело обсто­ит вот как. На сво­ем пути через Верх­нюю Ливию солн­це про­из­во­дит вот какое дей­ст­вие: так как при все­гда ясном небе зем­ля там нагре­та и нет холод­ных вет­ров, то дей­ст­вие [солн­ца] там такое же, как в лет­нее вре­мя [у нас], когда оно про­хо­дит посредине неба. Ведь солн­це при­тя­ги­ва­ет к себе воду и затем сно­ва оттал­ки­ва­ет её вверх, где её под­хва­ты­ва­ют вет­ры, рас­се­и­ва­ют и застав­ля­ют испа­рять­ся. Поэто­му совер­шен­но есте­ствен­но, что вет­ры, дую­щие из этой стра­ны (имен­но, южный и юго-запад­ный), боль­ше все­го при­но­сят дождей.

Солн­це же, мне дума­ет­ся, каж­дый раз не отда­ёт назад всю ниль­скую воду, кото­рую еже­год­но при­тя­ги­ва­ет к себе, но [все­гда] остав­ля­ет неко­то­рое коли­че­ство себе [в пищу]. Когда же зима под­хо­дит к кон­цу, солн­це сно­ва воз­вра­ща­ет­ся на середи­ну неба и с этих пор уже рав­но­мер­но при­тя­ги­ва­ет к себе воду из всех рек. До того вре­ме­ни [зимою] бла­го­да­ря обиль­но­му при­то­ку дож­де­вой воды реки пол­но­вод­ны, так как в стране выпа­да­ют обиль­ные дожди и она испещ­ре­на [пол­ны­ми воды] овра­га­ми. Летом же, когда дождей боль­ше нет и солн­це при­тя­ги­ва­ет воду, реки меле­ют. Нил же, не питае­мый дождя­ми, напро­тив, как раз в это вре­мя, когда солн­це не при­тя­ги­ва­ет его воды, [т. е. зимою], — един­ст­вен­ная из всех рек, у кото­рой, есте­ствен­но, зимой гораздо мень­ше воды (срав­ни­тель­но с нор­маль­ным уров­нем её летом). Ведь летом солн­це при­тя­ги­ва­ет к себе ниль­ские воды в такой же мере, как и воды дру­гих рек, тогда как зимой толь­ко один Нил под­вер­га­ет­ся дей­ст­вию сол­неч­ных лучей. Таким обра­зом, я дер­жусь того мне­ния, что солн­це — при­чи­на [лет­них раз­ли­вов] и зим­не­го обме­ле­ния Нила.