Геродот, поиск истока Нила и источника его разливов
Геродот обессмертил себя, написав в труд всей своей жизни "История" в пяти книгах. В книги 2 под названием "Эвтерпа" описывается его путешествие в Египет. Это была середина V века до нашей эры и тогда Египет находился под Персидским владычеством.
Важнейшим вопросом, который интересовал всех учёных, философов, да и вообще образованных людей того времени был поиск истока реки Нил. В своём труде он приводит множество версий возможного истока Нила. Первый приводится собственно египетская версия: где-то далеко на юге есть две горы, с которой стекает водопад и это место и есть исток Нила. И далее приводится легенда про фараона Псамметиха, который организовал экспедицию далеко на юг за пороги, чтобы измерить глубину Нила в самом его начале, но ввиду сильного течения реки, это оказалось невозможным. Гиря лота никак не могла дотронуться до дна. Поэтому египтяне считали, что Нил вытекает из источника бесконечной глубины. Сам Геродот с самого начала считал эту версию неправдоподобной.
Далее приводится версия Гекатея Милетского, полных трудов которого до нас не дошло, но сохранилось довольно много цитирований его положений в античной литературе. Согласно воззрениям Гекатея, Нил брал своё начало от самой великой на Земле реки Океан, которая течёт где-то далеко на юге, и опоясывает все земли по кругу. Геродот считал реку Океан вымыслом, так как её никто не видел и, скорее всего, она являлась лишь плодом воображения Гомера, как красивый поэтический образ.
Другое мнение относительно Нила было у Фалеса Милетского: его не интересовал исток Нила, но он рассуждал о природе его ежегодных разливов - он считал, что Нил, в отличие от большинства рек, не течёт с севера на юг, а наоборот с юга на север из-за сильных ветров, постоянно дующих на юг со Средиземного моря, но летом ветры стихают, на море воцаряется штиль и в этот момент как раз воды Нила разливаются, уже не испытывая давления ветра. Геродот с этой идеей также не соглашался, так как не знал больше другого подобного примера.
Но самым нереальным Геродот считал мнение Анаксагора из Клазомен, который считал, что Нил, подобно другим рекам, стекает с высоких гор далеко на юге благодаря таянию тамошних снегов и льдов. Приведу цитату из Геродота, который полемизирует с мнением Анаксогора:
Наконец, третье объяснение, хотя и наиболее правдоподобное, тем не менее, самое ложное. Действительно, и оно так же решительно ничего не объясняет, утверждая, будто Нил выходит из берегов от таяния снегов. Между тем Нил течёт из Ливии, затем проходит через Эфиопскую землю и впадает в море в Египте. В самом деле, как же [разлив] Нила может происходить от [таяния] снегов, если эта река течет из самых жарких стран в страны, значительно более холодные. По крайней мере, всякому, кто вообще в состоянии судить о таких предметах, представляется невероятным, чтобы [разлив] Нила происходил от [таяния] снегов. Первый и решающий довод [против этого] — знойные ветры, дующие из этих стран. Во-вторых, в этой земле вовсе не бывает дождей и она никогда не покрывается льдом. После же снегопада в течение пяти дней непременно должны выпадать дожди. Поэтому если бы [в этих странах] шёл снег, то были бы также и дожди. В-третьих, люди там чёрные от действия [сильного] зноя. Коршуны и ласточки остаются там целую зиму, а журавли, спасаясь от скифских холодов, прилетают в эти места на зимовку. Итак, если бы в этой стране, по которой течёт и откуда берёт начало Нил, выпадало бы хоть немного снега, то ни один из приведенных фактов был бы невозможен, как это и логически необходимо.
В итоге рассуждении Геродот приводят собственную позицию относительно природы разливов Нила:
А если теперь, отвергнув приведённые мнения, я должен высказать свой собственный взгляд на это неясное явление, я скажу, отчего, как мне думается, разливы Нила происходят летом. Зимней порою солнце, гонимое северными ветрами, уходит со своего обычного летнего пути в Верхнюю Ливию. Этим, одним словом, и объясняется всё явление. Ведь та страна, к которой ближе всего этот бог [солнце] и где он пребывает, естественно, самая безводная, и реки там высыхают.
Если же вдаваться в подробности, то дело обстоит вот как. На своем пути через Верхнюю Ливию солнце производит вот какое действие: так как при всегда ясном небе земля там нагрета и нет холодных ветров, то действие [солнца] там такое же, как в летнее время [у нас], когда оно проходит посредине неба. Ведь солнце притягивает к себе воду и затем снова отталкивает её вверх, где её подхватывают ветры, рассеивают и заставляют испаряться. Поэтому совершенно естественно, что ветры, дующие из этой страны (именно, южный и юго-западный), больше всего приносят дождей.
Солнце же, мне думается, каждый раз не отдаёт назад всю нильскую воду, которую ежегодно притягивает к себе, но [всегда] оставляет некоторое количество себе [в пищу]. Когда же зима подходит к концу, солнце снова возвращается на середину неба и с этих пор уже равномерно притягивает к себе воду из всех рек. До того времени [зимою] благодаря обильному притоку дождевой воды реки полноводны, так как в стране выпадают обильные дожди и она испещрена [полными воды] оврагами. Летом же, когда дождей больше нет и солнце притягивает воду, реки мелеют. Нил же, не питаемый дождями, напротив, как раз в это время, когда солнце не притягивает его воды, [т. е. зимою], — единственная из всех рек, у которой, естественно, зимой гораздо меньше воды (сравнительно с нормальным уровнем её летом). Ведь летом солнце притягивает к себе нильские воды в такой же мере, как и воды других рек, тогда как зимой только один Нил подвергается действию солнечных лучей. Таким образом, я держусь того мнения, что солнце — причина [летних разливов] и зимнего обмеления Нила.